УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом
от 30.08.2016 №1
Директор ГОБОУ ЦИО
__________Волынчук М.Н.
Адаптированная программа
«Уроки радости»
по изобразительному искусству
для школьников с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
,
Составитель: Н.И. Рязанова,
учитель изобразительного искусства
Пояснительная записка
Программа разработана, как дополнительная, для детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата.
Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме патологии развития — недоразвитие высших форм мыслительной деятельности — абстрактного мышления. У таких детей в сочетании с психическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсорных сигналов.
Это определяет основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:
- Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций.
- Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия.
- Развитие скорости восприятия объектов.
Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности.
Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
На уроках изобразительного искусства дети учатся не просто рисовать, а выражать себя через краски, вкладывая в рисунок то, что происходит в их внутреннем мире, часто пока еще не может быть объяснено ими при помощи слов. Уроки разработаны таким образом, что они помогают детям и гармонично развиваться, снимают нервное напряжение и улучшают самоощущение ребенка. Темы подбираются каждому ребенку индивидуально, в зависимости от состояния и физических возможностей. В уроки включены игры, которые направлены на сознательную активацию фантазии и управления ею, на развитие умения справляться со стрессами. Уроки имеют в своей основе элементы арт-терапии.
На уроках они учатся управлять своим телом, правильно подбирать и соединять цвета, обогащать свои рисунки деталями. Развивается координация рук и умение концентрировать внимание на конкретном объекте, что дает основу для более легкого обучения в начальной школе. Ребенок должен иметь возможность выражать свой индивидуальный мир через рисунок, что активизирует мышление, а сам процесс коррекции для детей, имеющих задержку развития, проходит в процессе обучения детей таким продуктивным видам деятельности, как конструирование, рисование, лепка, аппликация. На уроках рисования стараюсь обогащать запас знаний об окружающем мире, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучать ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти.
Применение песка на уроках рисования, как элемент арт-терапии.
Дети с проблемами кинестетического характера испытывают затруднения с движением и с ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве. Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие детей, их тонкая и общая моторика часто бывают недостаточно развиты. Дети не могут объективно рассчитать свои усилия. Они испытывают трудности при освоении сложных движений (например, при обучении письму или рисованию).
Когда ребенок водит пальцами по песку, зажатость и напряжение в его запястьях и плечах снимаются. Для таких детей полезно рисование двумя руками одновременно – так включаются в работу оба полушария мозга.
На занятиях изобразительной деятельностью с больными детьми ставятся следующие основные задачи:
• Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма.
• Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение
передавать их в изображении.
• Формировать правильное восприятие пространства, корригировать нарушения зрительно-пространственного восприятия.
• Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией).
• Развивать навыки конструирования.
• Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам.
• Развивать любознательность, воображение.
• Расширять запас знаний и представлений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка – младшего школьника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению. Безусловно, что для ребенка с отклонениями в развитии занятия, направленные на формирование его познавательной деятельности, имеют еще большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.
Примерное тематическое планирование.
- «Синее море – яркое солнце». Воспоминания о лете, яркие контрастные цвета – положительные эмоции. Работа кистью «по-сырому» - развитие общей и мелкой моторики.
- «Разноцветный дождик». Живопись «по-сырому». Получение новых цветов и оттенков от соприкосновения кисти с краской и листа бумаги. Простота исполнения - радость открытий. Общая и мелкая моторика.
- «Палитра осени». Работа пальчиковыми красками. Смешивание красок ладошкой или кулачком на листе бумаги. Получение новых оттенков и новых цветов. Знакомство с «теплыми» цветами. Развитие крупной и мелкой моторики. Снятие напряжения в руках и пальцах.
- «Синее море – желтый песок». Перед началом рисования игра с камушками (фасолинками) и ракушками, которые впоследствии приклеиваются на готовую работу ребенка. Радость от знакомства с новыми приемами изображения, снятие внутренних зажимов, развитие крупной и мелкой моторики.
- «Осенние листья». Растирание пальчиками пластилина на заранее изображенных листиках (стараемся не заходить за контур). Развитие крупной и мелкой моторики, развитие координации движений. Получение новых знаний об осенних листьях.
- «Синее море, розовые фламинго». Рисование кистью волн (подбираем цвет волн, смешиваем краски). Получение знаний о «холодных» цветах. Контрастные цвета, положительные эмоции от соприкосновения с животным миром. Крупная и мелкая моторика, координация движений. Снятие напряжения и внутренних зажимов.
- Упражнение - импровизация « Узоры». Нанесение произвольных линий разноцветными восковыми мелками с последующим закрашиванием листа синей акварельной краской. Знакомство с новой техникой получения изображения. Радость от полученного результата. Снятие мышечного напряжения, развитие мелкой и крупной моторики.
- « Пашем поле, садим цветы». Создаем картину при помощи маленького малярного валика. Разноцветные следы от валика – следы трактора. Знакомство с новой техникой изображения. Снятие внутренних и внешних зажимов, развитие мелкой моторики.
- «Батик на бумаге». Рисуем рисунок восковым мелком, закрашиваем краской, мнем бумагу и смываем под струей воды. Получаем рисунок, типа «кракелюра». Радость от знакомства с новой техникой изображения, снятие зажимов, развитие мелкой и крупной моторики.
- Рисуем по манке. Создание рисунков пальчиком в специальной коробке с насыпанной манной крупой. Легкость исполнения – радость то полученных результатов. Знакомство с новой техникой, снятие зажимов, мелкая моторика.
- «Фантастический пейзаж». Работа с восковыми мелками и теплым утюгом (вместе с учителем или мамой). Восковой мелок прижимают к теплому утюгу, и растаявшим мелком рисуют на бумаге, прикладывая утюг к листу. Получаются самопроизвольные узоры, подобно монотипии. Снятие внутренних и внешних зажимов, позитивный настрой на работу, восторг от получившихся работ.
- Работа с пластилином. Создание картины (солнышко, ёжик и т.п.) путем нанесение пластилиновых шариков на прозрачную крышечку ( шарики предварительно скатываются ребенком, при невозможности – взрослым). Радость от знакомства с новой техникой изображения, снятие зажимов, развитие мелкой и крупной моторики.
- Создание картины ( цветок, дерево, море, парусник и т.п ) из обрывков цветной бумаги. «Рванки». Бумага заранее рвется ребенком или взрослым и затем кусочки приклеиваются на лист бумаги, образуя картину. Развитие мелкой и крупной моторики.
- «Букет в вазе». Рисование пальчиковыми красками точечным методом. Развитие мелкой и крупной моторики.
- Рисование палочкой. Создание картины или образа при помощи ватной палочки белой краской на темной бумаге. Радость от знакомства с новой техникой изображения, снятие зажимов, развитие мелкой и крупной моторики.
- Рисование «жидким тестом». Узоры создаются путем наливания жидкой краски (мука, масло, соль, клей, вода) на лист бумаги. Знакомство с новой техникой изображения. Снятие внутренних и внешних зажимов, развитие мелкой моторики.
- «Пушистые пятна». Капли краски капаются на сырой лист бумаги и в полученных изображениях ребенок пытается увидеть образ. Можно дорисовать до образа. Развитие абстрактного мышления, снятие зажимов, развитие мелкой моторики.
- Рисование брызгами. Рисунок получается от нанесения на лист бумаги брызг красок любым методом. Знакомство с новой техникой изображения. Снятие внутренних и внешних зажимов, развитие мелкой моторики.
- Создание картины в виде аппликации. Бумага цветная заранее нарезается ребенком или взрослым, и затем из кусочков складывается картина или какой-либо предмет («фрукт, домик, кораблик). Развитие мелкой и крупной моторики.
- Создание образа путем выдувания воздуха через трубочку на капли краски. Обычно – удивление и восторг! Снятие внутренних и внешних зажимов, позитивный настрой на работу, восторг от получившихся работ.
- Рисование «заваркой, сухим кофе, молотыми листьями». Делается карандашный набросок, наносится клей и поверх насыпается какой-либо материал(кофе, заварка и т.п.) Знакомство с новой техникой изображения. Снятие внутренних и внешних зажимов, развитие мелкой моторики.
- Лепка из глины различных форм. Развитие мелкой моторики, снятие внутренних зажимов.
Работа с пластическими материалами заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков способов, как это сделать. Например, как слепить шар или колбаску. Лепка в системе занятий по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП занимает достойное место.
На уроках дети также имеют возможность рисовать песком на световых столах, заниматься аппликацией, лепкой из соленого теста, выкладывать узоры при помощи вспомогательных материалов (камушек, ракушек, фасоли и так далее).
Программа находится в стадии разработки и применяется как экспериментальная.
Наталья Ивановна, спасибо большое за созданный курс.На своих детях вижу с каким удовольствием работают по Вашей программе. На уроках изобразительного искусства ребята учатся не просто рисовать, а выражать себя через краски, вкладывая в рисунок то, что происходит в их внутреннем мире без помощи слов.