Как прокоментировать проблему?
Комментировать – объяснять, пояснять.
Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста.
Следует отметить, что возможны как минимум два способа изложения материала:
1. от частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы. Например:
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы;
2. от формулировки проблемы к комментарию. Например: Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».
Виды комментария.
Текстуальный: объяснение текста вслед за автором в раскрытии проблемы.
Концептуальный: интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности.
Концептуальный комментарий
Примерные вопросы:
ü К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)
ü Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?
ü Насколько она злободневна?
ü Что делает её злободневной?
ü Традиционна ли эта проблема или нова?
ü Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
ü Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
ü Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
ü Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
ü Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?
ü Почему эта проблема привлекла внимание автора?
ü Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?
ü К каким выводам автор подводит читателя?
Текстуальный комментарий
Примерные вопросы:
ü С кем спорит и с кем соглашается автор?
ü Что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или другие жизненные наблюдения)?
ü Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом?
ü На какие авторитетные мнения ссылается автор?
ü Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
ü На чем заостряет внимание? Почему?
ü Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
ü Какие эмоции автора выражены в тексте?
ü Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?
ü Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария.
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
Типичные ошибки при комментировании проблемы:
ü комментарий подменяется пересказом;
ü излишне подробно цитируется исходный текст;
ü формулируется одна проблема, а комментируется другая:
ü при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
Следует обратить особое внимание на разграничение понятий «автор» и «рассказчик». Как отмечает А.И Горшков, «автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора».
Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.
В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.