1. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
Б. Истина – это соответствие мысли действительности.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
Комментарий. Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».
Истина – это:
– соответствие знаний действительности;
– то, что подтверждено опытом;
– некое соглашение, конвенция;
– свойство самосогласованности знаний;
– полезность полученного знания для практики.
Классическое определение звучит так: истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.
3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
Комментарий. Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Комментарий. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Комментарий. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины – практика.
10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.
17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Комментарий. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Многозначность термина «знание»:
Виды знаний:
1) житейское – строится на здравом смысле;
2) практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира;
3) художественное – строится на образе;
4) научное – строится на понятиях;
5) рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении;
6) иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки;
7) личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний:
1) научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание;
2) ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами;
3) донаучное – прототип, предпосылки научного знания;
4) паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием;
5) лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки:
6) антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Согласно большинству мыслителей, для того, чтобы нечто считалось знанием, это нечто должно удовлетворять трем критериям:
- быть подтверждаемым;
- быть истинным;
- заслуживающим доверия.
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Рациональное познание – познание посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания:
1) ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2) восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3) представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти.
Формы рационального познания:
1) понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2) суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3) умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.
Виды интуиции : мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Ответы:
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
ответ |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |