Культура в целом и любая конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом.
Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры.
В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.
Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.
Состав материальной культуры:
• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);
• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);
• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).
Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.
Состав духовной культуры:
• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);
• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);
• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);
• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);
• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);
• интеллектуальная культура (философия, история, наука).
Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.
По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.
Формы и разновидности культуры. Типология культур:
- национальная – мировая;
- светская – религиозная;
- восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
- традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
- сельская – городская;
- обыденная – специализированная;
- высокая (элитарная) – массовая – народная
9. Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии |
Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») |
Элитарная |
Народная |
Авторы |
Профессиональные творцы (стандартизация культуры) |
Профессиональные творцы, создающие культурные каноны |
Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер |
Коммерческий (невозможно без СМИ) |
Некоммерческий |
Некоммерческий |
Уровень сложности |
Низкий |
Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) |
- |
Аудитория |
Массовая |
Узкая |
Широкая |
Взаимодействие |
Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
- рост жизненного уровня;
- развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
- возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).