Вариант №9

1. За­да­ние 1 № 4449. Граж­дан­ка В. очень любит хо­дить на про­дук­то­вый рынок около сво­е­го дома. Она по­дол­гу бе­се­ду­ет на раз­лич­ные темы с про­дав­ца­ми. Между тем про­дук­ты для семьи при­об­ре­та­ет, как пра­ви­ло, её су­пруг в су­пер­мар­ке­те. Какие по­треб­но­сти в первую оче­редь ре­а­ли­зу­ют­ся в дей­стви­ях граж­дан­ки В.?

 

1) эс­те­ти­че­ские

2) иде­аль­ные

3) эко­но­ми­че­ские

4) со­ци­аль­ные

2. За­да­ние 2 № 3517. Пол­ное, ис­чер­пы­ва­ю­щее до­сто­вер­ное зна­ние об объ­ек­те, ко­то­рое не может быть из­ме­не­но, — это

 

1) объ­ек­тив­ная ис­ти­на

2) за­блуж­де­ние

3) от­но­си­тель­ная ис­ти­на

4) аб­со­лют­ная ис­ти­на

3. За­да­ние 3 № 1299. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ис­ти­не?

 

А. Ис­ти­на — ре­зуль­тат по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти уче­но­го, ху­дож­ни­ку и поэту ее до­стичь не­воз­мож­но.

Б. От­но­си­тель­ная ис­ти­на пред­став­ля­ет собой зна­ние до­сто­вер­ное, но не­пол­ное, огра­ни­чен­ное по­зна­ва­тель­ны­ми воз­мож­но­стя­ми че­ло­ве­ка.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4. За­да­ние 4 № 64. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти школь­ни­ка. Какие от­ли­чи­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти ха­рак­те­ри­сти­ки ука­за­ны.)

 

1) на­це­лен­ность на по­лу­че­ние зна­ния, но­во­го для всего че­ло­ве­че­ства

2) на­це­лен­ность на раз­ви­тие соб­ствен­ных во­ле­вых ка­честв

3) на­це­лен­ность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний

4) на­це­лен­ность на раз­ви­тие фи­зи­че­ских воз­мож­но­стей

5) на­це­лен­ность на овла­де­ние опре­де­лен­ны­ми уме­ни­я­ми

6) на­це­лен­ность на при­об­ще­ние к опыту че­ло­ве­че­ства

5. За­да­ние 5 № 708. Одной из задач эко­но­ми­че­ской науки яв­ля­ет­ся раз­ра­бот­ка

 

1) бюд­же­та стра­ны на сле­ду­ю­щий год

2) ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий

3) путей пре­одо­ле­ния со­ци­аль­ной апа­тии в об­ще­стве

4) ме­то­дов ис­поль­зо­ва­ния мо­де­ли «за­тра­ты — вы­пуск»

6. За­да­ние 6 № 1450. Что от­но­сит­ся к до­хо­дам го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та?

 

1) та­мо­жен­ные по­шли­ны и сборы

2) со­дер­жа­ние во­оружённых сил

3) ин­ве­сти­ции в раз­ви­тие го­су­дар­ствен­ных пред­при ятий

4) вы­пла­ты во­ен­ным пен­си­о­не­рам

7. За­да­ние 7 № 4230. На гра­фи­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке мяса и мяс­ных про­дук­тов: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние — Dl (Р — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, с (со)

 

1) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

2) ро­стом числа про­из­во­ди­те­лей мяс­ных про­дук­тов

3) рас­про­стра­не­ни­ем ве­ге­та­ри­ан­ства среди по­тре­би­те­лей

4) сни­же­ни­ем на­ло­гов с про­из­во­ди­те­лей мяс­ных про­дук­тов

8. За­да­ние 8 № 5109. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­след­стви­ях ин­фля­ции?

 

А. От ин­фля­ции стра­да­ют вклад­чи­ки бан­ков, если уро­вень ин­фля­ции пре­вы­ша­ет про­цент по де­по­зи­там.

Б. Ин­фля­ция уси­ли­ва­ет риск, свя­зан­ный с ин­но­ва­ци­я­ми и дол­го­сроч­ны­ми ин­ве­сти­ци­я­ми.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

9. За­да­ние 9 № 1134. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке меры, спо­соб­ству­ю­щие сни­же­нию ин­фля­ции, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) уве­ли­че­ние рас­хо­дов го­су­дар­ства на со­ци­аль­ные про­грам­мы

2) за­кры­тие убы­точ­ных пред­при­я­тий

3) изъ­я­тие «лиш­них» денег цен­траль­ным бан­ком

4) отказ от по­вы­ше­ния зар­плат и пен­сий

5) пе­ре­ход на на­ту­раль­ный обмен вме­сто де­неж­но­го

10. За­да­ние 10 № 3451. К числу функ­ций, вы­пол­ня­е­мых семьёй в жизни че­ло­ве­ка, от­но­сит­ся ре­кре­а­ци­он­ная (до­су­го­вая). Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет дан­ную функ­цию?

 

1) взрос­лый сын ока­зы­ва­ет фи­нан­со­вую по­мощь ро­ди­те­лям

2) отец и сын каж­дые вы­ход­ные вме­сте ходят в парк ка­тать­ся на ро­ли­ко­вых конь­ках

3) дядя по­со­дей­ство­вал пле­мян­ни­ку в при­об­ре­те­нии путёвки на ку­рорт

4) ро­ди­те­ли объ­яс­ни­ли ма­лень­кой до­че­ри, как себя вести в го­стях

11. За­да­ние 11 № 86. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сред­нем клас­се?

 

А. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство рос­си­ян — сред­ний класс.

Б. Фор­ми­ро­ва­ние сред­не­го клас­са яв­ля­ет­ся одной из пред­по­сы­лок пе­ре­хо­да Рос­сии к но­во­му типу об­ще­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. За­да­ние 12 № 5312. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке эт­ни­че­ские общ­но­сти, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) молодёжь

2) рос­си­я­не

3) тру­дя­щи­е­ся

4) укра­ин­цы

5) па­ри­жа­не

6) рус­ские

13. За­да­ние 13 № 4459. Какой ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы об­ла­да­ет су­ве­ре­ни­те­том?

 

1) го­су­дар­ство

2) по­ли­ти­че­ские пар­тии

3) сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции

4) по­ли­ти­че­ские дви­же­ния

14. За­да­ние 14 № 570. В го­су­дар­стве К. в уста­нов­лен­ные сроки про­хо­дят вы­бо­ры в пар­ла­мент. Пар­ла­мент дан­но­го го­су­дар­ства фор­ми­ру­ет­ся из де­пу­та­тов, го­ло­со­ва­ние за ко­то­рых про­во­ди­лось по из­би­ра­тель­ным окру­гам, где кан­ди­да­ты в де­пу­та­ты долж­ны были на­брать аб­со­лют­ное боль­шин­ство го­ло­сов. Этот факт поз­во­ля­ет ха­рак­те­ри­зо­вать из­би­ра­тель­ную си­сте­му дан­но­го го­су­дар­ства как

 

1) про­пор­ци­о­наль­ную

2) ав­то­ри­тар­ную

3) ма­жо­ри­тар­ную

4) сме­шан­ную

15. За­да­ние 15 № 3570. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ской куль­ту­ре?

 

А. По­ли­ти­че­ская куль­ту­ра вклю­ча­ет в себя идео­ло­ги­че­ские уста­нов­ки, об­раз­цы по­ли­ти­че­ско­го по­ве­де­ния, мо­ти­вы по­ли­ти­че­ско­го уча­стия.

Б. Важ­ным на­прав­ле­ни­ем в раз­ви­тии по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры со­вре­мен­но­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся сни­же­ние уров­ня агрес­сив­но­сти, фор­ми­ро­ва­ние то­ле­рант­но­го со­зна­ния.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

16. За­да­ние 16 № 4212. Рас­кры­вая роль го­су­дар­ства в жизни об­ще­ства, учёные-по­ли­то­ло­ги ха­рак­те­ри­зу­ют его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы. Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­зна­ков под­твер­жда­ют это суж­де­ние?

 

1) об­ла­да­ет наи­выс­шей кон­цен­тра­ци­ей вла­сти

2) уста­нав­ли­ва­ет об­ще­обя­за­тель­ные нормы

3) его де­я­тель­ность ре­гу­ли­ру­ет­ся опре­делёнными нор­ма­ми

4) вы­пол­ня­ет опре­делённые об­ще­ствен­ные функ­ции

5) ре­гу­ли­ру­ет де­я­тель­ность граж­дан и ор­га­ни­за­ций на опре­делённой тер­ри­то­рии

6) воз­ник­ло рань­ше дру­гих со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов

17. За­да­ние 17 № 609. По­ня­тие «арен­да» яв­ля­ет­ся одним из ос­нов­ных по­ня­тий

 

1) се­мей­но­го права

2) граж­дан­ско­го права

3) обя­за­тель­ствен­но­го права

4) тру­до­во­го права

18. За­да­ние 18 № 1572. К прин­ци­пам де­мо­кра­ти­че­ско­го су­до­про­из­вод­ства от­но­сит­ся по­ло­же­ние, за­креп­ля­ю­щее

 

1) обя­зан­ность об­ви­ня­е­мо­го дать при­зна­тель­ные по­ка­за­ния в суде

2) право об­ви­ня­е­мо­го на об­жа­ло­ва­ние вы­не­сен­но­го ему при­го­во­ра в вы­ше­сто­я­щей су­деб­ной ин­стан­ции

3) обя­зан­ность род­ствен­ни­ков сви­де­тель­ство­вать на про­цес­се про­тив об­ви­ня­е­мо­го

4) право суда вы­не­сти при­го­вор за­оч­но, в от­сут­ствие об­ви­ня­е­мо­го

19. За­да­ние 19 № 4843. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Кон­сти­ту­ци­он­ном суде Рос­сии?

 

А. Кон­сти­ту­ци­он­ный суд упол­но­мо­чен раз­ра­ба­ты­вать, при­ни­мать и утвер­ждать по­прав­ки к Кон­сти­ту­ции Рос­сии.

Б. В Кон­сти­ту­ци­он­ном суде рас­смат­ри­ва­ют­ся дела о со­от­вет­ствии за­ко­нов и под­за­кон­ных актов Кон­сти­ту­ции Рос­сии.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. За­да­ние 20 № 2635. Пред­при­я­тие Z, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ще­е­ся на ока­за­нии мел­ких бы­то­вых услуг, объ­еди­ня­ет 10 че­ло­век, каж­дый из ко­то­рых лично тру­дит­ся на этом пред­при­я­тии и не­за­ви­си­мо от раз­ме­ра внесённого пая имеет один голос при ре­ше­нии во­про­сов, свя­зан­ных с эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­стью пред­при­я­тия. Ка­ко­ва ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вая форма этого пред­при­я­тия?

 

1) уни­тар­ное пред­при­я­тие

2) про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив

3) хо­зяй­ствен­ное то­ва­ри­ще­ство

4) хо­зяй­ствен­ное об­ще­ство

21. За­да­ние 21 № 1238. Кон­сти­ту­ция — это

 

1) кон­цеп­ция раз­ви­тия го­су­дар­ства

2) ос­нов­ной закон го­су­дар­ства

3) свод за­ко­нов го­су­дар­ства

4) пра­во­вая си­сте­ма стра­ны

22. За­да­ние 22 № 4934. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 

… право Со­во­куп­ность от­рас­лей права, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния, свя­зан­ные с обес­пе­че­ни­ем об­ще­го или об­ще­го­су­дар­ствен­но­го ин­те­ре­са.
Част­ное право Со­во­куп­ность от­рас­лей права, ре­гу­ли­ру­ю­щих част­ные ин­те­ре­сы, не­за­ви­си­мость и ини­ци­а­ти­ву ин­ди­ви­ду­аль­ных соб­ствен­ни­ков и объ­еди­не­ний в их иму­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти и в лич­ных от­но­ше­ни­ях.

 

 

 

 

23. За­да­ние 23 № 139. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) де­мо­гра­фи­че­ские про­бле­мы 2) гло­баль­ные про­бле­мы 3) эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы
4) эко­но­ми­че­ские про­бле­мы 5) про­до­воль­ствен­ные про­бле­мы
24. За­да­ние 24 № 1576. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, яв­ля­ют­ся тен­ден­ци­я­ми в раз­ви­тии со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния.

 

1) гу­ма­ни­та­ри­за­ция 2) дог­ма­ти­за­ция 3) гу­ма­ни­за­ция
4) ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция 5) ин­фор­ма­ти­за­ция 6) идео­ло­ги­за­ция

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

25. За­да­ние 25 № 2639. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ин­сти­ту­та­ми, долж­ност­ным лицом в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ко­то­рые их ис­пол­ня­ют.

 

ФУНК­ЦИИ   ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ И ДОЛЖ­НОСТ­НОЕ ЛИЦО

А) на­зна­ча­ет вы­бо­ры Пре­зи­ден­та РФ

Б) издаёт указы и рас­по­ря­же­ния

В) ре­ша­ет во­прос о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству РФ

Г) воз­глав­ля­ет го­су­дар­ство

Д) пред­став­ля­ет го­су­дар­ство в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях

 

1) Пре­зи­дент РФ

2) Совет Фе­де­ра­ции

3) Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         
26. За­да­ние 26 № 4471. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) В куль­тур­ном цен­тре «Дом» вы­сту­пил швед­ский кол­лек­тив. (Б) За годы сво­е­го су­ще­ство­ва­ния он не­сколь­ко раз менял свой му­зы­каль­ный стиль. (В) В на­сто­я­щее время ре­пер­ту­ар груп­пы пред­став­лен сти­лем ретро. (Г) Ду­ма­ет­ся, что этот стиль от­ве­ча­ет вку­сам, ско­рее, стар­ше­го по­ко­ле­ния, чем молодёжи. (Д) Про­из­ве­де­ния мас­со­вой куль­ту­ры вы­пол­ня­ют до­су­го­вую функ­цию.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г Д
         
27. За­да­ние 27 № 2642. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Че­ло­век живёт в ________(А), и его по­ступ­ки обу­слов­ле­ны ста­нов­ле­ни­ем, раз­ви­ти­ем в че­ло­ве­че­ском кол­лек­ти­ве. Нель­зя жить среди людей, не всту­пая в опре­делённые ________(Б) с окру­жа­ю­щи­ми. В усло­ви­ях со­вре­мен­ной Рос­сии и скла­ды­ва­ю­щих­ся в ней новых об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, ры­ноч­ной ________(В) и кон­ку­рент­ной борь­бы зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет роль осмыс­лен­ной ори­ен­ти­ров­ки че­ло­ве­ка в окру­жа­ю­щей среде. Без по­ни­ма­ния тво­ря­ще­го­ся во­круг не­воз­мож­но пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся в жизни, на­ла­дить нор­маль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми и об­ще­ствен­ны­ми ________(Г). И в этом не­оце­ни­мую по­мощь ока­зы­ва­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия изу­ча­ет ________(Д) пси­хо­ло­ги­че­ских яв­ле­ний, воз­ни­ка­ю­щих при со­ци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии людей. Роль ________(Е), ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, сей­час зна­чи­тель­но воз­рос­ла».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Cписок тер­ми­нов:

 

1) зна­ние 2) об­ще­ство 3) груп­па
4) по­зи­ция 5) от­но­ше­ние 6) норма
7) за­ко­но­мер­ность 8) по­ве­де­ние 9) эко­но­ми­ка

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           
28. За­да­ние 28 № 1990. С1. Автор го­во­рит о не­до­стат­ке кад­ров в ле­со­про­мыш­лен­ном ком­плек­се. На­зо­ви­те две при­чи­ны су­ще­ство­ва­ния этой про­бле­мы.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния CI—С4.

Про­бле­мы лес­ной про­мыш­лен­но­сти

Одной из наи­бо­лее важ­ных про­блем ле­со­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са яв­ля­ет­ся не­до­ста­ток кад­ров. Прак­ти­че­ски все ле­со­про­мыш­лен­ные рай­о­ны стал­ки­ва­ют­ся с про­бле­мой не­хват­ки ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих. К при­ме­ру, ле­со­про­мыш­лен­ный ком­плекс Ар­хан­гель­ской об­ла­сти ис­пы­ты­ва­ет кад­ро­вый голод. ПТУ не имеют со­вре­мен­ной учеб­но-ма­те­ри­аль­ной базы, а имен­но идет под­го­тов­ка кад­ров по ста­рой си­сте­ме, не учи­ты­вая ны­неш­нюю эко­но­ми­ку стра­ны и на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс. Идет стре­ми­тель­ное ста­ре­ние кад­ров. Мо­ло­дежь не хочет идти в лес из-за низ­кой за­ра­бот­ной платы (по срав­не­нию с дру­ги­ми от­рас­ля­ми) и от­сут­ствия со­от­вет­ству­ю­щей тех­ни­ки. Ис­пы­ты­ва­ет от­расль и не­до­ста­ток кад­ров с ра­бо­чи­ми спе­ци­аль­но­стя­ми. В Сверд­лов­ской об­ла­сти всего в ле­со­про­мыш­лен­ном ком­плек­се ра­бо­та­ет 11,6 тысяч че­ло­век, это 87 про­цен­тов к уров­ню 2004 года. Ле­со­про­мыш­лен­ным пред­при­я­ти­ям об­ла­сти не хва­та­ет при­мер­но 1500 че­ло­век, и при этом сред­ний воз¬раст ра­бо­та­ю­щих — 46 лет!

Кроме того, цены на лес рас­тут мед­лен­нее, чем на его до­бы­чу. Перед по­став­щи­ка­ми дре­вес­ных ре­сур­сов стоит про­бле­ма ра­зо­ре­ния, так как вы­руч­ка едва по­кры­ва­ет за­тра­ты ле­со­за­го­то­ви­те­лей. Если сто­и­мость 1 ку­бо­мет­ра леса в сред­нем 500— 620 руб­лей дер­жит­ся уже в те­че­ние семи лет, то за­тра­ты на за­го­тов­ку с каж­дым годом стре­ми­тель­но рас­тут. Рас­тет сто­и­мость ди­зель­но­го топ­ли­ва, а цены на лесо- до­бы­ва­ю­щее обо­ру­до­ва­ние воз­рос­ли в не­сколь­ко раз. Также вечно ак­ту­аль­ный во­прос дорог. На дан­ный мо­мент для раз­ре­ше­ния си­ту­а­ции не­об­хо­ди­мо стро­ить как ми­ни­мум в 3—4 раза боль­ше дорог «круг­ло­го­дич­но­го дей­ствия». А для со­дер­жа­ния и ре­мон­та ав­то­мо­биль­ных дорог у ле­со­про­мыш­лен­ни­ков во­об­ще нет денег. Для того же, чтобы по­стро­ить до­ро­гу, по ко­то­рой можно без вреда для про­ез­жей части про­пус­кать 25-тон­ные ле­со­во­зы, в каж­дый ки­ло­метр надо вло­жить 6—7 мил­ли­о­нов руб­лей... Дру­гие стра­ны зна­чи­тель­но об­го­ня­ют Рос­сию по ко­ли­че­ству ле­со­воз­ных дорог. Ко­ли­че­ство «лес­ных» дорог в Фин­лян­дии пре­вы­ша­ет рос­сий­ские в 12—13 раз!

(П. Ильин)

29. За­да­ние 29 № 1991. Автор на­зы­ва­ет про­бле­мы лес­ной про­мыш­лен­но­сти в Рос­сии. Ука­жи­те три из них.
30. За­да­ние 30 № 1992. Ка­ко­ва, на ваш взгляд, по­зи­ция ав­то­ра в оцен­ке со­сто­я­ния дел в ле­со­за­го­то­ви­тель­ной от­рас­ли в Рос­сии? По каким по­ло­же­ни­ям тек­ста вы это опре­де­ли­ли? (Ука­жи­те любые три по­ло­же­ния-ар­гу­мен­та.)
31. За­да­ние 31 № 1993. Автор го­во­рит о не­спо­соб­но­сти ле­со­за­го­то­ви­тель­ной от­рас­ли са­мо­сто­я­тель­но ре­шить су­ще­ству­ю­щие про­бле­мы. Опи­ра­ясь на зна­ния курса, на­зо­ви­те три на­прав­ле­ния, по ко­то­рым го­су­дар­ство могло бы под­дер­жать дан­ную от­расль.
32. За­да­ние 32 № 3474. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «про­жи­точ­ный ми­ни­мум»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о про­жи­точ­ном ми­ни­му­ме.
33. За­да­ние 33 № 2464. На­зо­ви­те и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­нов­ных права ра­бо­то­да­те­ля, за­креплённые Тру­до­вым ко­дек­сом РФ.
34. За­да­ние 34 № 331. Граж­да­нин А., на­хо­дясь в раз­во­де со своей женой, пла­тил али­мен­ты на со­дер­жа­ние не­со­вер­шен­но­лет­не­го сына. Когда сыну ис­пол­ни­лось 30 лет, отец об­ра­тил­ся к нему с прось­бой о ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи, по­сколь­ку он по­те­рял тру­до­спо­соб­ность по ин­ва­лид­но­сти. Сын от­ка­зал­ся ока­зы­вать по­мощь отцу, мо­ти­ви­руя это тем, что отец на­хо­дил­ся в раз­во­де с его ма­те­рью и не при­ни­мал не­по­сред­ствен­но­го уча­стия в его вос­пи­та­нии. Отец подал в суд. Дол­жен ли в этом слу­чае сын ока­зы­вать отцу ма­те­ри­аль­ную по­мощь? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.
35. За­да­ние 35 № 2459. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Го­су­дар­ство как ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской си­сте­мы». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ван­ны в под­пунк­тах.
36. За­да­ние 36 № 5535. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл в форме мини-со­чи­не­ния, обо­зна­чив при не­об­хо­ди­мо­сти раз­ные ас­пек­ты по­став­лен­ной ав­то­ром про­бле­мы (за­тро­ну­той темы).

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт. (В ка­че­стве фак­ти­че­ской ар­гу­мен­та­ции при­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков.)

 

36.1 Фи­ло­со­фия: «Все наши тео­рии — это не что иное, как обоб­ще­ние опыта, на­блю­да­е­мых фак­тов». (В. А. Ам­бар­цу­мян)

36.2 Эко­но­ми­ка: «Спрос и пред­ло­же­ние — это про­цесс вза­им­но­го при­спо­соб­ле­ния и ко­ор­ди­на­ции». (П. Т. Хейне)

36.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «На­ча­ло лич­но­сти на­сту­па­ет на­мно­го позже, чем на­ча­ло ин­ди­ви­да». (Б. Г. Ана­ньев)

36.4 По­ли­то­ло­гия: «"Раз­де­ляй и власт­вуй" — муд­рое пра­ви­ло, но "объ­еди­няй и на­прав­ляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)

36.5 Пра­во­ве­де­ние: «Закон не знает со­слов­ных пре­ступ­ле­ний, не знает раз­ли­чий по кругу лиц, в среде коих со­вер­ша­ет­ся его на­ру­ше­ние. Он ко всем равно строг и равно ми­ло­стив». (А. Ф. Кони)