РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство выразительности Роль его в предложении (тексте) |
|
Эпитеты |
усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков, придают художественную, поэтическую яркость речи; оценивают предмет или явление;помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. Эпитеты могут: усиливать, подчёркивать характерные признаки предметов: грустно-сиротеющая земля |
Метафора -это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, с чем сравнивается, лишь подразумевается и необходимо прочувствовать и понять создаваемый образ. Метафора – перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. |
Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! (А.Чехов) золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла Метафоры придают речи особую выразительность, эмоциональность. Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. «Отговорила роща золотая...», «Разметался пожар голубой...», «На пушистых ветках снежною каймой распустились ветки белой бахромой» ( С.А.Есенин) |
Синонимы. Контекстные синонимы. |
— уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: «Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными..» — выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: «Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе». (Толстой); — обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума. — более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров) |
Антонимы. Контекстные антонимы |
Выразительное средство создания контраста; показывают нам мир… — уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее выразить авторскую оценку обозначаемого Моё внимание привлёк какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. |
Сравнение |
Сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев, образность способствует лучшему выражению мысли. Я в умиленье, молча, нежно, Любуюсь вами, как дитя! (А.С.Пушкин) нередко выполняют разъяснительную функцию: они помогают вникнуть в суть отвлечённых понятий, в том числе и научных; вносят ясность в изложение теоретических вопросов, причём весьма сложных. Использование сравнений – прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминающейся. Сравнение придаёт речи наглядность. вносят ясность даже в самые сложные понятия: « листья желтые, как золото». |
Ирония - троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. |
Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Откуда, умная, бредёшь ты,голова? (И. Крылов.) |
Антитеза (противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы |
– стил.фигура служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. (Где стол был яств, там гроб стоит). Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин); Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок. |
Олицетворения Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать |
служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств. Выражают мысль о единстве мира и человека. Помогают нам чувствовать своё родство со всем миром, говорят о сущности жизни. Позволяет ярче и рельефнее обрисовать природу. Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… |
Метонимия— это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности — между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов); — между автором и произведением: «Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита» (А. С. Пушкин) |
Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность. Метонимия дает возможность более кратко сформулировать мысль, служит источником образности. « Не то на серебре, на золоте едал...» (А.С.Грибоедов) |
Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении Литота - художественное преуменьшение Примеры: мальчик с пальчик, тише воды, ниже травы и др. |
Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность, подчёркивать сказанную мысль. Помогает выразить самые разные чувства. Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов. «В сто сорок солнц закат пылал!» ( В.В.Маяковский) |
Роль фразеологизмов в тексте |
усилить наглядность и образность текста: Вперяю взор бессильно жадный: Везде кругом сырая мгла. Каким путем нить Ариадны Меня до бездны довела? (В. Я. Брюсов); — создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности): «Я был везде: у черта на куличках. От родины за тридевять земель» (М. А. Дудин); — более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки: Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет) |
Роль лексики ограниченного употребления в тексте (диалектизмы, профессионализмы, просторечия, жаргонизмы, устаревшие слова, неологизмы) Лексика ограниченного употребления как средство выразительности используется: |
— для усиления образности текста и передачи колорита эпохи, времени или какой-либо местности: А как храм освятили, То с посохом, «Лепота (устар.)!» — молвил царь. И ответили все: «Лепота!» (Д. Б. Кедрин); Сложен он был неуклюже, «сбитнем» (диалектизм), как говорят у нас (И. С. Тургенев); — для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей: «Удались, бабка! Сей момент удались отседова (простореч.). — Щукарь указывал на дверь. — Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов); — для выражения авторских оценок, чувств и эмоций: «Я повзрослел, когда открыл, Что можно плакать или злиться, Но всюду тьма то харь, то рыл (жаргонизмы)» (И. Губерман); — для создания иронического эффекта: Иван Михайлович вытянул насколько возможно бороду и губы — ближе подступить мешало чрево (устар.). (А. К. Толстой) |
Словообразование |
|
Суффиксы |
Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы. Например… домище, дружище |
Синтаксис |
|
Инверсия |
усилить выразительность речи. (Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние |
Парцелляция |
широко используется в художественной литературе как особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. В данном тексте автор использует это средство в предложениях ... Оно помогает увидеть (почувствовать, понять)… Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. Е. Винокуров |
Односоставные предложения |
Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения …, …. являются неопределённо-личными (о/л, б/л). Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал… |
Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание |
– это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание. «Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было лет?» (У.Дайер) Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: «Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов) |
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения |
могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций. Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) |
Риторическое восклицание это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. |
усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью: То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой) |
Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь |
для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния: Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен |
Градация (лат. постепенное возвышение) – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости. |
благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления Я победил его, разгромил, уничтожил. |