РОЛЬ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство выразительности Роль его в предложении (тексте)

Эпитеты

усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков, придают художественную, поэтическую яркость речи; оценивают предмет или явление;помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. Эпитеты могут: усиливать, подчёркивать характерные признаки предметов: грустно-сиротеющая земля

Метафора -это скрытое сравнение, в котором присутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, с чем сравнивается, лишь подразумевается и необходимо прочувствовать и понять создаваемый образ.

Метафора – перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства.

Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! (А.Чехов)

золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла

Метафоры придают речи особую выразительность, эмоциональность. Метафора в краткой форме создаёт ёмкий образ, открывает новый смысл слова. «Отговорила роща золотая...», «Разметался пожар голубой...», «На пушистых ветках снежною каймой распустились ветки белой бахромой» ( С.А.Есенин)

Синонимы. Контекстные синонимы.

уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: «Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными..»

выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: «Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе». (Толстой);

обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума.

более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров)

Антонимы. Контекстные антонимы

Выразительное средство создания контраста; показывают нам мир… — уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее выразить авторскую оценку обозначаемого Моё внимание привлёк какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус.

Сравнение

Сравнения рисуют внешний облик, передают характер героев, образность способствует лучшему выражению мысли. Я в умиленье, молча, нежно, Любуюсь вами, как дитя! (А.С.Пушкин) нередко выполняют разъяснительную функцию: они помогают вникнуть в суть отвлечённых понятий, в том числе и научных; вносят ясность в изложение теоретических вопросов, причём весьма сложных. Использование сравнений – прекрасный способ сделать речь интересной, доходчивой, запоминающейся. Сравнение придаёт речи наглядность. вносят ясность даже в самые сложные понятия: « листья желтые, как золото».

Ирония - троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному.

 Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Откуда, умная, бредёшь ты,голова? (И. Крылов.)

Антитеза (противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы

стил.фигура служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. (Где стол был яств, там гроб стоит).

Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин); Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчеркивания контрастных образов, контрастных оценок.

Олицетворения Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать

служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств. Выражают мысль о единстве мира и человека.

Помогают нам чувствовать своё родство

со всем миром, говорят о сущности жизни. Позволяет ярче и рельефнее обрисовать природу. Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость

Метонимия— это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности — между содержанием и содержащим:

Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

между автором и произведением: «Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита» (А. С. Пушкин)

Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

Метонимия дает возможность более кратко сформулировать мысль, служит источником образности. « Не то на серебре, на золоте едал...» (А.С.Грибоедов)

Гипербола - средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Литота - художественное преуменьшение Примеры: мальчик с пальчик, тише

воды, ниже травы и др.

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность, подчёркивать сказанную мысль. Помогает выразить самые разные чувства.

Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов. «В сто сорок солнц закат пылал!» ( В.В.Маяковский)

Роль фразеологизмов в тексте

усилить наглядность и образность текста: Вперяю взор бессильно жадный:

Везде кругом сырая мгла.

Каким путем нить Ариадны

Меня до бездны довела? (В. Я. Брюсов);

создать нужную стилистическую тональность (торжественности, возвышенности или сниженности): «Я был везде: у черта на куличках.

От родины за тридевять земель» (М. А. Дудин);

более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать

авторские чувства и оценки: Как дамоклов меч висит над

человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)

Роль лексики ограниченного употребления в тексте (диалектизмы, профессионализмы, просторечия, жаргонизмы, устаревшие слова, неологизмы)

Лексика ограниченного употребления как средство выразительности используется:

для усиления образности текста и передачи колорита эпохи,

времени или какой-либо местности: А как храм освятили,

То с посохом, «Лепота (устар.)!» — молвил царь.

И ответили все: «Лепота!» (Д. Б. Кедрин);

Сложен он был неуклюже, «сбитнем» (диалектизм), как говорят у нас

(И. С. Тургенев);

для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей:

«Удались, бабка! Сей момент удались отседова (простореч.).

Щукарь указывал на дверь. — Ты меня чудок жизни не решила».

(М. А. Шолохов);

для выражения авторских оценок, чувств и эмоций: «Я

повзрослел, когда открыл,

Что можно плакать или злиться,

Но всюду тьма то харь, то рыл (жаргонизмы)» (И. Губерман);

для создания иронического эффекта: Иван Михайлович

вытянул насколько возможно бороду и губы — ближе подступить

мешало чрево (устар.). (А. К. Толстой)

Словообразование

Суффиксы

Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы. Например… домище, дружище

Синтаксис

Инверсия

усилить выразительность речи. (Вышел месяц ночью тёмной, одиноко глядит из чёрного облака на поля пустынные, на деревни дальние

Парцелляция

широко используется в художественной литературе как особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и

экспрессивные оттенки значений. В данном тексте автор использует это средство в предложениях ... Оно помогает увидеть (почувствовать, понять)… Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата.

Е. Винокуров

Односоставные предложения

Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения …, …. являются неопределённо-личными (о/л, б/л). Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал…

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание

это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание.

«Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было

лет?» (У.Дайер) Главной задачей риторического обращения

является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность

речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению: «Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов)

Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения

могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций. Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев.)

Риторическое восклицание это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение.

усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью: То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой)

Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь

для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния: Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен

Градация (лат. постепенное возвышение) – расположение близких по значению слов в порядке повышения или понижения их смысловой или эмоциональной значимости.

благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления Я победил его, разгромил, уничтожил.

Последнее изменение: Четверг, 15 мая 2014, 22:23