ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И НАЛОГИ ( Урок № 19- 11 класс)
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
- доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
- расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
4.Источники доходной части:
- налоги;
- государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
- эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
- займы у международных организаций.
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
- социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
- поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
- обслуживание государственного долга;
- предоставление дотаций предприятиям;
- развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
- Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета.
- Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
- Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
7. Источники покрытия бюджетного дефицита
Ö Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
- Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации).
- Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.
- Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.
Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.
Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.
Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.
2. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.
Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан. Налогообложению подлежат:
- прибыль;
- доходы;
- стоимость определенных товаров;
- стоимость, добавленная обработкой;
- имущество;
- передача собственности (дарение, продажа, наследование);
- операции с ценными бумагами;
- отдельные виды деятельности.
3. Налогоплательщики:
- физические лица – работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- юридические лица – хозяйствующие субъекты.
4. Налоги подразделяются на прямые и косвенные.
- Прямые налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, на финансовые операции).
- Косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт)
5. Можно выделить три системы налогообложения.
- пропорциональный налог – сумма налога пропорциональна доходам работников;
- регрессивный налог – налог тем выше, чем ниже доход;
- прогрессивный налог – налог тем выше, чем выше доход
6. Принципы налогообложения — это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:
- Принцип справедливости – равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
- Принцип определенности и точности налогов – размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
- Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков – каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
- Принцип экономичности (эффективности) – необходимость соблюдения условий, при которых:
o разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим;
o тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
- Принцип обязательности – неизбежность осуществления платежа.
7. Функции налогов:
- фискальная – обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
- распределительная – перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
- стимулирующая (антиинфляционная) – стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;
- социально-воспитательная – сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
- конкретно-учетная – осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций.
8. По структуре и принципам построения налоговая система России, формирующаяся с 1992 г., в основном отражает общераспространенные в мировой практике тенденции.
Уровни налогов
Федеральные |
Региональные |
Местные |
• Налог на добавленную стоимость (НДС) • Акцизы • Таможенная пошлина • Подоходный налог • Налог на покупку валюты и др. |
• Налог на имущество предприятий • Лесной налог • Плата за воду и др. |
• Земельный налог • Курортный налог • Налог на рекламу • Налог на содержание жилого фонда и др. |
9. Направления совершенствования налоговой системы в России:
- Уменьшение налогового бремени, особенно для тех, кто инвестирует в развитие новых технологий.
- Уменьшение структуры налоговых поступлений за счет поэтапного увеличения доли физических лиц (доходов и имущества), а также рентных платежей в природоэксплуатирующих отраслях и, соответственно, сокращения доли, приходящейся на бизнес.
- Сокращение налоговых льгот.
- Расширение налогооблагаемой базы за счет перекрытия каналов ухода от налогов и перетока их в теневой сектор экономики.
10.
Налоги, уплачиваемые гражданами |
Налоги, уплачиваемые предприятиями |
Сборы с граждан
сбор за выдачу ордера и др. |
Федеральные налоги
Региональные налоги
Местные налоги
|
Общие налоги |
|
|
|
Отмененные налоги на граждан |
Отмененные налоги с юридических лиц |
|