Вариант №7
1. Задание 1 № 4739. Студент четвёртого курса педагогического института Кирилл 3. стал победителем «Конкурса профессионального мастерства». Какое образование получает Кирилл 3.?
1) среднее (полное) общее
2) начальное профессиональное
3) основное общее
4) высшее
1) научный эксперимент
2) научные понятия
3) теоретические обобщения
4) статистические методы
Наука в современном обществе
А. достигла высокого уровня развития в таких областях, как кибернетика, ядерная физика, генная инженерия.
Б. сделала открытия, которые представляют собой угрозу человеческой жизни, гуманистическим идеалам и ценностям, здоровью людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
1) производство консервов для домашних животных
2) расчёт параметров экономического роста страны
3) оказание образовательных услуг
4) биржевая игра на разнице курсов валют
1) любое открытое акционерное общество
2) муниципальные унитарные предприятия
3) сектор домашних хозяйств
4) транснациональные банки
Это перемещение может быть связано, в первую очередь, с (со)
1) уменьшением цен на сельскохозяй ственную технику
2) снижением затрат на транспорт ные услуги
3) увеличением доходов производи- телей петрушки и укропа
4) повышением цен на минеральные удобрения
А. Внешними (явными, бухгалтерскими) затратами выступают все затраты предприятия, проведенные по бухгалтерским документам, например, выплата заработной платы работникам.
Б. Скрытыми (внутренними) затратами могут выступать затраты, связанные с упущенной прибылью, с расходами собственных средств предприятия (к примеру, на покупку акций), с размещением предприятия в собственном здании.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) доходы от продажи печенья в частной кондитерской
2) доходы от перепродажи подержанного планшетника
3) доходы, полученные от сдачи металлолома
4) доходы от продажи партии новых компьютеров
5) доходы, вырученные от продажи овощей, выращенных фермером
6) доходы от реализации партии контрафактного товара
1) рост количества банковских депозитов
2) повышение доходов наиболее обеспеченной категории населения
3) индексация пенсий в соответствии с уровнем инфляции
4) увеличение количества субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг
А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.
Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами
2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов
3) многопартийной политической системы
4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти
1) реализуется принцип разделения властей
2) принимаются общеобязательные для населения решения
3) устанавливаются и взимаются налоги
4) действует принцип верховенства государственной власти
А. Для мажоритарной системы характерно выдвижение кандидатов по единым национальным партийным спискам.
Б. Для пропорциональной системы характерно законодательное определение избирательного порога (процента голосов, необходимых для прохождения партии в парламент).
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) президентская республика | 2) унитарное государство | 3) демократическое государство |
4) парламентская республика | 5) авторитарное правление | 6) федеративное государство |
1) исполняется всеми гражданами
2) является воплощением идеала справедливости
3) охраняется силой государства
4) поддерживается общественным мнением
1) назначение референдума
2) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации
3) управление федеральной собственностью
4) отправление правосудия
А. К отраслям частного права относится предпринимательское, гражданское, семейное право.
Б. К отраслям публичного права относится конституционное, административное, уголовное право.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) Трудовое право
2) административный проступок
3) дисциплинарная ответственность
4) штраф
5) конституционное право
6) судимость
1) право на социальное обеспечение по старости | 2) право на жизнь | 3) право на жилище |
4) право на защиту чести и доброго имени | 5) право на свободу и личную неприкосновенность | 6) право на отдых |
… право | Совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего или общегосударственного интереса. |
Частное право | Совокупность отраслей права, регулирующих частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений в их имущественной деятельности и в личных отношениях. |
1) знания | 2) теории | 3) легенды |
4) мифы | 5) гипотезы |
1) авторитаризм | 2) федерализм | 3) тоталитаризм |
4) монархия | 5) демократия | 6) диктатура |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СТАТУСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ |
|
А) женщина Б) высшее образование В) 30 лет Г) менеджер Д) мать двоих детей |
1) предписанный статус 2) приобретённый статус |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
(А) Первую теоретически обоснованную концепцию социального прогресса выдвинул французский философ-просветитель, экономист Анн-Робер-Жан Тюрго. (Б) Основой прогресса, по его мнению, как и общественной
жизни в целом, является человеческий разум. (В) Однако современной философией выработаны другие, более многогранные, критерии прогресса. (Г) На наш взгляд, самый универсальный критерий — средняя продолжительность жизни. (Д) Прогресс — это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
«В гражданские __________________(А) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(Б), а также особые субъекты гражданского права — государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(В) граждан (физических лиц) законодатель определяет в ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(Г): иметь имущество на __________________(Д); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.
Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения до смерти, то __________________(Е) возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме — с совершеннолетия, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
1) законодательство | 2) правоотношения | 3) правоспособность |
4) дееспособность | 5) юридические лица | 6) равенство сторон |
7) правительство | 8) право собственности | 9) деликт |
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны буквы пропусков. Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.
A | Б | В | Г | Д | Е |
По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.
Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.
Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.
Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.
Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».
(Ю.Б. Гиппенрейтер)
36. Задание 36 № 1517. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1. Философия «Спасение человечества заключено в сердце человека, в способности человека к самопознанию, в человеческой кротости и в человеческой ответственности» (В. Гавел)
С9.2. Социальная психология «Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будетпопутным» (Луций Анней Сенека)
С9.3. Экономика «Всю жизнь цепляться за стабильную работу намного рискованнее, чем пойти на риск, чтобы научиться создавать бизнес. Один риск носит временный характер, а другой продолжается всю жизнь» (Роберт Киосаки)
С9.4. Социология «Зависимость от жизни семейной делает человека более нравственным» (А. С. Пушкин)
С9.5. Политология «В условиях демократии неосведомленность одного избирателя может повредить всем
остальным» (Дж. Ф. Кеннеди)
С9.6. Правоведение «Законы подобны паутине: если в них попадет бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется» (Солон)