Как сформулировать проблему?

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий

решения, исследования.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

 

1.   проблема чего: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»;

В тексте поднимается проблема одиночества;

Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;

 

2.   формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

 

        Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. - это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. В этом случае выбор проблемы, которая будет положена в основу сочинения, определяется как минимум двумя факторами:

1) следует сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) необходимо выбрать ту проблему, которая дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

 

         Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п.

В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном - в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении - от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от вас требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. В этом случае вам помогут следующие вопросы:

 

ü Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный -человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический - человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности).

ü Какие аналогичные ситуации, случаи вам известны?

ü Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).

ü Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

 

          При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1.   Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2.   Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3.   Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

        Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или  Почему необходимо знать историю?

 

Последнее изменение: Среда, 13 марта 2013, 15:36