Тема Название Описание
Файл Пояснительная записка

Пояснительная записка

Тема 1 Страница ЗАДАНИЕ 1

 1

Страница Критерии оценивания сжатого изложения

си

Книга Приёмы сжатия

приёмы

Книга Тексты для сжатого изложения 1-5

тексты

Книга Тексты для сжатого изложения 6-10

тексты

Файл Тексты для изложений (банк ФИПИ 2015)

Тексты для изложений (банк ФИПИ)

Тема 2 Страница ЗАДАНИЕ 2

2

Тема 3 Страница ЗАДАНИЕ 3

 3

Страница Средства выразительности

Средства выразительности

Страница Фразеологизмы.
Тема 4 Страница ЗАДАНИЕ 4

4

Книга Правописание приставок

Правописание приставок

Страница Необходимо запомнить

4

Страница Правописание приставок (список орфограмм)

4

Тема 5 Страница ЗАДАНИЕ 5

Формулировка задания 5

Страница Правописание суффиксов русского языка

Правописание суффиксов русского языка

Тема 6 Страница ЗАДАНИЕ 6

Формулировка задания 6

Книга Лексика и фразеология

Лексика и фразеология

Тема 7 Страница ЗАДАНИЕ 7

Формулировка задания 7

Книга Словосочетание.

Словосочетание

Страница Виды подчинительной связи в словосочетании (таблица)

таблица

Тема 8 Страница ЗАДАНИЕ 8

Формулировка задания 8

Страница Предложение

Предложение

Страница Члены предложения (таблица)

Члены предложения

Страница Способы выражения подлежащего (таблица)

Способы выражения подлежащего

Книга Сказуемое и его основные типы

Сказуемое и его основные типы

Страница Типы сказуемых (таблица)

Типы сказуемых

Страница Трудности при определении основы

!

Страница Подсказка

8

Тема 9 Страница ЗАДАНИЕ 9

Формулировка задания 9

Книга Простое осложнённое предложение

Протое осложнённое предложение

Страница Пунктограммы

Пунктограммы

Тема 10 Страница ЗАДАНИЕ 10

ЗАДАНИЕ 10

Книга Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

Вводные слова и обращения

Тема 11 Страница ЗАДАНИЕ 11

11

Страница Пояснения

п

Тема 12 Страница ЗАДАНИЕ 12

12

Страница Сложные предложения

сп

Тема 13 Страница ЗАДАНИЕ 13

13

Страница Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

срр

Тема 14 Страница ЗАДАНИЕ 14

14

Книга Бессоюзное предложение

бп

Книга Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

сс

Тема 15 Страница Формулировка задания 15

15

Страница Конкретный пример задания 15

задания 15

Страница Рассуждение.
Страница Тема текста.

Тема текста.

Тема текста. Субъект - действующее лицо, или производитель действия, и объект. Тематика художественного произведения

Без темы текста быть не может, тема - это то, про что текст. Только применительно к абстрактному термину "тема текста" понимается это "про что" очень широко. Дело в том, что число тем, выступающих предметом авторского внимания (предметом речи), стремится к бесконечности - человеку интересно буквально всё. В связи с этим предлагаем вам темы, объединённые общими признаками.

1. Субъект - человек (автор, рассказчик, герой произведения, персонаж) или животное. Субъект выступает в тексте действующим лицом, или производителем действия. Понятно, что действующих лиц может быть несколько.

При раскрытии темы, где предметом авторского внимания выступает субъект, автор акцентирует внимание на "признаках предмета": на чертах лица и характера человека, деталях его костюма, его поведении; на внешнем виде животного, особенностях его поведения. Примеры таких текстов - рассказ А. Чехова "Ионыч", повесть Г. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо".

2. Объект - дом, класс, предприятие, природа, окружающая среда и т. п. Объект выступает в тексте не действующим лицом, а предметом, способным изменять своё качество или состояние.

В этом случае автор обращает внимание на "состояние предмета": на внешний вид здания, на окружающую природу, на происходящие с ней изменения, на предметы интерьера (Что такое интерьер? Словарь!). Пример такого текста - упражнение 4 с двумя отрывками про грозу.

3. Событие, во время которого определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия.

В этом случае автор показывает произошедшее событие, где принимает участие или за которым наблюдает он сам, герой либо персонажи. Автора интересует поведение действующих лиц в рамках происходящего события. Пример такого текста - рассказ А. Чехова "Лошадиная фамилия".

4. Цепь взаимосвязанных событий, во время которых определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия или персонажи.

Автора интересует, как меняется поведение действующих лиц, их характер, мировоззрение в цепи взаимосвязанных событий. Пример такого текста - рассказ Л. Толстого "После бала".

5. Размышления (рассуждения) автора или действующего лица о субъекте, объекте, взаимоотношениях людей, событиях, вопросах бытия и так далее. Примеры таких текстов - любая критическая статья, в том числе многие тексты, предложенные в ЕГЭ, любое ваше сочинение.

Вы, очевидно, обратили внимание, что для примера, иллюстрирующего ту или иную тему, достаточно привести название произведения. Однако не всё так просто. Во-первых, название может содержать как понятие, так и образ, то есть быть метафоричным. Так, прочитав название научного доклада "Доказательства присутствия жизни на Марсе", сразу можно понять, что предмет авторского внимания - объект, планета Марс, а также размышления по поводу наличия на этой планете жизни. А о чём говорит, например, название газетной статьи "Соломоново решение"? Зная значение данного фразеологизма, можно предположить, что речь пойдёт о какой-то проблеме, требующей принятия правильного, хотя и компромиссного решения, но всё равно, чтобы в этом убедиться, надо прочитать статью. Названия же литературных произведений чаще всего трактуются неоднозначно. Так, по названию "После бала" можно догадаться, что внимание автора рассказа будет уделено объекту - самому балу и какому-то важному событию, случившемуся потом. И мы действительно узнаем о случае, сыгравшем роковую роль в жизни героя. Но только ли в случае дело? Человек - его переживания, поступки, потери, приобретения - вот что волнует литературу, а уж жизненные ситуации, где раскрывается человеческая натура, придуманы писателем.

Во-вторых, тема произведения может быть шире названия. Разве рассказ "Ионыч" только об Ионыче, а повесть "Белый Бим Чёрное ухо" - только о собаке? Нет, там представлены и событие, и развитие событий, и рассуждения персонажей. Только всё это встречается во фрагментах основного текста - эпизодах, больших абзацах, главах, через которые читатель выходит на главную тему, потому что писатель, чтобы высветить своего героя, должен поставить его в различные жизненные ситуации. Поэтому когда исследуют тему художественного произведения, особенно крупных форм, говорят о его тематике в рамках единой, главной, темы.

Раскрыть тему - значит обосновать её название на основе анализа текста. Анализировать - значит задавать вопросы и отвечать на них, ибо еще древние говорили, что лучшее знание - это знание, усвоенное в форме вопроса.

Обратитесь к любому варианту ЕГЭ - там текст, у которого нет названия. Для анализа это не принципиально, потому что, чтобы понять тему любого небольшого текста, надо:

а) двигаться вниз по абзацам, чтобы выявить тему каждого абзаца (подробнее об абзаце как микротеме текста мы еще поговорим);

б) для этого ответить на вопрос "О чем говорится в этом абзаце?". Ответ на этот вопрос - микротему каждого абзаца - записать в виде тезиса (это очень важно, записанные тезисы составят вашу аргументацию к обоснованию авторской позиции);

в) на основании ответов выявить тему текста. Озаглавить тест исходя из его темы.

Страница Идея текста. Основная мысль текста.

Идея текста. Основная мысль текста.

Книга Рекомендации к написанию 15.1

15.1

Страница Что такое сочинение на лингвистическую тему (15.1)?

Что такое сочинение на лингвистическую тему (15.1)?

Страница план сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

план сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Книга инструкция по написанию сочинения

Пошаговая инструкция по написанию сочинения

Книга Высказывания о русском языке

59 высказываний о русском языке из Открытого банка заданий (15.1).

 Одно из этих высказываний может быть на экзамене!

Страница План и образец работы над сочинением

Примерный образец работы на сочинением 15.1.

Книга Речевые клише

 Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему с использованием речевых клише (речевых оборотов, шаблонных фраз)

Книга Комментарии к возможным высказываниям лингвистов

Комментарии к возможным высказываниям лингвистов

Страница Введение в текст аргументов

КАК ВВЕСТИ В ТЕКСТ АРГУМЕНТЫ?

Страница Клише для написания сочинения 15.1

Клише для написания сочинения 15.1

Книга Рекомендации к написанию 15.2

15.2

Книга Инструкция по написанию

Что такое «сочинение по заданному тексту»?
Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.  Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.

Книга Работа с текстом

примерный вариант работы с текстом для написания изложения 15.2.

Книга Рекомендации к написанию 15.3

15.3

Книга Как работать над заданием 15.3

советы по работе  над сочинением 15.3

Книга Способы толкования лексического значения

В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса.

Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения:

Книга Полезные советы

Полезные советы

Книга Вопросы выпускников

вопросы, которые чаще всего задают выпускники

Тема 20 Страница модуль 2

модуль 2

Страница Модуль 3

Модуль 3

Страница модуль 4

модуль 4

Страница модуль 5

модуль 5

Страница модуль 6

Модуль 6

Страница Модуль 7

Модуль 7

Страница Модуль 8

8

Страница Модуль 9

9

Страница Модуль 10

10

Страница Модуль 11

11

Страница Модуль 12

12

Страница Модуль 13

13

Страница Модуль 14

14