Вариант №6

1. За­да­ние 1 № 1863. Какие из пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов ис­поль­зу­ют­ся в первую оче­редь при опи­са­нии по­ли­ти­че­ской сферы об­ще­ства?

 

1) со­сло­вие, класс

2) пар­ла­мент, фе­де­ра­ция

3) пле­ме­на, на­род­но­сти

4) из­держ­ки, при­быль

2. За­да­ние 2 № 684. К со­ци­аль­ным по­треб­но­стям че­ло­ве­ка от­но­сят­ся по­треб­но­сти в

 

1) фи­зи­че­ском дви­же­нии

2) пище

3) от­ды­хе

4) об­ще­нии

3. За­да­ние 3 № 654. Жи­те­ли этого об­ще­ства вла­де­ют ал­фа­ви­том и фик­си­ру­ют звуки на ма­те­ри­аль­ных но­си­те­лях: в кли­но­пис­ных таб­ли­цах, бе­ре­стя­ных гра­мо­тах, кни­гах, га­зе­тах или на ком­пью­те­рах. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся такое об­ще­ство?

 

1) аг­рар­ное

2) до­пись­мен­ное

3) пись­мен­ное

4) ин­ду­стри­аль­ное

4. За­да­ние 4 № 438. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о гло­баль­ных про­бле­мах?

 

А. Гло­баль­ны­ми на­зы­ва­ют про­бле­мы, за­тра­ги­ва­ю­щие людей всего мира.

Б. Гло­баль­ные про­бле­мы со­зда­ли угро­зу даль­ней­ше­му су­ще­ство­ва­нию че­ло­ве­че­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. За­да­ние 5 № 470. Иван не на­брал не­об­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ства бал­лов на всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нах в уни­вер­си­тет и по­сту­пил в кол­ледж для обу­че­ния про­фес­сии по­мощ­ни­ка но­та­ри­уса. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Иван?

 

1) ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние

2) сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

3) пол­ное (сред­нее) об­ра­зо­ва­ние

4) выс­шее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

6. За­да­ние 6 № 595. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ра­зо­ва­нии в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

 

А. Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции га­ран­ти­ру­ет граж­да­нам бес­плат­ное ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние.

Б. В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции преду­смот­ре­на воз­мож­ность бес­плат­но­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния на кон­курс­ной ос­но­ве.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. За­да­ние 7 № 813. В ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от ко­манд­ной

 

1) сво­бод­но про­да­ют­ся и по­ку­па­ют­ся ре­сур­сы про­из­вод­ства

2) уста­нав­ли­ва­ет­ся твер­дый курс офи­ци­аль­ной ва­лю­ты

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность

4) скла­ды­ва­ют­ся хо­зяй­ствен­ные про­пор­ции

8. За­да­ние 8 № 721. К кос­вен­ным на­ло­гам от­но­сит­ся

 

1) налог на до­бав­лен­ную сто­и­мость

2) налог на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц

3) налог на иму­ще­ство

4) налог на при­быль пред­при­я­тия

9. За­да­ние 9 № 257. Какое эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние от­ра­жа­ет­ся в сле­ду­ю­щем опи­са­нии А. Смита: «Порт­ной не шьёт себе са­по­ги, а по­ку­па­ет их у са­пож­ни­ка. Са­пож­ник не шьёт для себя одеж­ду, а по­ку­па­ет у порт­но­го»?

 

1) спе­ци­а­ли­за­ция

2) ин­фля­ция

3) со­ци­а­ли­за­ция

4) без­ра­бо­ти­ца

10. За­да­ние 10 № 258. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об огра­ни­чен­но­сти эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов?

 

А. Об­ще­ство рас­по­ла­га­ет огра­ни­чен­ным ко­ли­че­ством эко­но­ми­че­ских ре­сур­сов.

Б. Про­бле­ма эко­но­ми­че­ско­го вы­бо­ра обу­слов­ле­на не­до­ста­точ­но­стью фак­то­ров про­из­вод­ства и про­из­ведённых благ для удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей об­ще­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. За­да­ние 11 № 1749. Об­ще­ство­ве­ды ис­поль­зу­ют по­ня­тие «со­ци­аль­ный кон­фликт» для обо­зна­че­ния

 

1) ре­ак­ции об­ще­ства на по­ве­де­ние че­ло­ве­ка

2) столк­но­ве­ния про­ти­во­по­лож­ных ин­те­ре­сов

3) зна­чи­мо­сти со­ци­аль­но­го ста­ту­са ин­ди­ви­да

4) об­ще­ствен­но опас­но­го ви­нов­но­го де­я­ния

12. За­да­ние 12 № 632. Вто­ро­класс­ник Саша по­се­ща­ет му­зы­каль­ную школу и кру­жок по тех­ни­че­ско­му мо­де­ли­ро­ва­нию. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Саша?

 

1) на­чаль­ное про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

2) на­чаль­ное общее об­ра­зо­ва­ние

3) ос­нов­ное общее об­ра­зо­ва­ние

4) пол­ное общее об­ра­зо­ва­ние

13. За­да­ние 13 № 664. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эт­ни­че­ских груп­пах?

 

А. Этнос со­че­та­ет в себе и био­ло­ги­че­ские, и со­ци­аль­ные свой­ства людей.

Б. Эт­но­сы фор­ми­ру­ют­ся толь­ко после воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. За­да­ние 14 № 14. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет де­мо­кра­ти­че­ский режим?

 

1) вер­хо­вен­ство ис­пол­ни­тель­ной вла­сти

2) ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ные ме­то­ды управ­ле­ния

3) гос­под­ство одной об­ще­обя­за­тель­ной идео­ло­гии

4) за­щи­та прав и сво­бод граж­дан

15. За­да­ние 15 № 1468. го­су­дар­стве N про­во­дят­ся без­аль­тер­на­тив­ные вы­бо­ры, де­я­тель­ность оп­по­зи­ции жёстко кон­тро­ли­ру­ет­ся, су­ще­ству­ет сво­бо­да эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти и до­пус­ка­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти. Какой по­ли­ти­че­ский режим уста­но­вил­ся в го­су­дар­стве N?

 

1) де­мо­кра­ти­че­ский

2) пра­во­вой

3) то­та­ли­тар­ный

4) ав­то­ри­тар­ный

16. За­да­ние 16 № 884. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­стве?

 

А. То­та­ли­тар­ное го­су­дар­ство не об­ла­да­ет су­ве­ре­ни­те­том.

Б. При­зна­ком лю­бо­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние вла­стей.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

17. За­да­ние 17 № 1470. Какой из при­ведённых при­ме­ров яв­ля­ет­ся при­ме­ром нормы кон­сти­ту­ци­он­но­го права?

 

1) Пас­са­жи­ры обя­за­ны опла­чи­вать про­езд в об­ще­ствен­ном транс­пор­те.

2) Не­зна­ние офи­ци­аль­но опуб­ли­ко­ван­но­го за­ко­на не осво­бож­да­ет от от­вет­ствен­но­сти за его не­со­блю­де­ние.

3) Про­из­во­ди­те­ли несут от­вет­ствен­ность за ка­че­ство предо­став­лен­но­го по­ку­па­те­лям то­ва­ра.

4) Граж­да­не обя­за­ны со­блю­дать пра­ви­ла об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка в пар­ках и за­по­вед­ни­ках.

18. За­да­ние 18 № 1316. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­ли­ча­ет го­су­дар­ство от дру­гих по­ли­ти­че­ских ин­сти­ту­тов?

 

1) мо­но­по­лия на ис­поль­зо­ва­ние средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции

2) вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов от­дель­ных со­ци­аль­ных групп

3) опора на ле­галь­ное на­си­лие

4) пуб­лич­ный ха­рак­тер де­я­тель­но­сти

19. За­да­ние 19 № 1881. На время лет­них ка­ни­кул де­вя­ти­класс­ник устро­ил­ся на вре­мен­ную ра­бо­ту офи­ци­ан­том в кафе. Какое усло­вие обя­за­тель­но для его ре­жи­ма ра­бо­ты?

 

1) Де­вя­ти­класс­ник не имеет права под­пи­сы­вать тру­до­вой до­го­вор с ра­бо­то­да­те­лем.

2) Де­вя­ти­класс­ник имеет право на по­лу­че­ние до­пол­ни­тель­но­го ме­сяч­но­го окла­да.

3) Де­вя­ти­класс­ник не может пре­тен­до­вать на от­пуск в лет­нее время.

4) Де­вя­ти­класс­ник дол­жен иметь со­кращённую про­дол­жи­тель­ность ра­бо­че­го дня.

20. За­да­ние 20 № 20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти?

 

А. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность при­зва­на вос­ста­нав­ли­вать на­ру­шен­ные права граж­дан, по­стра­дав­ших от пра­во­на­ру­ше­ния.

Б. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность вы­ра­жа­ет­ся в том, что в от­но­ше­нии лица, вина ко­то­ро­го до­ка­за­на, при­ме­ня­ют­ся меры го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. За­да­ние 21 № 207. Саше — 13 лет, Вале — 15 лет. Срав­ни­те пра­во­вой ста­тус 13-лет­не­го и 15-лет­не­го под­рост­ков.

 

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

 

1) право со­вер­шать мел­кие бы­то­вые сдел­ки;

2) воз­мож­ность лично вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные учре­жде­ния и рас­по­ря­жать­ся ими;

3) право рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми до­хо­да­ми;

4) воз­мож­ность по­лу­чить на­след­ство.

 

 

Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
22. За­да­ние 22 № 1537. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и об­ла­стя­ми куль­ту­ры, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНА­КИ   ОБ­ЛА­СТИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) вы­дви­же­ние и про­вер­ка ги­по­тез

Б) со­зда­ние ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов

В) фор­ми­ро­ва­ние чув­ства пре­крас­но­го

Г) глав­ная цель — опи­са­ние, объ­яс­не­ние, пред­ска­за­ние про­цес­сов и яв­ле­ний дей­стви­тель­но­сти

Д) стрем­ле­ние по­лу­чить новое, ис­тин­ное зна­ние

 

1) наука

2) ис­кус­ство

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         
23. За­да­ние 23 № 1792. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са было уста­нов­ле­но, что самая рас­про­странённая при­чи­на опоз­да­ний на ра­бо­ту – проб­ки и пе­ре­бои в ра­бо­те транс­пор­та. (Б) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных граж­дан ска­за­ли, что ру­ко­вод­ство их пред­при­я­тий ни­ка­ких осо­бых мер про­тив опоз­да­ний не при­ни­ма­ет. (В) Такое ли­бе­раль­ное от­но­ше­ние к опаз­ды­ва­ю­щим не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на тру­до­вой дис­ци­пли­не на пред­при­я­тии.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ние

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

А Б В
     
24. За­да­ние 24 № 1477. В стра­не Z в 2004, 2006 и 2010 годах были про­ве­де­ны опро­сы об­ще­ствен­но­го мне­ния, в ходе ко­то­ро­го ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос «Как вы оце­ни­ва­е­те ма­те­ри­аль­ное со­сто­я­ние своей семьи?». Ре­зуль­та­ты опро­сов (в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ной яв­ля­ет­ся ка­те­го­рия граж­дан, ко­то­рые в со­сто­я­нии ре­гу­ляр­но осу­ществ­лять до­ро­го­сто­я­щие по­куп­ки.

2) Ко­ли­че­ство ре­спон­ден­тов, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ют серьёзные эко­но­ми­че­ские за­труд­не­ния, со­кра­ти­лось с 2004 по 2010 годы.

3) Почти по­ло­ви­на опро­шен­ных в 2010 году может поз­во­лить себе сво­бод­ное при­об­ре­те­ние про­дук­тов и одеж­ды, но при­об­ре­те­ние то­ва­ров дли­тель­но­го поль­зо­ва­ния для них за­труд­не­но.

4) В 2009 году каж­дый пятый опро­шен­ный ис­пы­ты­вал за­труд­не­ния с по­куп­кой одеж­ды.

5) Ко­ли­че­ство ре­спон­ден­тов, ко­то­рые чув­ству­ют себя сво­бод­ны­ми в по­куп­ке то­ва­ров любой це­но­вой ка­те­го­рии, кроме очень до­ро­гих вещей, воз­рос­ло.

25. За­да­ние 25 № 1669. В стра­не Z был про­ведён опрос об­ще­ствен­но­го мне­ния. Граж­да­нам, участ­ву­ю­щим в опро­се, был задан во­прос: «Какой спо­соб уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда Вы счи­та­е­те наи­бо­лее эф­фек­тив­ным?». Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Ре­зуль­та­ты опро­са, отражённые на диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Боль­шин­ство ра­бот­ни­ков свя­зы­ва­ют по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда с на­уч­но-тех­ни­че­ским про­грес­сом.

2) Про­бле­ма по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции в рав­ной мере не­ак­ту­аль­на для ра­бот­ни­ков как част­ных фирм, так и го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий.

3) Мо­дер­ни­за­ция про­из­вод­ства поз­во­ля­ет по­вы­сить за­ра­бот­ную плату ра­бот­ни­ков.

4) Ма­те­ри­аль­ные сти­му­лы яв­ля­ют­ся ве­ду­щи­ми для зна­чи­тель­ной доли опро­шен­ных.

5) Успеш­ность фирмы за­ви­сит от уров­ня её тех­ни­че­ской оснащённо­сти.

26. За­да­ние 26 № 367. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка

Для воз­ник­но­ве­ния ры­ноч­ных от­но­ше­ний важ­ную роль иг­ра­ет на­ли­чие или от­сут­ствие права част­ной соб­ствен­но­сти на эко­но­ми­че­ские ре­сур­сы. В раз­лич­ные эпохи ис­то­рии мел­ко­то­вар­ные хо­зяй­ства со­зда­ва­ли наи­луч­шие усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния ры­ноч­ной си­сте­мы с её клас­си­че­ски­ми при­зна­ка­ми кон­ку­рен­ции, рав­но­ве­сия спро­са и пред­ло­же­ния, сво­бод­но­го це­но­об­ра­зо­ва­ния. Раз­ру­ше­ние тра­ди­ций част­ной соб­ствен­но­сти раз­ру­ша­ет и саму ры­ноч­ную си­сте­му...

 

Рынок пред­став­ля­ет собой уни­вер­саль­ную си­сте­му ис­поль­зо­ва­ния огра­ни­чен­ных ре­сур­сов. Огра­ни­чен­ность ре­сур­сов не поз­во­ля­ет про­из­во­дить все виды по­тре­би­тель­ских благ, в ко­то­рых нуж­да­ют­ся люди. Огра­ни­чен­ность свой­ствен­на по­лез­ным ис­ко­па­е­мым, ка­пи­та­лу, зна­ни­ям и ин­фор­ма­ции о тех­но­ло­ги­ях про­из­вод­ства. Огра­ни­че­ны и ре­сур­сы земли. И не толь­ко в смыс­ле пре­де­лов зем­ной суши или гео­гра­фи­че­ски обо­зна­чен­ных тер­ри­то­рий от­дель­ных го­су­дарств. Земле свой­ствен­на огра­ни­чен­ность в том смыс­ле, что каж­дый её уча­сток в одно и то же время может ис­поль­зо­вать­ся либо в аг­рар­ном сек­то­ре, либо в до­бы­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти, либо для стро­и­тель­ства.

 

Роль рынка как ре­гу­ля­то­ра эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний оце­ни­ва­ет­ся по-раз­но­му. На­ря­ду с теми, кто счи­та­ет ры­ноч­ную си­сте­му наи­бо­лее эф­фек­тив­ной эко­но­ми­че­ской мо­де­лью, не­ма­ло и тех, кто усмат­ри­ва­ет в этой си­сте­ме се­рьез­ные не­до­стат­ки. Кри­ти­ки рынка, в част­но­сти, об­ра­ща­ют вни­ма­ние на то, что есть сферы жизни, где ры­ноч­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние не­умест­но, не до­сти­га­ет нуж­ных целей (об­ще­ствен­ный транс­порт, обо­ро­на и др.).

 

(По кн. «Эко­но­ми­че­ская тео­рия» / Под ред. В. Д. Ка­ма­е­ва. М., 2003. С. 47, 50)

27. За­да­ние 27 № 368. Какие три при­зна­ка ры­ноч­ной си­сте­мы ука­за­ны в тек­сте?
28. За­да­ние 28 № 369. В чем ав­то­ры видят огра­ни­чен­ность та­ко­го ре­сур­са, как земля? (Ука­жи­те три про­яв­ле­ния)
29. За­да­ние 29 № 370. Пе­ре­чис­ли­те че­ты­ре вида ре­сур­сов, об огра­ни­чен­но­сти ко­то­рых го­во­рит­ся в тек­сте. Какой вид ре­сур­сов не упо­мя­нут? На кон­крет­ном при­ме­ре по­ка­жи­те огра­ни­чен­ность этого вида ре­сур­сов.
30. За­да­ние 30 № 836. Из курса ис­то­рии вы зна­е­те, что в Рос­сии после ре­во­лю­ции 1917 г. была про­ве­де­на на­ци­о­на­ли­за­ция про­мыш­лен­но­сти. Это по­слу­жи­ло на­ча­лом лик­ви­да­ции ры­ноч­ной эко­но­ми­ки в стра­не. При­ве­ди­те по­ло­же­ние тек­ста, в ко­то­ром вы­ра­же­на эта за­ви­си­мость. Опи­ра­ясь на ис­то­ри­че­ские и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те одну из черт той эко­но­ми­че­ской си­сте­мы, ко­то­рая утвер­ди­лась в стра­не в 20—30-е годы XX века.
31. За­да­ние 31 № 837. В тек­сте ука­зы­ва­ет­ся, что не­ма­ло ис­сле­до­ва­те­лей усмат­ри­ва­ют в ры­ноч­ной си­сте­ме се­рьез­ные не­до­стат­ки. Со­глас­ны ли вы с такой оцен­кой рынка? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (по­ми­мо при­ве­ден­но­го в тек­сте) в за­щи­ту своей по­зи­ции.