Сегодня на уроке у нас задание В1.
Раздел науки о языке, который изучает способы образования слов, называется словообразованием.
С третьего класса ученики твердят, что "приставка и суффикс – значимые части слова, которые образуют новые слова". Итак, если слово РЫБ-АК образовалось от слова РЫБ-а, то при помощи какой части слова? При помощи суффикса (говорю сразу для тех, кто не в курсе – окончание в этих процессах не у дел, большинство образований новых слов происходят от основы!). Такой способ образования называется cуффиксальным. Это очень продуктивный способ образования новых слов. В частности, многие абстрактные существительные образованы суффиксальным способом
(размышлять-РАЗМЫШЛ-ЕНИ-е) . Ну а дальше просто. Приставочный – такой способ, при котором новые слова образуются при помощи приставки: игра-ть-С-ЫГРА-ть . Если слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса, то это приставочно-суффиксальный способ: ОКН-о -ПОД-ОКОН-НИК. Приставочный и приставочно-суффиксальный – "любимые" способы составителей ЕГЭ.
В русском языке также могут образовывать слова бессуффиксным способом – чаще всего этим способом образуютcя существительные от глагола и прилагательного: ТИХ-ий -ТИШЬ, БЕЖА-ть -БЕГ. Вопросы о бессуфиксном способе образования в КИМах по русскому языку все более популярны.
Все это морфологические способы образования слов. К ним также относится способ сложения. Это когда соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова: ДОБР-ый + ДУШ-а =ДОБР-о-ДУШ-Н-ый. Как вы видите, чтобы "слепить" два корня, используется соединительная гласная. Их в русском языке всего две: О и Е. И больше нет! Если вы внимательны, то увидели, что в данном примере кроме сложения ко второму корню еще присоединился суффикс. Способ называется сложение корней с суффиксацией. Но не пугайтесь – таких тонкостей в ЕГЭ нет. Достаточно будет, если вы узнаете сложение.
Иногда сложные слова (образованные путем сложения) образуются без помощи соединительных гласных: если первая часть слова числительное (ДВУХЭТАЖНЫЙ), если способ – сложение целых слов (ДИВАН-КРОВАТЬ, БЛОКПОСТ). Опять же, о таких деталях в ЕГЭ не спрашивают. Это для общего развития.
Что еще добавить? Это один из самых сложных вопросов экзамена. Во-первых, потому что для того, чтобы не ошибаться при определении способа образования слова, надо практиковаться, набивать руку. Во-вторых, большинство выпускников, не имея практики, так и уверены, что ПО-ЗНА-НИ-е образовано от ЗНА-НИ-е приставочным способом и отказываются верить наотрез, что на самом деле это слово образовано суффиксальным способом от ПО-ЗНА-ть. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что значение имени существительного – предмет. Но ведь познание, чтение, умение, бег, упрёк это не предметы в чистом виде. Если мы задумаемся, то поймем, что это – не могу подобрать проще слов, извиняйте – опредмеченные процессы. Откуда значение процессуальности в существительном? Это приобретенное значение, и взяться оно может только из одного источника. От глагола. Именно поэтому все слова, которые выше, образованы от глаголов в данном случае суффисальным и бессуфиксным способами. Какой способ где – попробуйте определить сами.
Та же история с существительными типа благодать, красота, молодость. Это также абстрактные существительные, но уже со значением качества. Откуда оно в них? Только от прилагательного. И никак не наоборот.
Итак, суммируем, что важно:
1) если вас просят найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, в первую очередь ищите в отрывке наречие – большинство наречий в языке образовалось приставочно-суффиксальным способом: СПРАВА ПРАВЫЙ. Ну а уж если наречия нет, ищите существительные и прилагательные. А за ними глагол. Что-то же вы должны будете найти!
2) абстрактные существительные рассматриваем пристрастно, думаем, вторичное значение какой части речи присутствует в слове – глагола или прилагательного;
3) наречия образуются от прилагательных и причастий суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом;
4) словообразование не имеет ничего общего с формообразованием! Части речи в русском языке имеют разветвленную систему форм, особенно прилагательное, наречие и глагол, поэтому в первую очередь при определении способа образования слова его нужно поставить в начальную форму.
В школьных учебниках не считаются словообразовательными суффиксами (то есть, при помощи них не образуются новые слова):
а) суффиксы прошедшего времени, повелительного наклонения глагола и инфинитива;
б) суффиксы причастий и деепричастий;
в) суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий.
Вот и все по заданию В1. Выполняйте упражнение внимательно, проверяйте себя. Помните: ответ часто на поверхности, не думайте, что слова, которые названы в вопросе, имеют какой-то невиданный способ образования. А определить ближайшего "родственника" слова без приставки или суффикса не такая уж сложная задача. Удачи!