Литературоведческий словарь
ЛС
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Аганактезисриторическое восклицание, выражающее возмущение. О времена! О нравы! (Цицерон) О, дева всех румянее / Среди зелёных гор – / Германия! / Германия! / Германия! / Позор! (М. Цветаева) | |
Аллегорияиносказание, троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д. | |
Аллитерация
повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Лет до ста
| |
Аллюзиястилистическая фигура – намек, употребление некоторого выражения в качестве намека на хорошо известный в данном обществе факт, соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи. "Но вреден север для меня" (намек А. Пушкина на южную ссылку). Наполеоновские замашки, Слава Герострата. | |
Анади́плосис(от др.-греч. ἀναδίπλωσις «сдвоенность») — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. Приём известен с древних времен. Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — | |
Аналогия(от греч. analogia) - соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказываемым суждениям. Видимыми сигналами аналогии служат такие изречения: подобно тому, как..., припомним, как..., представьте себе, подобно тому, как..., так же..., аналогично этому. | |
Анафорастилистическая фигура, повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Анафоры бывают лексические: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) Клянусь я первым днем творенья. Клянусь его последним днем… (М. Лермонтов) Повторяющиеся однотипные синтаксические конструкции – синтаксические анафоры: Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей. (М. Светлов) | |
Анахронизмнарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. | |
Анноминация(лат. annominatio - подобословие) - контактный повтор однокоренных слов. Эта фигура распространена в песенном фольклоре и в произведениях поэтов, в творчестве которых сказалось их увлечение стилизацией речи. "Думаю думу свою..." в "Железной дороге" Н.Некрасова. | |
Антитезастилистическая фигура, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия, строится на антонимах. Где стол был яств, там гроб стоит. (В. Жуковский) | |
Антонимыязыковые средства, слова, имеющие противоположные значения. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица). | |
Антономасия- особый вид метонимии (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение - «лгун, хвастун». Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др. Часто образное значение придается именам других литературных героев (Молчалин, Скалозуб, Манилов, Плюшкин, Отелло, Квазимодо). Подобные имена персонажей могут использоваться как выразительное средство образной речи (...И на Западе много сочиняется пустых книжек и статеек... Пишутся они отчасти французскими Маниловыми, отчасти французскими Чичиковыми. - Черн.). Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей [Мы все глядим в Наполеоны... (П.)]. | |
Архаизмыслова или выражения, вытесненные из активного употребления синонимичными лексическими единицами. Ввод а. в художественный текст может рассматриваться как стилистический прием или как речевая ошибка. В терновом венце революции грядет шестнадцатый год (В. Маяковский). Выя -шея, скорбный лист - история болезни, десница - правая рука. | |
Ассонанс1) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Одну молитву чудную твержу я наизусть. (М. Лермонтов). 2) Неточная рифма, в которой созвучны лишь некоторые звуки (по тропам – топот, птицы – возвратиться, клюква – кукла). | |
Б |
---|
Бессоюзие (или асиндетон)стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями. Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины. Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (А. Пушкин). Бессоюзное перечисление предметных названий для создания впечатление быстрой смены картин: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики… (А. Пушкин). | |
В |
---|
Варваризмзаимствованное слово (часть слова) или оборот, сохраняющий звуковой, а иногда и графический облик языка-источника. * Я здесь живу в деревне и наслаждаюсь far niente (бездельем - О.Л.) и охотой (И. Тургенев)….можно при невежестве быть gentleman'ом (А. Герцен). Интернет - не панацея от всех бед, и не следует поддаваться на призывы "все и везде изменить Web'образно" (Банковские технологии, 1997, №6). | |
Вставные конструкцииязыковые средства, слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире. Мой приход - я это мог заметить - сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича (Т.); Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает во сне (Купр.); | |
Г |
---|
Гиперболатроп, образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого явления. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский). | |
Гипофорариторический прием, вопрос к самому себе. Гипофора облегчает восприятие речи, особенно устной. С помощью гипофор в речи выделяется главное и достигается ее структурирование. «О чем это говорит? Либо о том, что Чубайс не имел возможности выступить с публичным заявлением такого рода, либо о том, что он не имел ничего против оскорбившего инвесторов закона...» | |
Градациястилистическая фигура восходящая градация - фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю; нисходящая градация - фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен); Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (С. Аксаков). | |
Гротеск1. Тип художественной образности, одна из разновидностей комического. Гротеск основан на фантастике, сочетает правдоподобие и карикатуру. Мир гротеска - странный, аномальный, нелогичный ("Крошка Цахес" Гофмана). Этот признак отличает гротеск от фантастики, основанной на допущении, на "достоверности необычного" (А.Н.Толстой). Сон Татьяны Лариной (пятая глава романа «Евгений Онегин») наполнен гротескными образами чудовищ:
Сновидение Татьяны Лариной (произведение "Евгений Онегин", пятая глава) наполнено образами чудовищ, являющимися гротескными. С ужасом замечает эта героиня в убогом шалаше фантастическую пляску, в изображении которой используется гротеск. Примеры: "череп на гусиной шее", "рак верхом на пауке", "вприсядку пляшет" мельница. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/175365/grotesk-primeryi-v-literature-gde-ispolzuetsya-grotesk
Сновидение Татьяны Лариной (произведение "Евгений Онегин", пятая глава) наполнено образами чудовищ, являющимися гротескными. С ужасом замечает эта героиня в убогом шалаше фантастическую пляску, в изображении которой используется гротеск. Примеры: "череп на гусиной шее", "рак верхом на пауке", "вприсядку пляшет" мельница. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/175365/grotesk-primeryi-v-literature-gde-ispolzuetsya-grotesk
| |
Д |
---|
Диалектизмслова или выражения, принадлежащие к местным или социальным разновидностям языка. Яруга (овраг), бурак (свекла), попретошный (безолаберный). | |
Ж |
---|
Жаргонизмыслова и выражения, отличные от общего языка, искусственные, иногда условные, свойственные какой-либо объединенной общими интересами группы. По фене ботать. | |
И |
---|
Инверсиястилистическая фигура, расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, так называемый прямой порядок, с целью усилить выразительность речи. обратите внимание, что не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи – повышение экспрессивности речи. "Вывели лошадей. Не понравились они мне." (И. Тургенев). | |
Интерпретация (истолкование)представляет собой дополнение основного содержания авторской характеристикой обычно в виде вводного предложения или оборота с поясняющим или модально-оценочным значением. "Нет! Новой пятидесятницы не будет, как не будет нового воплощения Сына Божия. Она не может повториться, ни как союз, заключенный в один известный день и час (о чем теперь мечтают), ни как добыча долгого и терпеливого труда целого ряда поколений." А. С. Хомяков. | |
Ирониятроп, состоящий в употреблении слова и выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Обращение к ослу: "Отколе, умная, бредешь ты, голова?" (И. Крылов). | |
Историзмыслово или выражение, вышедшие из употребления в связи с утратой актуальности обозначаемых ими понятий. Появление и. связано с внеязыковыми причинами: развитием общества, изменениями в материальной и духовной культуре народа (вече, волость, нэпман, статский советник, бонна). | |
К |
---|
Канцеляризмыслова или выражения, принадлежащие официально-деловому стилю, употребляемые в повседневной речи. Давай-ка мы с тобой, сынок, заключим мирный договор. | |
Контекстные (контекстуальные) синонимыто же, что и синонимы, но применительно только к данному тексту.Богатый, большой внутренний мир.
| |
Л |
---|
Лапидарностькраткость, отчетливость слов, выражений. | |
Лексический повторродовое обозначение анафоры, эпифоры, анадиплосиса, симплоки, повторение одной и той же словоформы на обозримом участке текста. Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский). | |
Литотатроп, выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. "Ниже тоненькой былиночки надо голову склонить." (Н. Некрасов). | |
М |
---|
Метафоратроп, употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Скрытое сравнение. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. "Тенькает синица меж лесных кудрей."(С. Есенин) | |
Метонимиятроп, употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:
| |
Многозначность (полисемия)языковое средство, наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений, обычно возникающих в результате развития первоначального значения этого слова. Например: КИСТЬ 1. Часть руки от запястья до конца пальцев. | |
Многосоюзие (полисиндетон)стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения, для усиления выразительности речи. "Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр." (Н. Гоголь). То же при повторении союза между сочиненными предложениями. "По ночам горели дома, и дул ветер, и от ветра качались черные тела на виселицах, и над ними кричали вороны." (А. Куприн). | |
Н |
---|
Неологизмыслова или выражения , появившееся в определенный период в каком-л. языке или использованное один раз (окказионализмы ) в каком-л. тексте или акте речи. Принадлежность слов к н. является относительным. полнолуние (М. Ломоносов), промышленность (Н. Карамзин), прозаседавшиеся (В. Маяковский), ежевечерне (Б. Пастернак). | |
О |
---|
Оксюморонсочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. С кем мне поделиться той грустной радостью. (С. Есенин). | |
Олицетворениетроп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость… (А. Пушкин). | |
Омографыв лексической стилистике : разные слова, совпадающие по написанию (*замок 'дворец' - замок (на двери), мука 'продукт' - мука 'мучение'), могут использоваться при создании каламбуров. Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина… (В. Брюсов) | |
Омофоныразные словоформы/словосочетания, совпавшие по звучанию при различии лексических значений, способные порождать двусмысленность. И шаг твой землю тяготил (В. Брюсов, "ишак"). О. может возникнуть при переводе: Можно ли быть равнодушным ко злу? ("козлу", пример И.Б. Голуб). | |
П |
---|
Парадигмаприведение случаев из жизни. Классические примеры - образцы (Одиссей хитроумен - образец хитроумия, Ахилл быстр - образец быстроты, Геракл силен - образец силы). | |
Парадоксстранное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, мнение, противоречащее здравому смыслу. Поговорка «Тише едешь – дальше будешь»,пословица «Благими намерениями устлана дорога в ад», известная басня «Вельможа» И.А.Крылова построена на парадоксе: дурак – правитель попадает в рай… за лень и безделье. Дж. Б.Шоу «Не поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступил с тобой: у вас могут быть разные вкусы». О.Уайльд «Ничего не делать – очень тяжелый труд» | |
Параллелизмстилистическая фигура, одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.» (В. Лебедев - Кумач). | |
Паронимыблизкозвучные однокорневые (исторически) слова. Надеть - одеть, убежденный - убедительный, представиться -преставиться. Столкновение п. может использоваться как стилистический прием для выделения соответствующих понятий: олицетворять собой честь и честность;…Этот жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева). Употребление п. может быть средством уточнения мысли: Все те же ль вы, другие ль девы, / Сменив, не заменили Вас? (А. Пушкин); В ней больше красивости, чем красоты (К. Станиславский). | |
Парцелляцияязыковое средство, членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф. Панферов). | |
Периодосновная единица устно-письменной речи -предложение или группа взаимосвязанных предложений, которая выражает отдельную завершенную мысль и организована для произнесения в публичной речи. Периодическая речь предполагает максимальную четкость и отработанность мысли и тем самым предоставляет аудитории возможность легко понять и оценить мысли оратора или публициста. | |
Перифразатроп, оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (лев), автор «Героя нашего времени» (М. Лермонтов). | |
Плеоназмстилистическая фигура, употребление слов излишних для выражения мысли с целью усиления выразительности речи. Мария Годунова и ее сын Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (А. Пушкин). | |
Повторфигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли: "Пора! Пора! Рога трубят" (А.С. Пушкин) | |
Присоединительные конструкцииязыковое средство, конструкция в форме членов простого предложения, добавляемые к основному высказыванию путем присоединения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, да, да и вообще. Все были в большом смущении, особенно моя мать. (А.Герцен) | |
Просторечияслова и выражения, грамматические формы и конструкции, черты произношения, свойственные нелитературному разговорному употреблению. Евоный, исть. | |
Профессионализмыслова и выражения, свойственные речи какой либо профессиональной группы (напр., на гора в речи шахтеров) … | |
Р |
---|
Ретроспективалирическое отступление о прошлом, обозрение того, что было. | |
Риторический вопросутверждение или отрицание в форме вопроса; усиливает эмоциональность речи и привлекает внимание слушателя. "Что пользы в том, что он живет? Разве жизнь сумасшедшего приятна его родственникам и друзьям, некогда его любившим?" (Н. Гоголь) "Ужели трезвого найдем / За скатертью студента?" (А. Пушкин). | |
Риторическое восклицаниеРиторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. | |
Риторическое обращениестилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику. "Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой." (А. Пушкин). | |
С |
---|
Сарказмзлая ирония | |
Симплока(греч. symploke — сплетение), фигура стилистическая — повторение начальных и конечных слов в двух и более стихах или членах фразы (т. е. соединение анафоры и эпифоры), например "Во поле берёзонька стояла, Во поле кудрявая стояла...". | |
Синекдохатроп, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Начальство осталось довольно. (вместо начальник). В качестве тропа синекдоха представляет собой разновидность метонимии. В синекдохе употребляется:
| |
Синонимыязыковые средства, слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем другим. Пример – образец,открыть -- разинуть (рот), коричневые - карие (глаза).
| |
Сравнениетроп, сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются различными способами:
| |
Т |
---|
Тавтологиясмысловое дублирование высказывания или его частей. Может рассматриваться как речевая ошибка ( речевая избыточность ) или стилистический прием. " Зеленый щит просит защиты", "Крайности Крайнего севера", "Случаен ли несчастный случай?" (заголовки газетных статей). Т. скрытая . Сочетание исконного и заимствованного слов, дублирующих значение друг друга. *Такова се ля ви, моя автобиография, альтернативные выборы, базисное основание, белая карт бланш, габаритные размеры, памятный сувенир. | |
У |
---|
Умолчаниестилистическая фигура, оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадываться о невысказанном. Нет, я хотел… быть может, вы… я думал. Что уж барону время умереть. (А. Пушкин). | |
Устаревшие слова | |
Ф |
---|
Фразеологизм (идиома)устойчивое сочетание слов, имеющее самостоятельное значение только в целом. Бить баклуши, совать палки в колеса, вешать лапшу на уши. | |
Э |
---|
Эвфемизмстилистическая фигура, слово или выражение, которое заменяет более грубое, непристойное. Испортить воздух. | |
Экспрессивный повторсм. лексический повтор + выражение чувств. | |
Эллипсисстилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения. Использование эллипсиса придает высказыванию динамичность, интонацию живой речи, художественную выразительность. Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком. (А. Твардовский). Вместо хлеба – камень, вместо поучения – колотушка. (М. Салтыков – Щедрин). | |
Эпитеттроп, художественное, образное определение. При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное – приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Веселый ветер. Черная тоска. Мороз-воевода. Бродяга-ветер. Гордо реет Буревестник. | |
Эпифорастилистическая фигура, повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник? (Н. Гоголь). Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?… Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. (С. Есенин) | |