ОБРАЗОВАНИЕ ( УРОК №13-11 класс)

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.

Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.


2. Самообразование
– знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.


3. 
Функции образования:

  1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
  2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
  3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).


4.
Сеть образовательных учреждений в России:

  1. дошкольные (ясли, детские сады);
  2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
  3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
  4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
  5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
  6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
  7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
  8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)


5. Общие тенденции в образовании:

  • демократизация образования;
  • рост продолжительности образования;
  • непрерывность образования;
  • гуманизация образования;
  • гуманитаризация образования;
  • интернационализация образования;
  • компьютеризация образования.


6.
Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:

  • Обеспечение доступности качественного общего образования
  • Повышение качества школьной учебной литературы
  • Повышение уровня оплаты труда работников образования
  • Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
  • Повышение качества профессионального образования
  • Расширение общественного участия в управлении образованием
  • Развитие сети общеобразовательных учреждений
  • Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений


7. Образовательная парадигма
(от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.


Последнее изменение: Воскресенье, 15 декабря 2013, 20:19