Вариант №5

1. A 1 № 1222. Для тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства ха­рак­тер­но

1) дли­тель­ное су­ще­ство­ва­ние об­щи­ны
2) ши­ро­кое уча­стие на­ро­да в об­ще­ствен­ной жизни
3) за­ня­тие ос­нов­ной массы на­се­ле­ния в сфере услуг
4) при­зна­ние в ка­че­стве глав­ной цен­но­сти прав и сво­бод лич­но­сти
2. A 2 № 4374. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет тео­ре­ти­че­ский уро­вень по­зна­ния?
1) про­ве­де­ние на­уч­но­го экс­пе­ри­мен­та
2) опи­са­ние на­уч­ных фак­тов
3) обоб­ще­ние по­лу­чен­ных дан­ных
4) на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и яв­ле­ний
3. A 3 № 521. Со­вре­мен­ные элек­трон­ные обу­ча­ю­щие про­грам­мы вы­пол­ня­ют функ­ции парт­не­ра по ком­му­ни­ка­ции, слу­жат сти­му­лом к ор­га­ни­за­ции диа­ло­га между уча­щи­ми­ся и вы­сту­па­ют в роли кон­суль­тан­та. Какую из пе­ре­чис­лен­ных ниже тен­ден­ций раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?
1) гу­ма­ни­за­ция
2) гу­ма­ни­та­ри­за­ция
3) ин­фор­ма­ти­за­ция
4) про­фи­ли­за­ция
4. A 4 № 3519. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­дук­тах эли­тар­ной куль­ту­ры?

 

Про­дук­ты эли­тар­ной куль­ту­ры

А. пред­на­зна­че­ны для по­тре­би­те­ля, об­ла­да­ю­ще­го спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой, вос­при­ни­ма­ю­ще­го слож­ный эс­те­ти­че­ский язык дан­но­го типа куль­ту­ры.

Б. не могут в прин­ци­пе сме­ши­вать­ся с про­дук­та­ми мас­со­вой куль­ту­ры, ста­но­вить­ся ком­мер­че­ски при­быль­ны­ми.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не верны
5. A 5 № 4488. Что со­дей­ству­ет эф­фек­тив­но­сти про­из­вод­ства в усло­ви­ях рынка?
1) эко­но­ми­че­ская сво­бо­да про­из­во­ди­те­лей
2) устра­не­ние раз­де­ле­ния труда
3) го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние за­трат про­из­вод­ства
4) вве­де­ние новых на­ло­гов
6. A 6 № 3671. По­вы­ше­ние вос­тре­бо­ван­но­сти спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти юри­ди­че­ских наук ил­лю­стри­ру­ет си­ту­а­цию на рынке
1) труда
2) ин­но­ва­ций
3) средств про­из­вод­ства
4) ка­пи­та­лов
7. A 7 № 4453. Устой­чи­вый рост цен на то­ва­ры и услу­ги, свя­зан­ный с од­но­вре­мен­ным по­вы­ше­ни­ем спро­са на боль­шин­стве рын­ков стра­ны, на­зы­ва­ют
1) де­фи­ци­том
2) ин­фля­ци­ей спро­са
3) ин­фля­ци­ей из­дер­жек
4) ажи­о­таж­ным спро­сом
8. A 8 № 4491. На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке па­рик­ма­хер­ских услуг (Р - цена, Q - ко­ли­че­ство). Про­ана­ли­зи­руй­те из­ме­не­ние пред­ло­же­ния (линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в по­ло­же­ние S1). Чем может быть объ­яс­не­но по­доб­ное из­ме­не­ние?
1) Ре­кла­ма па­рик­ма­хер­ских услуг стала более ин­тен­сив­ной.
2) Ко­ли­че­ство па­рик­ма­хер­ских са­ло­нов уве­ли­чи­лось.
3) В стра­не уста­но­ви­лась не­бла­го­при­ят­ная эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция.
4) В моду у жен­щин вошли слож­ные причёски и ма­ки­яж.
9. A 9 № 416. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о при­бы­ли про­из­во­ди­те­ля?

А. При­быль рас­счи­ты­ва­ет­ся как раз­ни­ца между рас­хо­да­ми и из­держ­ка­ми.

Б. Глав­ный ис­точ­ник при­бы­ли про­из­во­ди­те­ля — со­зда­ние новых ра­бо­чих мест.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны
10. A 10 № 4158. За­бо­та о со­блю­де­нии чле­на­ми семьи со­ци­аль­ных норм - при­мер про­яв­ле­ния функ­ции семьи
1) со­ци­аль­но­го кон­тро­ля
2) эмо­ци­о­наль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской
3) со­ци­аль­но-ста­тус­ной
4) эко­но­ми­че­ской
11. A 11 № 4531. Ев­ро­пей­ский день язы­ков, учре­ждённый Со­ве­том Ев­ро­пы, изу­ча­лись мне­ния жи­те­лей одной из стран о том, не­об­хо­ди­мо ли со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку вла­де­ние ино­стран­ны­ми язы­ка­ми. По­лу­чен­ные дан­ные (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы?

1) По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство опро­шен­ных муж­чин и жен­щин счи­та­ют не­об­хо­ди­мым вла­де­ние ино­стран­ны­ми язы­ка­ми.
2) Среди утвер­жда­ю­щих, что вла­де­ние ино­стран­ны­ми язы­ка­ми не­об­хо­ди­мо, муж­чин боль­ше, чем жен­щин.
3) Боль­шин­ство опро­шен­ных ста­вит изу­че­ние ино­стран­ных язы­ков в за­ви­си­мость от рода де­я­тель­но­сти.
4) Жен­щи­ны в ос­нов­ном пред­по­чи­та­ют знать толь­ко свой род­ной язык.
12. A 12 № 2589. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о тен­ден­ци­ях в раз­ви­тии со­ци­аль­ной сферы?

А. В усло­ви­ях ин­фор­ма­ти­за­ции и ком­пью­те­ри­за­ции, уси­ле­ния роли вы­со­ких тех­но­ло­гий в со­ци­аль­ной сфере воз­рас­та­ет чис­лен­ность ра­бот­ни­ков на­у­ко­ем­ких про­из­водств и сферы услуг.

Б. Ве­ду­щую роль в со­ци­аль­ной сфере пе­ре­до­вых стран мира иг­ра­ет мно­го­чис­лен­ный и вли­я­тель­ный сред­ний класс, вклю­ча­ю­щий эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства людей.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны
13. A 13 № 4161. К сфере де­я­тель­но­сти Вер­хов­но­го Суда РФ от­но­сит­ся
1) при­ня­тие кас­са­ци­он­ных жалоб по уго­лов­ным делам
2) над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти
3) вне­се­ние по­пра­вок в Кон­сти­ту­цию РФ
4) рас­смот­ре­ние спо­ров хо­зяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов
14. A 14 № 3418. Для какой из ве­ду­щих по­ли­ти­че­ских идео­ло­гий ха­рак­тер­но вы­ска­зы­ва­ние: «Важ­ной цен­но­стью для го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ная со­ли­дар­ность, сгла­жи­ва­ние из­бы­точ­но­го со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства. Для этого це­ле­со­об­раз­но вве­де­ние про­грес­сив­но­го на­ло­га на до­хо­ды. За счёт бо­га­тых слоёв на­се­ле­ния сле­ду­ет под­дер­жи­вать со­ци­аль­но не­за­щищённые ка­те­го­рии»?
1) кон­сер­ва­тив­ной
2) ли­бе­раль­ной
3) со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской
4) ком­му­ни­сти­че­ской
15. A 15 № 2686. Вы­ступ­ле­ние за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость и ра­вен­ство граж­дан не­за­ви­си­мо от их об­ще­ствен­но­го по­ло­же­ния, борь­ба за де­мо­кра­тию, со­хра­не­ние со­ци­аль­но­го мира, не­об­хо­ди­мость со­ци­аль­ной за­щи­ты тру­дя­щих­ся со сто­ро­ны го­су­дар­ства. Для какой по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии ха­рак­тер­ны эти цели?
1) кон­сер­ва­тив­ной
2) ли­бе­раль­ной
3) со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской
4) ком­му­ни­сти­че­ской
16. A 16 № 275. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­ке?

А. По­ли­ти­ки не­ред­ко ока­зы­ва­ют­ся перед ди­лем­мой: либо при­ни­мать не­по­пу­ляр­ные меры, либо, от­ка­зав­шись от этого, еще более ухуд­шить си­ту­а­цию в стра­не.

Б. Го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся одним из ос­нов­ных субъ­ек­тов по­ли­ти­ки.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны
17. A 17 № 2633. Кон­сти­ту­цию от всех дру­гих фе­де­раль­ных за­ко­нов от­ли­ча­ет
1) выс­шая юри­ди­че­ская сила
2) обя­за­тель­ность для всех граж­дан
3) го­су­дар­ствен­ная обес­пе­чен­ность
4) нор­ма­тив­но-пра­во­вой ха­рак­тер
18. A 18 № 868. Какая си­ту­а­ция ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми тру­до­во­го права?
1) граж­да­нин Р. подал за­яв­ле­ние в суд о раз­де­ле иму­ще­ства с быв­шей су­пру­гой
2) граж­дан­ка С. была при­ня­та на ра­бо­ту на ис­пы­та­тель­ный срок
3) граж­да­нин Т. был при­знан судом не­ви­нов­ным и осво­бож­ден прямо в зда­нии суда
4) граж­да­нин У. управ­лял ма­ши­ной в не­трез­вом со­сто­я­нии
19. A 19 № 1092. В РФ эко­но­ми­че­ский спор между юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми по во­про­су о при­зна­нии права соб­ствен­но­сти под­ве­дом­ствен суду
1) ар­бит­раж­но­му
2) ми­ро­во­му
3) при­сяж­ных
4) кон­сти­ту­ци­он­но­му
20. A 20 № 3424. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти? Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность

 

А. может на­ла­гать­ся толь­ко ад­ми­ни­стра­ци­ей пред­при­я­тий или судом.

Б. на­сту­па­ет в слу­чае на­ру­ше­ния лицом пра­во­вых норм.

1) верно толь­ко А
2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния
4) оба суж­де­ния не­вер­ны
21. B 1 № 650. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

 

Формы осво­е­ния мира
ФОРМА ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... Осво­е­ние ми­ро­воз­зрен­че­ских уста­но­вок, ос­но­ван­ных на вере в сверхъ­есте­ствен­ное
Ис­кус­ство Осво­е­ние и во­пло­ще­ние эс­те­ти­че­ских цен­но­стей
22. B 2 № 3800. Ниже при­ведён пе­ре­чень ха­рак­те­ри­стик. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к фор­мам по­зна­ния.

 

1) Умо­за­клю­че­ние; 2) ощу­ще­ние; 3) пред­став­ле­ние; 4) суж­де­ние; 5) пла­ни­ро­ва­ние; 6) опи­са­ние.

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны тер­ми­ны, вы­па­да­ю­щие из этого ряда.

 

Ответ:________________________.

23. B 3 № 134. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и от­рас­лью куль­ту­ры, про­из­ве­де­ния ко­то­рой он ха­рак­те­ри­зу­ет: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНАК ОТ­РАСЛЬ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) об­раз­ность

 

Б) ло­ги­че­ская це­лост­ность

В) ху­до­же­ствен­ный язык

 

Г) чув­ствен­но-эмо­ци­о­наль­ное от­ра­же­ние мира

 

Д) обос­но­ван­ность

1) наука

2) ис­кус­ство

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

А Б В Г Д
... ... ... ... ...
24. B 4 № 4544. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка, име­ю­щие пре­иму­ще­ствен­но со­ци­аль­ную при­ро­ду, и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) пре­об­ра­зо­вы­вать окру­жа­ю­щую среду

2) ви­деть цель своих дей­ствий

3) адап­ти­ро­вать­ся к при­род­ным усло­ви­ям

4) мыс­лить

5) про­из­во­дить потом­ство

6) че­ре­до­вать пе­ри­о­ды ак­тив­но­сти и от­ды­ха

 

Ответ:_____________.

25. B 5 № 4099. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Голод и не­до­еда­ние части на­се­ле­ния Земли без пре­уве­ли­че­ния можно счи­тать гло­баль­ной про­бле­мой со­вре­мен­но­сти. (Б) Воз­рос­шая вза­и­мо­связь и вза­и­мо­за­ви­си­мость на­ро­дов придаёт ряду про­блем об­ще­ства гло­баль­ный ха­рак­тер. (В) Каж­дые трое из пяти детей Юго-Во­сточ­ной Азии стра­да­ют от не­до­еда­ния, а к югу от Са­ха­ры это участь 30% детей. (Г) Уси­лия от­дель­ных стран пока не­до­ста­точ­но эф­фек­тив­ны и не дают нуж­но­го ре­зуль­та­та. (Д) К со­жа­ле­нию, су­ще­ству­ю­щие бла­го­тво­ри­тель­ные фонды и про­грам­мы яв­ля­ют­ся ма­ло­эф­фек­тив­ны­ми.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

 

Ответ:

A Б В Г Д
___ ___ ___ ___ ___
26. B 6 № 4762. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

Когда хотят оха­рак­те­ри­зо­вать ка­ко­го-то че­ло­ве­ка, часто го­во­рят о нём то как о лич­но­сти, то как об ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. В пси­хо­ло­гии эти по­ня­тия раз­ли­ча­ют­ся. (А) ___ – это кон­крет­ный че­ло­век, во всём свое­об­ра­зии своих фи­зи­че­ских и фи­зио­ло­ги­че­ских ка­честв и свойств. Если речь идёт о со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­че­ствах – ис­поль­зу­ет­ся по­ня­тие ___ (Б). В пси­хо­ло­гии по­ня­тие «лич­ность» чаще всего ис­поль­зу­ет­ся в двух ос­нов­ных зна­че­ни­ях. Во-пер­вых, лич­ность – это любой че­ло­век, об­ла­да­ю­щий ____ (В). Дру­гие пси­хо­ло­ги подчёрки­ва­ют, что лич­но­стью сле­ду­ет на­зы­вать че­ло­ве­ка, до­стиг­ше­го опре­делённого уров­ня пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия. Этот уро­вень ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что в про­цес­се____ (Г) че­ло­век на­чи­на­ет вос­при­ни­мать и пе­ре­жи­вать са­мо­го себя как еди­ное целое, от­лич­ное от дру­гих людей и вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в по­ня­тии «я». Не­об­хо­ди­мая ха­рак­те­ри­сти­ка лич­но­сти – её ___ (Д). Че­ло­век на этом уров­не раз­ви­тия спо­со­бен воз­дей­ство­вать на ____ (Е), из­ме­нять её в своих целях, а также из­ме­нять в своих целях са­мо­го себя.

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) субъ­ект

2) лич­ность

3) окру­жа­ю­щая дей­стви­тель­ность

4) со­зна­ние

5) ак­тив­ность

6) объ­ект

7) со­ци­аль­ный

8) ин­ди­ви­ду­аль­ность

9) са­мо­по­зна­ние

27. B 7 № 4887. В стра­не Z про­изо­шло ре­фор­ми­ро­ва­ние су­деб­ной си­сте­мы.

Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже спис­ка ха­рак­те­ри­сти­ки, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что су­деб­ная си­сте­ма стра­ны Z де­мо­кра­ти­зи­ру­ет­ся, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Уго­лов­ные дела рас­смат­ри­ва­ют­ся в от­сут­ствии об­ви­ня­е­мо­го.

2) Введён суд при­сяж­ных.

3) Вво­дит­ся апел­ля­ци­он­ный по­ря­док об­жа­ло­ва­ния ре­ше­ния судов пер­вой ин­стан­ции.

4) До­маш­ний арест как мера пре­се­че­ния за­ме­ня­ет­ся во всех слу­ча­ях за­клю­че­ни­ем об­ви­ня­е­мо­го под стра­жу.

5) Пред­ва­ри­тель­ное рас­сле­до­ва­ние уго­лов­ных дел по­ру­ча­ет­ся не­за­ви­си­мо­му от по­ли­ции ор­га­ну.

6) Ис­клю­ча­ет­ся воз­мож­ность по­да­чи граж­дан­ско­го иска к ор­га­нам го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

28. B 8 № 3843. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) Со­ци­аль­ный ин­сти­тут; 2) об­ще­ство как си­сте­ма; 3) со­ци­аль­ная груп­па; 4) сфера об­ще­ствен­ной жизни; 5) об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

 

Ответ:_______________________.

29. C 1 № 4066. Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

(Д.А. Ла­ле­тин)

 

При­ве­ди­те на ос­но­ве тек­ста любые три зна­че­ния тер­ми­на «куль­ту­ра».

30. C 2 № 4067. Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

(Д.А. Ла­ле­тин)

 

Как, по мне­нию ав­то­ра, свя­за­ны куль­ту­ра и де­я­тель­ность? По­ка­жи­те эту связь, об­ра­тив­шись к любым двум яв­ле­ни­ям куль­ту­ры, ука­зан­ным в тек­сте.

31. C 3 № 4068. Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

(Д.А. Ла­ле­тин)

 

Автор ка­са­ет­ся идеи диа­ло­га куль­тур. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три при­ме­ра диа­ло­га куль­тур в со­вре­мен­ном об­ще­стве.

32. C 4 № 4069. Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

(Д.А. Ла­ле­тин)

 

Автор утвер­жда­ет, что со­ци­аль­ные по­ро­ки яв­ля­ют­ся не­отъ­ем­ле­мым эле­мен­том куль­ту­ры об­ще­ства. При­ве­ди­те три соб­ствен­ных суж­де­ния, под­твер­жда­ю­щих или опро­вер­га­ю­щих по­зи­цию ав­то­ра.

33. C 5 № 70. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «сво­бо­да че­ло­ве­ка»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о сво­бо­де че­ло­ве­ка.
34. C 6 № 4857. На­зо­ви­те любые три аген­та со­ци­а­ли­за­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром дей­ствие каж­до­го из них.
35. C 7 № 4734. Ра­бот­ни­ки пред­при­я­тия Z стре­мят­ся сде­лать про­из­вод­ствен­ную де­я­тель­ность более эф­фек­тив­ной, так как по­лу­ча­ют часть до­хо­да пред­при­я­тия, вла­дея его цен­ны­ми бу­ма­га­ми. Это право на доход со­хра­ня­ет­ся за ними и после уволь­не­ния. Опре­де­ли­те ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вую форму пред­при­я­тия и пе­ре­чис­ли­те три права его ра­бот­ни­ков, по ко­то­рым вы опре­де­ли­те ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вую форму пред­при­я­тия.
36. C 8 № 1812. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Де­я­тель­ность че­ло­ве­ка». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.
37. C 9 № 629. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Ви­деть и чув­ство­вать — это быть, раз­мыш­лять — это жить» (У. Шекс­пир).

С9.2 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «При объ­яс­не­нии любых пси­хи­че­ских яв­ле­ний лич­ность вы­сту­па­ет как во­еди­но свя­зан­ная со­во­куп­ность внут­рен­них усло­вий, через ко­то­рые пре­лом­ля­ют­ся все внеш­ние воз­дей­ствия» (C. Л. Ру­бин­штейн).

С9.3 Эко­но­ми­ка: «Бо­гат­ство за­клю­ча­ет­ся в на­се­ле­нии, а не в об­шир­но­сти тер­ри­то­рий, тщет­ной без обы­ва­те­лей» (М. Ло­мо­но­сов).

С9.4 Со­цио­ло­гия: «Семья — это кри­сталл об­ще­ства» (В. Гюго).

С9.5 По­ли­то­ло­гия: «Нет еди­ных и одних и тех же идей сво­бо­ды лич­но­сти, пра­во­во­го строя, кон­сти­ту­ци­он­но­го го­су­дар­ства, оди­на­ко­вых для всех на­ро­дов» (Б. Ки­стя­ков­ский).

С9.6 Пра­во­ве­де­ние: «Пра­во­за­кон­ность — одно из ве­ли­чай­ших до­сти­же­ний ли­бе­раль­ной эпохи, по­слу­жив­ших не толь­ко щитом сво­бо­ды, но и от­ла­жен­ным юри­ди­че­ским ме­ха­низ­мом ее ре­а­ли­за­ции» (Ф. Хайек).