Средства выразительности
Анафора – стилистическая фигура, повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Анафоры бывают лексические:
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. Есенин)
Клянусь я первым днем творенья.
Клянусь его последним днем…
(М. Лермонтов)
Повторяющиеся однотипные синтаксические конструкции – синтаксические анафоры:
Я стою у высоких дверей.
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)
Антитеза – стилистическая фигура, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия, строится на антонимах.
Где стол был яств, там гроб стоит. (В. Жуковский)
Антонимы – языковые средства, слова, имеющие противоположные значения. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица).
Гипербола – троп, образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого явления. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский).
Гротеск - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Г. основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Салтыков-Щедрин "История одного города": один из героев(градоначальник) зарезался огурцом, градоначальник Прыщ с фаршированной головой
Диалектизм – слова или выражения, принадлежащие к местным или социальным разновидностям языка. Яруга (овраг), бурак (свекла), попретошный (безолаберный).
Инверсия – стилистическая фигура, расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. обратите внимание, что не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи. Вывели лошадей.
Не понравились они мне. (И. Тургенев).
Ирония – троп, состоящий в употреблении слова и выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Обращение к ослу: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).
Лексический повтор - родовое обозначение анафоры, эпифоры, анадиплосиса, симплоки, повторение одной и той же словоформы на обозримом участке текста. Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский).
Литота – троп, выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить. (Н. Некрасов).
Метафора – троп, употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Скрытое сравнение. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Тенькает синица меж лесных кудрей. (С. Есенин)
Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. С кем мне поделиться той грустной радостью. (С. Есенин).
Олицетворение – троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость… (А. Пушкин).
Риторический вопрос, утверждение или отрицание в форме вопроса; усиливает эмоциональность речи и привлекает внимание слушателя. Что пользы в том, что он живет? Разве жизнь сумасшедшего приятна его родственникам и друзьям, некогда его любившим? (Н. Гоголь) Ужели трезвого найдем / За скатертью студента? (А. Пушкин).
риторическое восклицание - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).
Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику. Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой. (А. Пушкин).
Синонимы – языковые средства, слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем другим. Пример – образец, открыть -- разинуть (рот), коричневые - карие (глаза).
Контекстные синонимы – то же, что и синонимы, но применительно только к данному тексту. Богатый, большой внутренний мир.
Сравнение – троп, сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются различными способами:
- творительным падежом. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Б. Горбатов).
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее, всех дороже, русская земля. (А. Сурков).
- оборотами со сравнительными союзами (как, будто, словно, точно). Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела. (А. Пушкин).
- лексически (при помощи слов похожий, подобный). Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М. Горький)
Фразеологизм (идиома) – устойчивое сочетание слов, имеющее самостоятельное значение только в целом. Бить баклуши, совать палки в колеса, вешать лапшу на уши.
Эпитет – троп, художественное, образное определение. При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное – приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол.
Веселый ветер. Черная тоска. Мороз-воевода. Бродяга-ветер. Гордо реет Буревестник.
Эпифора – стилистическая фигура, повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник? (Н. Гоголь).
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?…
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом. (С. Есенин)