ОБРАЗОВАНИЕ ( УРОК №13-11 класс)
Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
3. Функции образования:
- экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
- социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
- культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
4. Сеть образовательных учреждений в России:
- дошкольные (ясли, детские сады);
- начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
- дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
- среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
- высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
- постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
- подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
- духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
5. Общие тенденции в образовании:
- демократизация образования;
- рост продолжительности образования;
- непрерывность образования;
- гуманизация образования;
- гуманитаризация образования;
- интернационализация образования;
- компьютеризация образования.
6. Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
- Обеспечение доступности качественного общего образования
- Повышение качества школьной учебной литературы
- Повышение уровня оплаты труда работников образования
- Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
- Повышение качества профессионального образования
- Расширение общественного участия в управлении образованием
- Развитие сети общеобразовательных учреждений
- Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.