Контроль и контрольно-оценочная деятельность в современном педагогическом образовании.

     Проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.

     Педагогические технологии должны идти в ногу со временем. Темп современной жизни предъявляет новые требования к процессу обучения. Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль. Очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен и  Государственная Итоговая Аттестация проводятся в форме тестов, к которым, безусловно, учащихся необходимо готовить. Нельзя не сказать и об образовательных стандартах второго поколения, предусматривающих овладение универсальными учебными действиями. Тестовая форма контроля способствует  совершенствованию владения логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации  и формированию самоконтроля и самооценки, умению самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа. Не остаётся без изменения и деятельность учителя. Использование на уроке тестов требует от педагога перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся. И здесь как нельзя лучше подходит именно тест. Во-первых, это оперативная, объективная проверка уровня знаний, умений и навыков учеников, которая помогает своевременно выявить и впоследствии ликвидировать пробелы в усвоении материала. Во-вторых, проверка результатов тестирования занимает меньше времени по сравнению с другими видами контроля.

Тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:

  • объективность измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии;
    • выявление индивидуального темпа обучения, а также пробелов в текущей и итоговой подготовке;
    • снижение уровня  психологической тревожности, стрессового состояния;
    • возможность регулярного систематичного проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
    • всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
    • единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений;
    • высокая надежность, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка;
      • организация рейтинга - эффективного средства повышения учебной мотивации.
      • возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.

     В сочетании с ПК, тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля - наиболее современных в организации учебного процесса.

Говоря о применении компьютерных средств, можно отметить разнообразие компьютерных программ, с помощью которых можно создавать интереснейшие наглядные тестовые задания и полноценные тесты.  Это уже известные многим приложения http://quizlet.com и http://learningapps.org , программы - конструкторы тестов: http://indigotech.ru/ , http://www.softportal.com/software-2062-konstruktor-testov.html, http://onlinetestpad.com/ru-ru/Main/TestMaker.aspx, http://freesoft.ru/?id=679489.

     «Компьютерные» - педагогические тесты имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при их разработке. Анализ информации на экране монитора компьютера часто бывает затруднен из-за неправильной подачи материала. Хотя именно компьютеризованное тестирование имеет свои преимущества и перспективы применения в образовании. Особая роль здесь принадлежит индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Выявление индивидуальных особенностей ребенка с помощью компьютерных тестов позволяет говорить об их актуальности для современной системы образования. Компьютерные программы, используемые для тестирования, - это инструменты для проведения полного цикла данного процесса, начиная с разработки теста и заканчивая учетом и анализом результатов. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий. Конечно же, компьютерные тесты необходимо адаптировать к реальному учебному процессу. Одно из главных требований к подобным тестам – многовариантность -  является и его преимуществом. Она представляется в двух видах: во-первых, по данным заданий, во-вторых, по порядку их предъявления. Реализация этого требования снимает сразу две организационные проблемы: списывание и запоминание ответов.

     Без тестов невозможен переход к прогрессивному обучению на основе принятой у нас системы полного усвоения знаний. Обучение начинается с входного тестирования, сопровождается текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивается объективным тестированием учебных достижений.  Как прозорливо отмечал П.П. Блонский «... тесты - это больше, чем средство контроля; это средство рационализации школьного дела...», и хочется добавить, образования в целом.

Последнее изменение: Среда, 31 октября 2012, 09:21