Упражнение 7.
Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов.
1. Однажды слышит русский пленный: в горах раздался крик военный (Пушкин). 2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны (Пушкин). 3. Казалось бы, розыски его пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны (Каверин). 4. Вспомним с нами отступавших, воевавших год иль час, павших, без вести пропавших, с кем мы виделись хоть раз (Твардовский). 5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты (Заварин). 6. Сумчатые – это подкласс млекопитающих, которые донашивают детей в сумке (Заварин). 7. Из корня валерианы готовят снотворные средства (Круглов). 8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю (Крелин). 9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади (Макаров). 10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умея, мать маленькому племяннику (Л. Толстой). 11. Танцевать она выучилась на детских балах (Лермонтов). 12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу (Федин). 13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли (Федин). 14. Дальше к реке, от ванных зданий, где лечатся больные, текут серные ключи (Первенцев). 15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода (Чехов). 16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые (Чехов). 17. Вот и знакомые, десятки раз исхоженные и изъезженные горы (Симонов). 18. Женщины на голове кокошники золотые носили (Л. Толстой). 19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые, стал считать их (Л. Толстой). 20. Горничная сказала, что барыни нет дома (Чехов).
Образец выполнения:
1. (№ предложения) русский - прилагательное, русский ← русь, суффиксальный.