На какие особенности общества как системы следует обратить особое внимание при подготовке к экзамену?
Прежде всего необходимо иметь ясные представления о понятии «система». Системой (греч. целое, составленное из частей) принято называть множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Можно сказать и проще – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Общество относится к числу сложных систем (образующих его элементов и связей между ними чрезвычайно много), открытых (взаимодействующих с внешней средой), материальных (реально существующих), динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов). Из всех этих характеристик в учебном курсе и в экзаменационных заданиях специально рассматривается положение об обществе как о динамичной системе.
Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Их принято называть сферами общественной жизни – экономическая, политическая, социальная и духовная. В свою очередь, в каждой из сфер складываются определенные виды деятельности, отношения и соответствующие им институты. Сферы общественной жизни находятся между собой в неразрывной и взаимной связи. Именно взаимодействие сфер, институтов общественной жизни в процессе деятельности отдельных людей и социальных групп является источником развития общества, придает ему качества динамичной (развивающейся) системы.
Проверить, насколько точно и полно усвоены данные теоретические положения, можно, обратившись к заданиям и проанализировав их.
Задание 1. Понятия «рост производства», «инфляция», «соотношение спроса и предложения» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Задание 2. Понятия «классы», «страты», «этнические общности» характеризуют сферу общества
1) экономическую
2) социальную
3) политическую
4) духовную
Комментарий. Для выполнения этих несложных заданий достаточно знать, какие виды деятельности, отношения и институты образуют ту или иную сферу общественной жизни. Нетрудно заметить, что понятия, представленные в первом задании, характеризуют экономическую сферу. Ответ на второе задание относится к сфере социальной.
Сложнее выполнять задания, связанные с характеристикой взаимодействия сфер.
Задание 3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимосвязи экономической и политической сфер общественной жизни.
Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Задание 4. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Комментарий. В задании 3 правильны оба утверждения, в задании 4 – только первое. Экономический кризис (экономическая сфера) становится причиной решения президента о роспуске парламента (политическая сфера). Взаимосвязь экономики и политики очевидна. Анализ утверждения Б в первом задании показывает, что политическая партия (а это институт политической системы общества) разрабатывает программу, которая в современном обществе не может не опираться на научные изыскания и обобщения (наука – институт духовной сферы общества) для преодоления спада производства (экономическая сфера). Что касается утверждения Б во втором задании, то приведенный пример говорит о взаимосвязи политики и экономики: реформы, проведенные государством, способствовали росту темпов промышленного развития.