Тема | Название | Описание |
---|---|---|
Пояснительная записка | Пояснительная записка |
|
Тема 1 | ЗАДАНИЕ 1 | 1 |
Критерии оценивания сжатого изложения | си |
|
Приёмы сжатия | приёмы |
|
Тексты для сжатого изложения 1-5 | тексты |
|
Тексты для сжатого изложения 6-10 | тексты |
|
Тексты для изложений (банк ФИПИ 2015) | Тексты для изложений (банк ФИПИ) |
|
Тема 2 | ЗАДАНИЕ 2 | 2 |
Тема 3 | ЗАДАНИЕ 3 | 3 |
Средства выразительности | Средства выразительности |
|
Фразеологизмы. | ||
Тема 4 | ЗАДАНИЕ 4 | 4 |
Правописание приставок | Правописание приставок |
|
Необходимо запомнить | 4 |
|
Правописание приставок (список орфограмм) | 4 |
|
Тема 5 | ЗАДАНИЕ 5 | Формулировка задания 5 |
Правописание суффиксов русского языка | Правописание суффиксов русского языка |
|
Тема 6 | ЗАДАНИЕ 6 | Формулировка задания 6 |
Лексика и фразеология | Лексика и фразеология |
|
Тема 7 | ЗАДАНИЕ 7 | Формулировка задания 7 |
Словосочетание. | Словосочетание |
|
Виды подчинительной связи в словосочетании (таблица) | таблица |
|
Тема 8 | ЗАДАНИЕ 8 | Формулировка задания 8 |
Предложение | Предложение |
|
Члены предложения (таблица) | Члены предложения |
|
Способы выражения подлежащего (таблица) | Способы выражения подлежащего |
|
Сказуемое и его основные типы | Сказуемое и его основные типы |
|
Типы сказуемых (таблица) | Типы сказуемых |
|
Трудности при определении основы | ! |
|
Подсказка | 8 |
|
Тема 9 | ЗАДАНИЕ 9 | Формулировка задания 9 |
Простое осложнённое предложение | Протое осложнённое предложение |
|
Пунктограммы | Пунктограммы |
|
Тема 10 | ЗАДАНИЕ 10 | ЗАДАНИЕ 10 |
Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения | Вводные слова и обращения |
|
Тема 11 | ЗАДАНИЕ 11 | 11 |
Пояснения | п |
|
Тема 12 | ЗАДАНИЕ 12 | 12 |
Сложные предложения | сп |
|
Тема 13 | ЗАДАНИЕ 13 | 13 |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. | срр |
|
Тема 14 | ЗАДАНИЕ 14 | 14 |
Бессоюзное предложение | бп |
|
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | сс |
|
Тема 15 | Формулировка задания 15 | 15 |
Конкретный пример задания 15 | задания 15 |
|
Рассуждение. | ||
Тема текста. | Тема текста. Тема текста. Субъект - действующее лицо, или производитель действия, и объект. Тематика художественного произведения Без темы текста быть не может, тема - это то, про что текст. Только применительно к абстрактному термину "тема текста" понимается это "про что" очень широко. Дело в том, что число тем, выступающих предметом авторского внимания (предметом речи), стремится к бесконечности - человеку интересно буквально всё. В связи с этим предлагаем вам темы, объединённые общими признаками. 1. Субъект - человек (автор, рассказчик, герой произведения, персонаж) или животное. Субъект выступает в тексте действующим лицом, или производителем действия. Понятно, что действующих лиц может быть несколько. При раскрытии темы, где предметом авторского внимания выступает субъект, автор акцентирует внимание на "признаках предмета": на чертах лица и характера человека, деталях его костюма, его поведении; на внешнем виде животного, особенностях его поведения. Примеры таких текстов - рассказ А. Чехова "Ионыч", повесть Г. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо". 2. Объект - дом, класс, предприятие, природа, окружающая среда и т. п. Объект выступает в тексте не действующим лицом, а предметом, способным изменять своё качество или состояние. В этом случае автор обращает внимание на "состояние предмета": на внешний вид здания, на окружающую природу, на происходящие с ней изменения, на предметы интерьера (Что такое интерьер? Словарь!). Пример такого текста - упражнение 4 с двумя отрывками про грозу. 3. Событие, во время которого определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия. В этом случае автор показывает произошедшее событие, где принимает участие или за которым наблюдает он сам, герой либо персонажи. Автора интересует поведение действующих лиц в рамках происходящего события. Пример такого текста - рассказ А. Чехова "Лошадиная фамилия". 4. Цепь взаимосвязанных событий, во время которых определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия или персонажи. Автора интересует, как меняется поведение действующих лиц, их характер, мировоззрение в цепи взаимосвязанных событий. Пример такого текста - рассказ Л. Толстого "После бала". 5. Размышления (рассуждения) автора или действующего лица о субъекте, объекте, взаимоотношениях людей, событиях, вопросах бытия и так далее. Примеры таких текстов - любая критическая статья, в том числе многие тексты, предложенные в ЕГЭ, любое ваше сочинение. Вы, очевидно, обратили внимание, что для примера, иллюстрирующего ту или иную тему, достаточно привести название произведения. Однако не всё так просто. Во-первых, название может содержать как понятие, так и образ, то есть быть метафоричным. Так, прочитав название научного доклада "Доказательства присутствия жизни на Марсе", сразу можно понять, что предмет авторского внимания - объект, планета Марс, а также размышления по поводу наличия на этой планете жизни. А о чём говорит, например, название газетной статьи "Соломоново решение"? Зная значение данного фразеологизма, можно предположить, что речь пойдёт о какой-то проблеме, требующей принятия правильного, хотя и компромиссного решения, но всё равно, чтобы в этом убедиться, надо прочитать статью. Названия же литературных произведений чаще всего трактуются неоднозначно. Так, по названию "После бала" можно догадаться, что внимание автора рассказа будет уделено объекту - самому балу и какому-то важному событию, случившемуся потом. И мы действительно узнаем о случае, сыгравшем роковую роль в жизни героя. Но только ли в случае дело? Человек - его переживания, поступки, потери, приобретения - вот что волнует литературу, а уж жизненные ситуации, где раскрывается человеческая натура, придуманы писателем. Во-вторых, тема произведения может быть шире названия. Разве рассказ "Ионыч" только об Ионыче, а повесть "Белый Бим Чёрное ухо" - только о собаке? Нет, там представлены и событие, и развитие событий, и рассуждения персонажей. Только всё это встречается во фрагментах основного текста - эпизодах, больших абзацах, главах, через которые читатель выходит на главную тему, потому что писатель, чтобы высветить своего героя, должен поставить его в различные жизненные ситуации. Поэтому когда исследуют тему художественного произведения, особенно крупных форм, говорят о его тематике в рамках единой, главной, темы. Раскрыть тему - значит обосновать её название на основе анализа текста. Анализировать - значит задавать вопросы и отвечать на них, ибо еще древние говорили, что лучшее знание - это знание, усвоенное в форме вопроса. Обратитесь к любому варианту ЕГЭ - там текст, у которого нет названия. Для анализа это не принципиально, потому что, чтобы понять тему любого небольшого текста, надо: а) двигаться вниз по абзацам, чтобы выявить тему каждого абзаца (подробнее об абзаце как микротеме текста мы еще поговорим); б) для этого ответить на вопрос "О чем говорится в этом абзаце?". Ответ на этот вопрос - микротему каждого абзаца - записать в виде тезиса (это очень важно, записанные тезисы составят вашу аргументацию к обоснованию авторской позиции); в) на основании ответов выявить тему текста. Озаглавить тест исходя из его темы. |
|
Идея текста. Основная мысль текста. | Идея текста. Основная мысль текста. |
|
Рекомендации к написанию 15.1 | 15.1 |
|
Что такое сочинение на лингвистическую тему (15.1)? | Что такое сочинение на лингвистическую тему (15.1)? |
|
план сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | план сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
|
инструкция по написанию сочинения | Пошаговая инструкция по написанию сочинения |
|
Высказывания о русском языке | 59 высказываний о русском языке из Открытого банка заданий (15.1). Одно из этих высказываний может быть на экзамене! |
|
План и образец работы над сочинением | Примерный образец работы на сочинением 15.1. |
|
Речевые клише | Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с использованием речевых клише (речевых оборотов, шаблонных фраз) |
|
Комментарии к возможным высказываниям лингвистов | Комментарии к возможным высказываниям лингвистов |
|
Введение в текст аргументов | КАК ВВЕСТИ В ТЕКСТ АРГУМЕНТЫ? |
|
Клише для написания сочинения 15.1 | Клише для написания сочинения 15.1 |
|
Рекомендации к написанию 15.2 | 15.2 |
|
Инструкция по написанию | Что такое «сочинение по заданному тексту»? |
|
Работа с текстом | примерный вариант работы с текстом для написания изложения 15.2. |
|
Рекомендации к написанию 15.3 | 15.3 |
|
Как работать над заданием 15.3 | советы по работе над сочинением 15.3 |
|
Способы толкования лексического значения | В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса. Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения: |
|
Полезные советы | Полезные советы |
|
Вопросы выпускников | вопросы, которые чаще всего задают выпускники |
|
Тема 20 | модуль 2 | модуль 2 |
Модуль 3 | Модуль 3 |
|
модуль 4 | модуль 4 |
|
модуль 5 | модуль 5 |
|
модуль 6 | Модуль 6 |
|
Модуль 7 | Модуль 7 |
|
Модуль 8 | 8 |
|
Модуль 9 | 9 |
|
Модуль 10 | 10 |
|
Модуль 11 | 11 |
|
Модуль 12 | 12 |
|
Модуль 13 | 13 |
|
Модуль 14 | 14 |