Вариант №8

1. За­да­ние 1 № 4114. Одарённый маль­чик, ро­див­ший­ся в ра­бо­чей семье, стал из­вест­ным учёным бла­го­да­ря не толь­ко своим ма­те­ма­ти­че­ским спо­соб­но­стям, но и це­ле­устремлённо­сти, силе воли, стрем­ле­нию к зна­ни­ям. В этом в первую оче­редь про­яви­лись его ка­че­ства как

 

1) ин­ди­ви­да

2) об­ще­ствен­но­го де­я­те­ля

3) граж­да­ни­на

4) лич­но­сти

2. За­да­ние 2 № 1556. Какой из при­ве­ден­ных ре­зуль­та­тов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти по­лу­чен опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем?

 

1) мо­де­ли­ро­ва­ние при по­мо­щи ком­пью­те­ра по­след­ствий вы­сад­ки на Землю ино­пла­нет­но­го ко­раб­ля

2) опре­де­ле­ние сте­пе­ни за­гряз­нен­но­сти во­до­е­мов при по­мо­щи хи­ми­че­ско­го ана­ли­за проб воды

3) раз­ра­бот­ка фи­ло­со­фа­ми-фу­ту­ро­ло­га­ми тео­рии гло­баль­но­го управ­ле­ния со­вре­мен­ным миром

4) вы­дви­же­ние аст­ро­но­ма­ми ги­по­те­зы о про­ис­хож­де­нии «чер­ных дыр» в га­лак­ти­ках

3. За­да­ние 3 № 263. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сво­бо­де че­ло­ве­ка?

 

А. Сво­бо­да че­ло­ве­ка про­яв­ля­ет­ся в от­сут­ствии от­вет­ствен­но­сти за со­вер­шен­ные по­ступ­ки.

Б. Сво­бо­да че­ло­ве­ка лежит в ос­но­ве по­ве­де­ния, на­прав­лен­но­го ис­клю­чи­тель­но на по­лу­че­ние удо­воль­ствия.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) веры оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4. За­да­ние 4 № 4436. Те­ле­ка­нал транс­ли­ро­вал те­ле­се­ри­ал о буд­нях го­род­ской боль­ни­цы. Что поз­во­ля­ет от­не­сти этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям мас­со­вой куль­ту­ры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные эле­мен­ты от­ве­та.

 

1) СМИ пред­ста­ви­ли те­ле­се­ри­ал как удач­ный ком­мер­че­ский про­ект.

2) По­ни­ма­ние те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки.

3) Те­ле­се­ри­ал ин­те­ре­сен кругу зна­то­ков.

4) Те­ле­се­ри­ал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

5) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей те­ле­се­ри­а­ла было соб­ствен­ное са­мо­вы­ра­же­ние.

6) Ав­то­ры ис­поль­зу­ют на­род­ную му­зы­ку и эпи­че­ские сю­же­ты.

5. За­да­ние 5 № 1152. В стра­не А. га­ран­ти­ро­ва­но су­ще­ство­ва­ние пред­при­я­тий раз­лич­ных форм соб­ствен­но­сти. Успех этих пред­при­я­тий на­пря­мую за­ви­сит от спро­са по­тре­би­те­лей на вы­пус­ка­е­мый товар. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны А.?

 

1) пла­но­во­му

2) ко­манд­но­му

3) ры­ноч­но­му

4) тра­ди­ци­он­но­му

6. За­да­ние 6 № 4118. В стра­не Z про­цент на­ло­га на до­хо­ды фи­зи­че­ских лиц из­ме­нял­ся в за­ви­си­мо­сти от ве­ли­чи­ны са­мо­го до­хо­да фи­зи­че­ско­го лица. Какой спо­соб на­чис­ле­ния на­ло­га ис­поль­зо­вал­ся в этом слу­чае?

 

1) про­пор­ци­о­наль­ный

2) про­грес­сив­ный

3) твёрдые став­ки

4) твер­дый

7. За­да­ние 7 № 4045. На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке то­ва­ров для детей: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние — Dl (Р — цена то­ва­ра, Q — объём спро­са то­ва­ра). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, с (со)

 

1) ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

2) сни­же­ни­ем цен на то­ва­ры для детей

3) сни­же­ни­ем рож­да­е­мо­сти

4) ре­а­ли­за­ци­ей про­грамм под­держ­ки семьи

8. За­да­ние 8 № 5220. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­фля­ции?

 

А. Ин­фля­ци­ей на­зы­ва­ют про­цесс дол­го­вре­мен­но­го устой­чи­во­го по­вы­ше­ния об­ще­го уров­ня цен в стра­не.

Б. В пе­ри­од ин­фля­ции по­вы­ша­ет­ся по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

9. За­да­ние 9 № 545. По окон­ча­нии кол­ле­джа сту­дент пла­ни­ру­ет от­крыть ин­ди­ви­ду­аль­ное пред­при­я­тие. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке при­ме­ры труд­но­стей, с ко­то­ры­ми он может столк­нуть­ся при такой форме ор­га­ни­за­ции биз­не­са, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

 

1) вы­со­кий риск вло­же­ния ка­пи­та­ла

2) огра­ни­чен­ность сво­бо­ды дей­ствий

3) огра­ни­чен­ность средств на ре­кла­му

4) слож­ность управ­ле­ния пред­при­я­ти­ем

5) огра­ни­чен­ность средств для при­вле­че­ния про­фес­си­о­на­лов

10. За­да­ние 10 № 565. По ка­ко­му кри­те­рию в об­ще­стве вы­де­ля­ют­ся управ­ля­ю­щие, управ­ля­е­мые, по­ли­ти­че­ские ли­де­ры?

 

1) по граж­дан­ству

2) по роду за­ня­тий

3) по при­над­леж­но­сти к вла­сти

4) по ре­ли­ги­оз­ной при­над­леж­но­сти

11. За­да­ние 11 № 271. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

 

А. Одним из усло­вий воз­ник­но­ве­ния со­ци­аль­но­го кон­флик­та могут стать раз­ли­чия в цен­но­стях про­ти­во­бор­ству­ю­щих сто­рон.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты все­гда ведут к не­га­тив­ным по­след­стви­ям.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. За­да­ние 12 № 508. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке ком­по­нен­ты со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) фирмы 2) со­сло­вия 3) пар­тии
4) касты 5) клас­сы
13. За­да­ние 13 № 4272. Выс­шим ор­га­ном за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в РФ яв­ля­ет­ся

 

1) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ

2) Пра­ви­тель­ство РФ

3) Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ

4) Го­су­дар­ствен­ный Совет РФ

14. За­да­ние 14 № 865. Какой при­знак яв­ля­ет­ся общим для по­ли­ти­че­ской пар­тии и для го­су­дар­ства

1) су­ве­ре­ни­тет во внут­рен­них и внеш­них во­про­сах

2) на­ли­чие ор­га­нов управ­ле­ния

3) при­ня­тие за­ко­нов, об­ще­обя­за­тель­ных для граж­дан

4) уста­нов­ле­ние и взи­ма­ние на­ло­гов

15. За­да­ние 15 № 1126. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах го­су­дар­ства?

А. Тер­ми­ны «уни­тар­ное го­су­дар­ство» и «фе­де­ра­ция» от­но­сят­ся к фор­мам прав­ле­ния и ха­рак­те­ри­зу­ют струк­ту­ру и пол­но­мо­чия выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти,

Б. Тер­ми­ны «кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия» и «пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка» от­но­сят­ся к фор­мам тер­ри­то­ри­аль­но­го устрой­ства го­су­дар­ства и ха­рак­те­ри­зу­ют от­но­ше­ния ре­ги­о­нов с цен­траль­ной вла­стью.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

16. За­да­ние 16 № 175. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке формы тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) дик­та­ту­ра 2) рес­пуб­ли­ка 3) де­мо­кра­тия
4) уни­тар­ное го­су­дар­ство 5) мо­нар­хия 6) фе­де­ра­ция
17. За­да­ние 17 № 5191. За какое из пе­ре­чис­лен­ных пра­во­на­ру­ше­ний на­сту­пит от­вет­ствен­ность по нор­мам ад­ми­ни­стра­тив­но­го права?

 

1) Граж­да­нин Ш. ре­гу­ляр­но изы­мал из поч­то­во­го ящика и про­чи­ты­вал лич­ную кор­ре­спон­ден­цию со­се­да.

2) Граж­дан­ка О. ра­зо­ри­ла лес­ной му­ра­вей­ник в за­по­вед­ни­ке, где она ре­гу­ляр­но вы­гу­ли­ва­ла со­ба­ку.

3) Вы­сту­пая на суде в ка­че­стве сви­де­те­ля, граж­да­нин Р. от­ка­зал­ся со­об­щить из­вест­ные ему факты о лицах, при­част­ных к ограб­ле­нию.

4) На школь­ном ве­че­ре граж­дан­ка К. спела песню на стихи ма­ло­из­вест­но­го поэта, объ­явив при этом, что стихи при­над­ле­жат ей.

18. За­да­ние 18 № 1572. К прин­ци­пам де­мо­кра­ти­че­ско­го су­до­про­из­вод­ства от­но­сит­ся по­ло­же­ние, за­креп­ля­ю­щее

 

1) обя­зан­ность об­ви­ня­е­мо­го дать при­зна­тель­ные по­ка­за­ния в суде

2) право об­ви­ня­е­мо­го на об­жа­ло­ва­ние вы­не­сен­но­го ему при­го­во­ра в вы­ше­сто­я­щей су­деб­ной ин­стан­ции

3) обя­зан­ность род­ствен­ни­ков сви­де­тель­ство­вать на про­цес­се про­тив об­ви­ня­е­мо­го

4) право суда вы­не­сти при­го­вор за­оч­но, в от­сут­ствие об­ви­ня­е­мо­го

19. За­да­ние 19 № 4933. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­вах и обя­зан­но­стях на­ло­го­пла­тель­щи­ков?

 

А. На­ло­го­пла­тель­щи­ки обя­за­ны свое­вре­мен­но и в пол­ном объёме упла­чи­вать на­ло­ги и сборы.

Б. На­ло­го­пла­тель­щи­ки имеют право по­лу­чать по месту сво­е­го учёта от на­ло­го­вых ор­га­нов бес­плат­ную ин­фор­ма­цию (в том числе в пись­мен­ной форме) о дей­ству­ю­щих на­ло­гах и сбо­рах.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. За­да­ние 20 № 1129. В фев­ра­ле 16-лет­няя Ма­ри­на была при­ня­та на ра­бо­ту. В июне она по­да­ла за­яв­ле­ние с прось­бой предо­ста­вить ей от­пуск в июле. Ад­ми­ни­стра­ция пред­при­я­тия от­ка­за­ла ей, со­слав­шись на то, что от­пуск за пер­вый год ра­бо­ты предо­став­ля­ет­ся ра­бот­ни­кам по ис­те­че­нии шести ме­ся­цев не­пре­рыв­ной ра­бо­ты. Этот спор может быть раз­решён в рам­ках про­цес­са

 

1) ад­ми­ни­стра­тив­но­го

2) ар­бит­раж­но­го

3) граж­дан­ско­го

4) уго­лов­но­го

21. За­да­ние 21 № 129. Во­ен­ные пре­ступ­ле­ния и пре­ступ­ле­ния про­тив че­ло­ве­че­ства в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми меж­ду­на­род­но­го права

 

1) имеют срок дав­но­сти 5 лет

2) имеют срок дав­но­сти 10 лет

3) имеют срок дав­но­сти 20 лет

4) не имеют срока дав­но­сти

22. За­да­ние 22 № 3725. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це

 

ФУНК­ЦИЯ МО­РА­ЛИХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
... Обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в со­ци­у­ме
Цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ная Фор­ми­ру­ет спо­соб­ность са­мо­сто­я­тель­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в нрав­ствен­ных цен­но­стях

 

23. За­да­ние 23 № 1471. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щаю щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ни же ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) труд 2) игра 3) уче­ние
4) вид де­я­тель­но­сти 5) по­зна­ние
24. За­да­ние 24 № 1243. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ный ин­сти­тут».

 

1) семья 2) биз­нес 3) наука
4) акция 5) на­ло­ги 6) право

 

Най­ди­те два тер­ми­на, от­но­ся­щи­е­ся к дру­го­му по­ня­тию, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

25. За­да­ние 25 № 5271. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­ва­ми че­ло­ве­ка и их ви­да­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРАВА ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА  

ВИДЫ ПРАВ

А) на лич­ную сво­бо­ду и не­при­кос­но­вен­ность

Б) на охра­ну ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти

В) за­щи­ту своей чести и до­сто­ин­ства

Г) на охра­ну здо­ро­вья и ме­ди­цин­скую по­мощь

Д) на поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­та­ми на­уч­но­го про­грес­са

Е) на бла­го­при­ят­ную окру­жа­ю­щую среду

 

1) граж­дан­ские

2) со­ци­аль­ные

3) куль­тур­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         
26. За­да­ние 26 № 3579. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но бук­вой.

 

(А) Для ста­биль­но­сти об­ще­ства, ду­ма­ет­ся, важно, чтобы люди ува­жи­тель­но от­но­си­лись к праву, по­ни­ма­ли смысл и на­зна­че­ние пра­во­вых норм. (Б) Экс­пер­ты сви­де­тель­ству­ют, пра­во­на­ру­ше­ния часто со­вер­ша­ют­ся лю­дь­ми по не­зна­нию. (В) Осо­бен­но опа­сен для го­су­дар­ства и об­ще­ства пра­во­вой ни­ги­лизм (Г) Пра­во­вой ни­ги­лизм - от­ри­ца­ние цен­но­сти права в со­зна­нии че­ло­ве­ка. (Д) Оче­вид­но, об­ще­ство не может дви­гать­ся впе­ред, если люди не будут до­ве­рять за­ко­нам, стре­мить­ся стро­ить по ним свою жизнь.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г Д
         
27. За­да­ние 27 № 1173. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов (сло­во­со­че­та­ний). Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова (сло­во­со­че­та­ния), ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Для того чтобы пра­ви­ло по­ве­де­ния стало юри­ди­че­ской нор­мой, оно долж­но быть об­ле­че­но в опре­делённую

пра­во­вую форму. Это про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те ___________(А) го­су­дар­ства. С её по­мо­щью воля за­ко­но­да­те­ля на­хо­дит своё вы­ра­же­ние в нор­ма­тив­ном пра­во­вом акте и ста­но­вит­ся обя­за­тель­ной для ис­пол­не­ния. Под ис­точ­ни­ка­ми (фор­ма­ми) права в юри­ди­че­ской науке обыч­но по­ни­ма­ют ___________(Б) вы­ра­же­ния право­твор­че­ской де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства, т.е. акты ___________(В) го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, уста­нав­ли­ва­ю­щих нормы права. К таким ор­га­нам от­но­сят­ся, на­при­мер, ___________(Г),пра­ви­тель­ство и др.

К ис­точ­ни­кам права от­но­сят не толь­ко нор­ма­тив­ные пра­во­вые акты, но и пра­во­вые обы­чаи, су­деб­ные и ад­ми­ни­стра­тив­ные пре­це­ден­ты, нор­ма­тив­ные до­го­во­ры. Под пра­во­вым обы­ча­ем по­ни­ма­ют нормы, ко­то­рые сло­жи­лись в об­ще­стве не­за­ви­си­мо от го­су­дар­ствен­ной вла­сти и при­об­ре­ли в со­зна­нии об­ще­ства ___________(Д). Юри­ди­че­ский пре­це­дент имеет зна­че­ние ис­точ­ни­ка права в том слу­чае, когда приз­наётся, что ре­ше­ние по кон­крет­но­му делу может стать ___________(Е) для раз­ре­ше­ния всех по­доб­ных слу­ча­ев на бу­ду­щее время.»

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) обя­за­тель­ное зна­че­ние 2) право­твор­че­ская де­я­тель­ность 3) граж­дан­ское об­ще­ство
4) ком­пе­тент­ный 5) го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат 6) пра­ви­ло
7) пар­ла­мент 8) за­ко­но­да­тель­ство 9) внеш­ние формы

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A Б В Г Д Е
           
28. За­да­ние 28 № 4765. Чем, по мне­нию ав­то­ра, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся от­но­ше­ние боль­шин­ства людей к пред­ста­ви­те­лям го­су­дар­ствен­ной вла­сти? Опи­ра­ясь на текст, при­ве­ди­те по­ло­же­ние, обос­но­вы­ва­ю­щее эту по­зи­цию.

Из со­чи­не­ния Г. Спен­се­ра «Лич­ность и го­су­дар­ство»

Раз­лич­ным вли­я­ни­ям, дей­ству­ю­щим свер­ху, со­от­вет­ству­ют на­деж­ды и про­ше­ния, воз­но­ся­щи­е­ся снизу вверх. Люди, не­су­щие тяжёлый труд и обре­менённые об­сто­ятeльcтвами, со­став­ля­ю­щие гро­мад­ное боль­шин­ство, а тем более люди не­спо­соб­ные, по­лу­ча­ю­щие по­сто­ян­но по­мощь и жаж­ду­щие ещё более ши­ро­кой по­мо­щи, под­дер­жи­ва­ют все про­ек­ты, от ко­то­рых

ожи­да­ют того или иного бла­го­по­лу­чия при по­сред­ни­че­стве ад­ми­ни­стра­тив­но­го вме­ша­тель­ства. Такие люди верят вся­ко­му, кто го­во­рит, что эти бла­го­де­я­ния могут и долж­ны быть им ока­за­ны. <…> По мере того, как уси­ли­ва­ет­ся вме­ша­тель­ство го­су­дар­ства в об­ще­ствен­ные ин­те­ре­сы, растёт между граж­да­на­ми и уве­рен­ность, что всё долж­но де­лать­ся для них и

ни­че­го не тре­бу­ет­ся от них. Мысль о том, что дан­ная цель долж­на быть до­стиг­ну­та лич­ной энер­ги­ей или ас­со­ци­а­ци­я­ми част­ной ини­ци­а­ти­вы, де­ла­ет­ся с каж­дым по­ко­ле­ни­ем всё более и более чуж­дой людям, тогда как убеж­де­ние в том, что эта цель долж­на быть до­стиг­ну­та при по­мо­щи пра­ви­тель­ства, ста­но­вит­ся всё более при­выч­ным, и, на­ко­нец, <…> на­чи­на­ет

счи­тать­ся един­ствен­ным прак­ти­че­ским спо­со­бом. Так как люди, ко­то­рых уве­ря­ют, что бу­ду­щее со­ци­аль­ное пре­об­ра­зо­ва­ние при­несёт им гро­мад­ные бла­го­де­я­ния, об­ла­да­ют из­би­ра­тель­ным пра­вом, то ре­зуль­тат по­лу­ча­ет­ся сле­ду­ю­щим: чтобы овла­деть их го­ло­са­ми, кан­ди­дат дол­жен по мень­шей мере воз­дер­жать­ся от того, чтобы до­ка­зать им лож­ность их ве­ро­ва­ний <…>. Даже главы пар­тий <…> на­пе­ре­рыв друг перед дру­гом ста­ра­ют­ся при­об­ре­сти при­вер­жен­цев. Каж­дый до­би­ва­ет­ся по­пу­ляр­но­сти, обе­щая боль­ше, чем его про­тив­ник. <…> Не­ко­то­рые на­столь­ко бес­со­вест­ны,

что по­да­ют голос за пред­ло­же­ния, ко­то­рые они счи­та­ют дур­ны­ми в прин­ци­пе, по­то­му что нужды пар­тии и же­ла­ние быть пе­ре­из­бран­ным тре­бу­ют, чтобы они по­сту­па­ли так. Таким об­ра­зом, плохую по­ли­ти­ку за­щи­ща­ют даже те, кто видит её не­до­стат­ки.

29. За­да­ние 29 № 4766. Как, по мне­нию ав­то­ра, вли­я­ет на де­я­тель­ность по­ли­ти­че­ских пар­тий убеждённость боль­шин­ства людей в том, что об­ще­ствен­ные блага долж­ны предо­став­лять­ся «свер­ху»? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те два при­зна­ка, поз­во­ля­ю­щие на­звать дей­ствия по­ли­ти­че­ских пар­тий и кан­ди­да­тов на вы­бор­ные долж­но­сти по­пу­лиз­мом.
30. За­да­ние 30 № 4767. С опо­рой на текст на­зо­ви­те любые три не­га­тив­ных по­след­ствия уси­ле­ния

вме­ша­тель­ства го­су­дар­ства в об­ще­ствен­ные дела. Опи­ра­ясь на зна­ние курса,

ис­то­рии и фак­тов со­ци­аль­ной жизни, при­ве­ди­те один при­мер по­пу­лиз­ма.

31. За­да­ние 31 № 4768. Ис­то­ри­че­ский опыт Рос­сии, США, За­пад­ной Ев­ро­пы и Ла­тин­ской Аме­ри­ки XIX–XX вв. поз­во­ля­ет вы­яс­нить при­чи­ны рас­про­стра­не­ния по­пу­лист­ской­по­ли­ти­ки в раз­лич­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских си­сте­мах. С на­ча­ла 1990-х

гг. по­пу­лизм ста­но­вит­ся одной из важ­ней­ших до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей за­пад­ных де­мо­кра­тий. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, на­зо­ви­те два усло­вия, спо­соб­ству­ю­щие рас­про­стра­не­нию по­пу­лиз­ма, и при­ве­ди­те один ар­гу­мент, обос­но­вы­ва­ю­щий любое из на­зван­ных усло­вий.

32. За­да­ние 32 № 181. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ный кон­троль»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

 

33. За­да­ние 33 № 108. Рас­крой­те на двух при­ме­рах тео­ре­ти­че­ское по­ло­же­ние о сущ­но­сти твор­че­ской де­я­тель­но­сти.
34. За­да­ние 34 № 3371. Ан­глий­ский фи­ло­соф Г. Бокль писал: «Встарь бо­га­тей­ши­ми стра­на­ми были те, при­ро­да ко­то­рых была наи­бо­лее обиль­на; ныне бо­га­тей­шие стра­ны - те, в ко­то­рых че­ло­век наи­бо­лее де­я­те­лен». Как это вы­ска­зы­ва­ние, про­из­несённое около двух веков назад, от­ра­жа­ет по­ни­ма­ние эво­лю­ции че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства? Опре­де­ли­те ос­нов­ной век­тор раз­ви­тия об­ще­ства. Ка­ко­вы, на Ваш взгляд, ос­нов­ные цен­но­сти со­вре­мен­но­го об­ще­ства? Ука­жи­те две любые цен­но­сти.
35. За­да­ние 35 № 3740. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «По­ли­ти­че­ская элита в жизни об­ще­ства». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

36. За­да­ние 36 № 1702. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3).

Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

С9.1 Фи­ло­со­фия:«Люди ста­но­вят­ся ору­ди­я­ми своих ору­дий». (Г.Д. Торо)

С9.2 Фи­ло­со­фия:«Если лю­до­ед поль­зу­ет­ся вил­кой и ножом — это про­гресс?» (С. Ежи Лец)

С9.3 Фи­ло­со­фия:«Я не знаю каким ору­жи­ем будут сра­жать­ся в 3-й ми­ро­вой войне, но в 4-й ми­ро­вой войне будут сра­жать­ся пал­ка­ми и кам­ня­ми». (А. Эйн­штейн)