Вариант №5
1. A 1 № 1222. Для традиционного общества характерно
2) широкое участие народа в общественной жизни
3) занятие основной массы населения в сфере услуг
4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности
2) описание научных фактов
3) обобщение полученных данных
4) наблюдение отдельных фактов и явлений
2) гуманитаризация
3) информатизация
4) профилизация
Продукты элитарной культуры
А. предназначены для потребителя, обладающего специальной подготовкой, воспринимающего сложный эстетический язык данного типа культуры.
Б. не могут в принципе смешиваться с продуктами массовой культуры, становиться коммерчески прибыльными.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
2) устранение разделения труда
3) государственное регулирование затрат производства
4) введение новых налогов
2) инноваций
3) средств производства
4) капиталов
2) инфляцией спроса
3) инфляцией издержек
4) ажиотажным спросом
2) Количество парикмахерских салонов увеличилось.
3) В стране установилась неблагоприятная экономическая ситуация.
4) В моду у женщин вошли сложные причёски и макияж.
А. Прибыль рассчитывается как разница между расходами и издержками.
Б. Главный источник прибыли производителя — создание новых рабочих мест.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) эмоционально-психологической
3) социально-статусной
4) экономической
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
2) Среди утверждающих, что владение иностранными языками необходимо, мужчин больше, чем женщин.
3) Большинство опрошенных ставит изучение иностранных языков в зависимость от рода деятельности.
4) Женщины в основном предпочитают знать только свой родной язык.
А. В условиях информатизации и компьютеризации, усиления роли высоких технологий в социальной сфере возрастает численность работников наукоемких производств и сферы услуг.
Б. Ведущую роль в социальной сфере передовых стран мира играет многочисленный и влиятельный средний класс, включающий экономически независимых от государства людей.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) надзор за исполнением законов органами государственной власти
3) внесение поправок в Конституцию РФ
4) рассмотрение споров хозяйствующих субъектов
2) либеральной
3) социал-демократической
4) коммунистической
2) либеральной
3) социал-демократической
4) коммунистической
А. Политики нередко оказываются перед дилеммой: либо принимать непопулярные меры, либо, отказавшись от этого, еще более ухудшить ситуацию в стране.
Б. Государство является одним из основных субъектов политики.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) обязательность для всех граждан
3) государственная обеспеченность
4) нормативно-правовой характер
2) гражданка С. была принята на работу на испытательный срок
3) гражданин Т. был признан судом невиновным и освобожден прямо в здании суда
4) гражданин У. управлял машиной в нетрезвом состоянии
2) мировому
3) присяжных
4) конституционному
А. может налагаться только администрацией предприятий или судом.
Б. наступает в случае нарушения лицом правовых норм.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное |
Искусство | Освоение и воплощение эстетических ценностей |
1) Умозаключение; 2) ощущение; 3) представление; 4) суждение; 5) планирование; 6) описание.
Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.
Ответ:________________________.
ПРИЗНАК | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
А) образность
Б) логическая целостность В) художественный язык
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира
Д) обоснованность |
1) наука 2) искусство |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
... | ... | ... | ... | ... |
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
Ответ:_____________.
(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придаёт ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ:
A | Б | В | Г | Д |
___ | ___ | ___ | ___ | ___ |
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Когда хотят охарактеризовать какого-то человека, часто говорят о нём то как о личности, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются. (А) ___ – это конкретный человек, во всём своеобразии своих физических и физиологических качеств и свойств. Если речь идёт о социально значимых качествах – используется понятие ___ (Б). В психологии понятие «личность» чаще всего используется в двух основных значениях. Во-первых, личность – это любой человек, обладающий ____ (В). Другие психологи подчёркивают, что личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе____ (Г) человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Необходимая характеристика личности – её ___ (Д). Человек на этом уровне развития способен воздействовать на ____ (Е), изменять её в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) субъект
2) личность
3) окружающая действительность
4) сознание
5) активность
6) объект
7) социальный
8) индивидуальность
9) самопознание
Выберите из приведённого ниже списка характеристики, свидетельствующие о том, что судебная система страны Z демократизируется, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уголовные дела рассматриваются в отсутствии обвиняемого.
2) Введён суд присяжных.
3) Вводится апелляционный порядок обжалования решения судов первой инстанции.
4) Домашний арест как мера пресечения заменяется во всех случаях заключением обвиняемого под стражу.
5) Предварительное расследование уголовных дел поручается независимому от полиции органу.
6) Исключается возможность подачи гражданского иска к органам государственной власти.
1) Социальный институт; 2) общество как система; 3) социальная группа; 4) сфера общественной жизни; 5) общественные отношения.
Ответ:_______________________.
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д.А. Лалетин)
Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д.А. Лалетин)
Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д.А. Лалетин)
Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д.А. Лалетин)
Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить» (У. Шекспир).
С9.2 Социальная психология: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (C. Л. Рубинштейн).
С9.3 Экономика: «Богатство заключается в населении, а не в обширности территорий, тщетной без обывателей» (М. Ломоносов).
С9.4 Социология: «Семья — это кристалл общества» (В. Гюго).
С9.5 Политология: «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б. Кистяковский).
С9.6 Правоведение: «Правозаконность — одно из величайших достижений либеральной эпохи, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации» (Ф. Хайек).