1. Понятие политического процесса
В макроаспекте политический процесс определяется как динамическая характеристика всей политической системы в целом, последовательная смена ее состояний, стадий развития. Что же касается микроаспекта, то под политическим процессом в данном случае понимается некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов, то есть совокупность субпроцессов или микропроцессов. Именно в последнем измерении это понятие определяется в авторитетной «Международной энциклопедии социальных наук», где «политический процесс сводится к деятельности людей в различных группах по поводу борьбы за власть и ее использования для достижения своих индивидуальных и групповых интересов».
Подход, набирающий все большую популярность в современной политической теории, исходит не из существования незыблемых систем, а из противоположной идеи приоритета динамического движения, текучего социально-политического поля (П. Бурдье) и постоянно распадающихся инвариантов политических структур (А. Гидденс). Именно в таком духе интерпретирует социальный процесс П. Сорокин в своем классическом труде «Социальная и культурная мобильность» (1937), понимая под последним вид движения изучаемого объекта в течение определенного времени, связанный с изменением его места в пространстве или модификацией его характеристик.
2. Типы политических процессов: Различные страны мира имеют совершенно разные характер и уровень динамичности, а также направленность политических процессов. Например, на территории одной из самых стабильных стран мира, Великобритании, долгие годы происходил бурный этноконфессиональный конфликт между англичанами и ирландцами, протестантами и католиками, отголоски которого время от времени отзывались взрывами в тихом Лондоне, организованными террористами Ирландской республиканской армии (ИРА).
2.1. Локально-региональные и глобальные процессы (взаимные переходы).
2.2. Стабильные и кризисные процессы.
2.3. Легальные и «теневые» процессы.
3. Основные компоненты политического процесса. Гражданское давление и государственное управление
В политический процесс обязательно входит функционирование государственных институтов, таких как правительство и полиция, парламент и спецслужбы, деятельность партий и групп давления, индивидуальная активность граждан. В связи с этим политический процесс нередко трактуют как довольно сложную конфигурацию сознательной и стихийной деятельности, то есть регулируемых государством действий и спонтанных акций групп граждан и отдельных индивидов.
Политический процесс – это и некая стихия, которой противостоят органы государственной власти, играющие роль управленческой подсистемы этого процесса, формулирующие цели и принимающие решения по поводу приоритетных общественных проблем. Все это проявляется в авторитарных режимах в периоды кризисов особенно ярко.
В итоге можно заключить, что государственное управление играет роль интегрирующей общество силы, формулирующей коллективные цели и принимающей решения, а с другой — давление гражданского общества и политическое участие связано с функцией представительства интересов групп и индивидов.
1.Пять основных фаз развертывания политической динамики:
a. артикуляция индивидуальных и групповых интересов
b. агрегирование интересов
c. выработка политического курса
d. реализация принятых решений
e. контроль и арбитраж
4. Особенности политического процесса в России
1.нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений;
2. отсутствие консенсуса между участниками политической жизни;
3. неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
4. отсутствие интеграции участников политического процесса вследствие отсутсвия в обществе единой коммуникационной системы;
5. в основе политического процесса лежит активный стиль навязывания нововведений со стороны правительства;
6. высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов;
7. тотальная маргинализация посткоммунистического общества обусловила ситуацию, когда лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых стран.