ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (Урок №25-11 класс)

1. Понятие политического процесса

В мак­роаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последова­тельная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных со­циально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцес­сов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это по­нятие определяется в авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук», где «политический процесс сводится к деятель­ности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и груп­повых интересов».

Подход, набирающий все большую популярность в со­временной политической теории, исходит не из существования не­зыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динами­ческого движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье) и постоянно распадающихся инвариантов политических структур (А. Гидденс). Именно в таком духе интерпретирует со­циальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Соци­альная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного време­ни, связанный с изменением его места в пространстве или моди­фикацией его характеристик.

2. Типы политических процессов: Различные страны мира имеют совершенно разные характер и уровень динамичности, а также направленность политических процессов. Например, на территории одной из самых стабильных стран мира, Великобритании, долгие годы происходил бурный этноконфессиональный конфликт между англичанами и ирландцами, про­тестантами и католиками, отголоски которого время от времени отзывались взрывами в тихом Лондоне, организованными террори­стами Ирландской республиканской армии (ИРА).

2.1. Локально-региональные и глобальные процессы (взаимные переходы).

2.2. Стабильные и кризисные процессы.

2.3. Легальные и «теневые» процессы.

3. Основные компоненты политического процесса. Гражданское давление и государственное управление

В поли­тический процесс обязательно входит функционирование государст­венных институтов, таких как правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивиду­альная активность граждан. В связи с этим политический процесс нередко трактуют как довольно сложную конфигурацию сознатель­ной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государст­вом действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.

Политический процесс – это и не­кая стихия, которой противостоят органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы этого процесса, фор­мулирующие цели и принимающие решения по поводу приоритет­ных общественных проблем. Все это проявляется в авторитарных режимах в периоды кризисов особенно ярко.

В итоге можно заключить, что государ­ственное управление играет роль интегрирующей общество силы, формулирующей коллективные цели и принимающей решения, а с другой — давление гражданского общества и политическое участие связано с функцией представительства интересов групп и индиви­дов.

1.Пять основных фаз развертывания полити­ческой динамики:

a.             артикуляция индивидуальных и групповых ин­тересов

b.             агрегирова­ние интересов

c.             выработка политического курса

d.             реализация принятых решений

e.             контроль и арбитраж

4.  Особенности политического процесса в России

1.нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;

2. отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;

3. неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;

4. отсутствие интеграции участников политического процесса вследствие отсутсвия в обществе единой коммуникационной системы;

5. в основе политического процесса лежит активный стиль навязывания нововведений со стороны правительства;

6. высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов;

7. тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых стран.

Last modified: Monday, 3 March 2014, 5:30 PM