НАУКА.. Естественные и социально-гуманитарные науки ( Урок №12-11 класс)
Наука – это:
- социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
- отрасль духовного производства (НИОКР);
- особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
2. Классификации наук:
- по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
- по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
3. Функции науки:
- культурно-мировоззренческая,
- познавательно-объяснительная,
- прогностическая,
- социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
5. Модели развития научного знания:
- постепенное развитие науки;
- развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
- развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
- развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
7. Особенности:
- объективность;
- развитость понятийного аппарата (категориальность);
- рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
- проверяемость;
- высокий уровень обобщения;
- универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
- использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
8. Уровни, формы и методы научного познания
Уровни |
Эмпирический |
Теоретический |
Формы |
- научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. |
- вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. |
Методы (строгость и объективность) |
|
|
9. Универсальные методы научного познания:
- анализ – разложение целого на части;
- синтез – воссоединение целого из частей;
- дедукция – выведение общего положения из фактов;
- дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
- аналогия – сходство нетождественных объектов;
- моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
- абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
- идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
11. Классификация социальных наук:
- Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
- Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
- Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
12.Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки |
|
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса |
Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия |
Результат исследования |
|
Социальное знание |
Гуманитарное знание |
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений |
Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений |
Особенности:
|
|
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы |
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3. Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов:
3.3.1. действия, поступки;
3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
3.3.3. словесные (вербальные) действия.
3.4. Оценка социального факта:
3.4.1. свойства изучаемого объекта;
3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
3.4.3. познавательные цели исследователя;
3.4.4. личная позиция исследователя;
3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.