Тема | Название | Описание |
---|---|---|
Пояснительная записка |
||
Тема 1 | 1 |
|
си |
||
приёмы |
||
тексты |
||
тексты |
||
Тексты для изложений (банк ФИПИ) |
||
Тема 2 | 2 |
|
Тема 3 | 3 |
|
Средства выразительности |
||
Тема 4 | 4 |
|
Правописание приставок |
||
4 |
||
4 |
||
Тема 5 | Формулировка задания 5 |
|
Правописание суффиксов русского языка |
||
Тема 6 | Формулировка задания 6 |
|
Лексика и фразеология |
||
Тема 7 | Формулировка задания 7 |
|
Словосочетание |
||
таблица |
||
Тема 8 | Формулировка задания 8 |
|
Предложение |
||
Члены предложения |
||
Способы выражения подлежащего |
||
Сказуемое и его основные типы |
||
Типы сказуемых |
||
! |
||
8 |
||
Тема 9 | Формулировка задания 9 |
|
Протое осложнённое предложение |
||
Пунктограммы |
||
Тема 10 | ЗАДАНИЕ 10 |
|
Вводные слова и обращения |
||
Тема 11 | 11 |
|
п |
||
Тема 12 | 12 |
|
сп |
||
Тема 13 | 13 |
|
срр |
||
Тема 14 | 14 |
|
бп |
||
сс |
||
Тема 15 | 15 |
|
задания 15 |
||
Тема текста. Тема текста. Субъект - действующее лицо, или производитель действия, и объект. Тематика художественного произведения Без темы текста быть не может, тема - это то, про что текст. Только применительно к абстрактному термину "тема текста" понимается это "про что" очень широко. Дело в том, что число тем, выступающих предметом авторского внимания (предметом речи), стремится к бесконечности - человеку интересно буквально всё. В связи с этим предлагаем вам темы, объединённые общими признаками. 1. Субъект - человек (автор, рассказчик, герой произведения, персонаж) или животное. Субъект выступает в тексте действующим лицом, или производителем действия. Понятно, что действующих лиц может быть несколько. При раскрытии темы, где предметом авторского внимания выступает субъект, автор акцентирует внимание на "признаках предмета": на чертах лица и характера человека, деталях его костюма, его поведении; на внешнем виде животного, особенностях его поведения. Примеры таких текстов - рассказ А. Чехова "Ионыч", повесть Г. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо". 2. Объект - дом, класс, предприятие, природа, окружающая среда и т. п. Объект выступает в тексте не действующим лицом, а предметом, способным изменять своё качество или состояние. В этом случае автор обращает внимание на "состояние предмета": на внешний вид здания, на окружающую природу, на происходящие с ней изменения, на предметы интерьера (Что такое интерьер? Словарь!). Пример такого текста - упражнение 4 с двумя отрывками про грозу. 3. Событие, во время которого определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия. В этом случае автор показывает произошедшее событие, где принимает участие или за которым наблюдает он сам, герой либо персонажи. Автора интересует поведение действующих лиц в рамках происходящего события. Пример такого текста - рассказ А. Чехова "Лошадиная фамилия". 4. Цепь взаимосвязанных событий, во время которых определённым образом проявляет себя субъект - производитель действия или персонажи. Автора интересует, как меняется поведение действующих лиц, их характер, мировоззрение в цепи взаимосвязанных событий. Пример такого текста - рассказ Л. Толстого "После бала". 5. Размышления (рассуждения) автора или действующего лица о субъекте, объекте, взаимоотношениях людей, событиях, вопросах бытия и так далее. Примеры таких текстов - любая критическая статья, в том числе многие тексты, предложенные в ЕГЭ, любое ваше сочинение. Вы, очевидно, обратили внимание, что для примера, иллюстрирующего ту или иную тему, достаточно привести название произведения. Однако не всё так просто. Во-первых, название может содержать как понятие, так и образ, то есть быть метафоричным. Так, прочитав название научного доклада "Доказательства присутствия жизни на Марсе", сразу можно понять, что предмет авторского внимания - объект, планета Марс, а также размышления по поводу наличия на этой планете жизни. А о чём говорит, например, название газетной статьи "Соломоново решение"? Зная значение данного фразеологизма, можно предположить, что речь пойдёт о какой-то проблеме, требующей принятия правильного, хотя и компромиссного решения, но всё равно, чтобы в этом убедиться, надо прочитать статью. Названия же литературных произведений чаще всего трактуются неоднозначно. Так, по названию "После бала" можно догадаться, что внимание автора рассказа будет уделено объекту - самому балу и какому-то важному событию, случившемуся потом. И мы действительно узнаем о случае, сыгравшем роковую роль в жизни героя. Но только ли в случае дело? Человек - его переживания, поступки, потери, приобретения - вот что волнует литературу, а уж жизненные ситуации, где раскрывается человеческая натура, придуманы писателем. Во-вторых, тема произведения может быть шире названия. Разве рассказ "Ионыч" только об Ионыче, а повесть "Белый Бим Чёрное ухо" - только о собаке? Нет, там представлены и событие, и развитие событий, и рассуждения персонажей. Только всё это встречается во фрагментах основного текста - эпизодах, больших абзацах, главах, через которые читатель выходит на главную тему, потому что писатель, чтобы высветить своего героя, должен поставить его в различные жизненные ситуации. Поэтому когда исследуют тему художественного произведения, особенно крупных форм, говорят о его тематике в рамках единой, главной, темы. Раскрыть тему - значит обосновать её название на основе анализа текста. Анализировать - значит задавать вопросы и отвечать на них, ибо еще древние говорили, что лучшее знание - это знание, усвоенное в форме вопроса. Обратитесь к любому варианту ЕГЭ - там текст, у которого нет названия. Для анализа это не принципиально, потому что, чтобы понять тему любого небольшого текста, надо: а) двигаться вниз по абзацам, чтобы выявить тему каждого абзаца (подробнее об абзаце как микротеме текста мы еще поговорим); б) для этого ответить на вопрос "О чем говорится в этом абзаце?". Ответ на этот вопрос - микротему каждого абзаца - записать в виде тезиса (это очень важно, записанные тезисы составят вашу аргументацию к обоснованию авторской позиции); в) на основании ответов выявить тему текста. Озаглавить тест исходя из его темы. |
||
Идея текста. Основная мысль текста. |
||
15.1 |
||
Что такое сочинение на лингвистическую тему (15.1)? |
||
план сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. |
||
Пошаговая инструкция по написанию сочинения |
||
59 высказываний о русском языке из Открытого банка заданий (15.1). Одно из этих высказываний может быть на экзамене! |
||
Примерный образец работы на сочинением 15.1. |
||
Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с использованием речевых клише (речевых оборотов, шаблонных фраз) |
||
Комментарии к возможным высказываниям лингвистов |
||
КАК ВВЕСТИ В ТЕКСТ АРГУМЕНТЫ? |
||
Клише для написания сочинения 15.1 |
||
15.2 |
||
Что такое «сочинение по заданному тексту»? |
||
примерный вариант работы с текстом для написания изложения 15.2. |
||
15.3 |
||
советы по работе над сочинением 15.3 |
||
В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса. Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения: |
||
Полезные советы |
||
вопросы, которые чаще всего задают выпускники |
||
Тема 20 | модуль 2 |
|
Модуль 3 |
||
модуль 4 |
||
модуль 5 |
||
Модуль 6 |
||
Модуль 7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
||
11 |
||
12 |
||
13 |
||
14 |