Вариант №7

1. За­да­ние 1 № 4739. Сту­дент четвёртого курса пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та Ки­рилл 3. стал по­бе­ди­те­лем «Кон­кур­са про­фес­си­о­наль­но­го ма­стер­ства». Какое об­ра­зо­ва­ние по­лу­ча­ет Ки­рилл 3.?

1) сред­нее (пол­ное) общее

2) на­чаль­ное про­фес­си­о­наль­ное

3) ос­нов­ное общее

4) выс­шее

2. За­да­ние 2 № 1038. Прак­ти­ка как кри­те­рий ис­ти­ны вклю­ча­ет

 

1) на­уч­ный экс­пе­ри­мент

2) на­уч­ные по­ня­тия

3) тео­ре­ти­че­ские обоб­ще­ния

4) ста­ти­сти­че­ские ме­то­ды

3. За­да­ние 3 № 3482. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­вре­мен­ной науке?

 

Наука в со­вре­мен­ном об­ще­стве

А. до­стиг­ла вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия в таких об­ла­стях, как ки­бер­не­ти­ка, ядер­ная фи­зи­ка, ген­ная ин­же­не­рия.

Б. сде­ла­ла от­кры­тия, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой угро­зу че­ло­ве­че­ской жизни, гу­ма­ни­сти­че­ским иде­а­лам и цен­но­стям, здо­ро­вью людей.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не верны

4. За­да­ние 4 № 3505. Вы­бе­ри­те среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние важ­ней­ших со­ци­аль­ных по­треб­но­стей лич­но­сти.

 

1) В тру­до­вом кол­лек­ти­ве, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было не­про­сто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми зна­ни­я­ми, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг об­ще­ния, дру­зья и по­дру­ги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с ро­ди­те­ля­ми, ни с учи­те­ля­ми.

3) Мо­ло­дой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском биз­не­се, со­здав круп­ную ком­па­нию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го ту­риз­ма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава ме­це­на­та, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых да­ро­ва­ний; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) Каж­дую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной му­зы­ки.

5) Каж­дый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем ва­реж­ки, тёплые са­по­ги и курт­ки.

5. За­да­ние 5 № 1374. Су­ще­ству­ют раз­ные смыс­лы по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Эко­но­ми­ку как науку ил­лю­стри­ру­ет

 

1) про­из­вод­ство кон­сер­вов для до­маш­них жи­вот­ных

2) расчёт па­ра­мет­ров эко­но­ми­че­ско­го роста стра­ны

3) ока­за­ние об­ра­зо­ва­тель­ных услуг

4) бир­же­вая игра на раз­ни­це кур­сов валют

6. За­да­ние 6 № 192. Одним из субъ­ек­тов ми­ро­вых хо­зяй­ствен­ных от­но­ше­ний яв­ля­ет­ся(-ются)

 

1) любое от­кры­тое ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство

2) му­ни­ци­паль­ные уни­тар­ные пред­при­я­тия

3) сек­тор до­маш­них хо­зяйств

4) транс­на­ци­о­наль­ные банки

7. За­да­ние 7 № 1229. На ри­сун­ке от­ра­же­ны из­ме­не­ния пред­ло­же­ния пет­руш­ки и укро­па на со­от­вет­ству­ю­щем рынке (линия пред­ло­же­ния S пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние S1). (Р — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

 

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, в первую оче­редь, с (со)

 

1) умень­ше­ни­ем цен на сель­ско­хо­зяй ствен­ную тех­ни­ку

2) сни­же­ни­ем за­трат на транс­порт ные услу­ги

3) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов про­из­во­ди- телей пет­руш­ки и укро­па

4) по­вы­ше­ни­ем цен на ми­не­раль­ные удоб­ре­ния

8. За­да­ние 8 № 2549. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об из­держ­ках(за­тра­тах) про­из­вод­ства?

 

А. Внеш­ни­ми (яв­ны­ми, бух­гал­тер­ски­ми) за­тра­та­ми вы­сту­па­ют все за­тра­ты пред­при­я­тия, про­ве­ден­ные по бух­гал­тер­ским до­ку­мен­там, на­при­мер, вы­пла­та за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­кам.

Б. Скры­ты­ми (внут­рен­ни­ми) за­тра­та­ми могут вы­сту­пать за­тра­ты, свя­зан­ные с упу­щен­ной при­бы­лью, с рас­хо­да­ми соб­ствен­ных средств пред­при­я­тия (к при­ме­ру, на по­куп­ку акций), с раз­ме­ще­ни­ем пред­при­я­тия в соб­ствен­ном зда­нии.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

9. За­да­ние 9 № 3615. Най­ди­те в спис­ке до­хо­ды, учи­ты­ва­е­мые при ис­чис­ле­нии Ва­ло­во­го внут­рен­не­го про­дук­та (ВВП), и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) до­хо­ды от про­да­жи пе­че­нья в част­ной кон­ди­тер­ской

2) до­хо­ды от пе­ре­про­да­жи по­дер­жан­но­го план­шет­ни­ка

3) до­хо­ды, по­лу­чен­ные от сдачи ме­тал­ло­ло­ма

4) до­хо­ды от про­да­жи пар­тии новых ком­пью­те­ров

5) до­хо­ды, вы­ру­чен­ные от про­да­жи ово­щей, вы­ра­щен­ных фер­ме­ром

6) до­хо­ды от ре­а­ли­за­ции пар­тии кон­тра­факт­но­го то­ва­ра

10. За­да­ние 10 № 4833. Что из пе­ре­чис­лен­но­го может сви­де­тель­ство­вать о росте сред­не­го клас­са в стра­не?

 

1) рост ко­ли­че­ства бан­ков­ских де­по­зи­тов

2) по­вы­ше­ние до­хо­дов наи­бо­лее обес­пе­чен­ной ка­те­го­рии на­се­ле­ния

3) ин­дек­са­ция пен­сий в со­от­вет­ствии с уров­нем ин­фля­ции

4) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства суб­си­дий на опла­ту жи­лищ­но-ком­му­наль­ных услуг

11. За­да­ние 11 № 1233. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях че­ло­ве­ка?

 

А. Со­ци­аль­ные роли че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся его со­ци­аль­ным ста­ту­сом.

Б. Между по­ня­ти­я­ми «со­ци­аль­ная роль» и «со­ци­аль­ный ста­тус» раз­ли­чия от­сут­ству­ют.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. За­да­ние 12 № 24. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки пат­ри­ар­халь­ной (тра­ди­ци­он­ной) семьи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) сов­мест­ное про­жи­ва­ние не­сколь­ких по­ко­ле­ний

2) при­ня­тие ре­ше­ний всеми чле­на­ми семьи

3) эко­но­ми­че­ская са­мо­сто­я­тель­ность жен­щи­ны

4) ор­га­ни­за­ция быта как ос­нов­ная эко­но­ми­че­ская функ­ция

5) жёсткое рас­пре­де­ле­ние муж­ских и жен­ских обя­зан­но­стей

6) сов­мест­ная про­из­вод­ствен­ная де­я­тель­ность

13. За­да­ние 13 № 2629. Рес­пуб­ли­ка – это форма

 

1) го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства, при ко­то­рой раз­де­ле­ны пол­но­мо­чия между цен­тром и ре­ги­о­на­ми

2) прав­ле­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся вы­бор­но­стью главы го­су­дар­ства и выс­ших за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов

3) мно­го­пар­тий­ной по­ли­ти­че­ской си­сте­мы

4) прав­ле­ния, при ко­то­рой су­ще­ству­ет на­след­ствен­ный по­ря­док пе­ре­да­чи вер­хов­ной вла­сти

14. За­да­ние 14 № 866. К от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства от­но­сит­ся

 

1) ре­а­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей

2) при­ни­ма­ют­ся об­ще­обя­за­тель­ные для на­се­ле­ния ре­ше­ния

3) уста­нав­ли­ва­ют­ся и взи­ма­ют­ся на­ло­ги

4) дей­ству­ет прин­цип вер­хо­вен­ства го­су­дар­ствен­ной вла­сти

15. За­да­ние 15 № 3457. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об из­би­ра­тель­ных си­сте­мах?

 

А. Для ма­жо­ри­тар­ной си­сте­мы ха­рак­тер­но вы­дви­же­ние кан­ди­да­тов по еди­ным на­ци­о­наль­ным пар­тий­ным спис­кам.

Б. Для про­пор­ци­о­наль­ной си­сте­мы ха­рак­тер­но за­ко­но­да­тель­ное опре­де­ле­ние из­би­ра­тель­но­го по­ро­га (про­цен­та го­ло­сов, не­об­хо­ди­мых для про­хож­де­ния пар­тии в пар­ла­мент).

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

16. За­да­ние 16 № 1211. Го­су­дар­ство Z объ­еди­ня­ет не­сколь­ко шта­тов, име­ю­щих свои пар­ла­мен­ты, пра­ви­тель­ства и за­ко­но­да­тель­ство. В Z пе­ри­о­ди­че­ски про­во­дят­ся сво­бод­ные вы­бо­ры в пар­ла­мент го­су­дар­ства, ко­то­рый фор­ми­ру­ет пра­ви­тель­ство из пред­ста­ви­те­лей по­бе­див­ших по­ли­ти­че­ских пар­тий.Де­пу­та­ты пар­ла­мен­та из­би­ра­ют пре­зи­ден­та, вы­пол­ня­ю­ще­го пред­ста­ви­тель­ные функ­ции. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка 2) уни­тар­ное го­су­дар­ство 3) де­мо­кра­ти­че­ское го­су­дар­ство
4) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка 5) ав­то­ри­тар­ное прав­ле­ние 6) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство
17. За­да­ние 17 № 1349. Право как со­ци­аль­ный ре­гу­ля­тор все­гда

 

1) ис­пол­ня­ет­ся всеми граж­да­на­ми

2) яв­ля­ет­ся во­пло­ще­ни­ем иде­а­ла спра­вед­ли­во­сти

3) охра­ня­ет­ся силой го­су­дар­ства

4) под­дер­жи­ва­ет­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем

18. За­да­ние 18 № 5041. К пол­но­мо­чи­ям Ге­не­раль­ной про­ку­ра­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от­но­сят­ся

 

1) на­зна­че­ние ре­фе­рен­ду­ма

2) над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

4) от­прав­ле­ние пра­во­су­дия

19. За­да­ние 19 № 57. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­рас­лях права?

 

А. К от­рас­лям част­но­го права от­но­сит­ся пред­при­ни­ма­тель­ское, граж­дан­ское, се­мей­ное право.

Б. К от­рас­лям пуб­лич­но­го права от­но­сит­ся кон­сти­ту­ци­он­ное, ад­ми­ни­стра­тив­ное, уго­лов­ное право.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. За­да­ние 20 № 1248. Граж­да­нин Р. по­сто­ян­но при­пар­ко­вы­ва­ет свой лег ковой ав­то­мо­биль на га­зо­не возле дома. Со­труд­ни­ки эко­ло­ги­че­ской ми­ли­ции пре­ду­пре­ди­ли его о не­пра­во­мер ности таких дей­ствий. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке по­зи­ции, свя­зан­ные с пра­во­вой оцен­кой дан­ной си­ту­а­ции, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Тру­до­вое право

2) ад­ми­ни­стра­тив­ный про­сту­пок

3) дис­ци­пли­нар­ная от­вет­ствен­ность

4) штраф

5) кон­сти­ту­ци­он­ное право

6) су­ди­мость

21. За­да­ние 21 № 5833. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к груп­пе со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских прав граж­да­ни­на РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти права ука­за­ны.

 

1) право на со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние по ста­ро­сти 2) право на жизнь 3) право на жи­ли­ще
4) право на за­щи­ту чести и доб­ро­го имени 5) право на сво­бо­ду и лич­ную не­при­кос­но­вен­ность 6) право на отдых
22. За­да­ние 22 № 4934. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 

… право Со­во­куп­ность от­рас­лей права, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ния, свя­зан­ные с обес­пе­че­ни­ем об­ще­го или об­ще­го­су­дар­ствен­но­го ин­те­ре­са.
Част­ное право Со­во­куп­ность от­рас­лей права, ре­гу­ли­ру­ю­щих част­ные ин­те­ре­сы, не­за­ви­си­мость и ини­ци­а­ти­ву ин­ди­ви­ду­аль­ных соб­ствен­ни­ков и объ­еди­не­ний в их иму­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти и в лич­ных от­но­ше­ни­ях.

 

 

 

 

23. За­да­ние 23 № 472. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) зна­ния 2) тео­рии 3) ле­ген­ды
4) мифы 5) ги­по­те­зы
24. За­да­ние 24 № 3763. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «по­ли­ти­че­ский режим».

 

1) ав­то­ри­та­ризм 2) фе­де­ра­лизм 3) то­та­ли­та­ризм
4) мо­нар­хия 5) де­мо­кра­тия 6) дик­та­ту­ра

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

25. За­да­ние 25 № 4973. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных ста­ту­сов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СТА­ТУС­НЫЕ ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ  

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫХ

СТА­ТУ­СОВ

А) жен­щи­на

Б) выс­шее об­ра­зо­ва­ние

В) 30 лет

Г) ме­не­джер

Д) мать двоих детей

 

1) пред­пи­сан­ный ста­тус

2) при­об­ретённый ста­тус

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         
26. За­да­ние 26 № 4938. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Первую тео­ре­ти­че­ски обос­но­ван­ную кон­цеп­цию со­ци­аль­но­го про­грес­са вы­дви­нул фран­цуз­ский фи­ло­соф-про­све­ти­тель, эко­но­мист Анн-Робер-Жан Тюрго. (Б) Ос­но­вой про­грес­са, по его мне­нию, как и об­ще­ствен­ной

жизни в целом, яв­ля­ет­ся че­ло­ве­че­ский разум. (В) Од­на­ко со­вре­мен­ной фи­ло­со­фи­ей вы­ра­бо­та­ны дру­гие, более мно­го­гран­ные, кри­те­рии про­грес­са. (Г) На наш взгляд, самый уни­вер­саль­ный кри­те­рий — сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни. (Д) Про­гресс — это на­прав­ле­ние раз­ви­тия, для ко­то­ро­го ха­рак­те­рен пе­ре­ход от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.



A Б В Г Д
         
27. За­да­ние 27 № 2566. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром ряд слов про­пу­щен.

 

«В граж­дан­ские __________________(А) могут всту­пать как от­дель­ные граж­да­не, так и кол­лек­тив­ные об­ра­зо­ва­ния, об­ла­да­ю­щие преду­смот­рен­ны­ми за­ко­ном при­зна­ка­ми: ор­га­ни­за­ции, име­ну­е­мые ________________(Б), а также осо­бые субъ­ек­ты граж­дан­ско­го права — го­су­дар­ствен­ные и му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния. Со­дер­жа­ние __________________(В) граж­дан (фи­зи­че­ских лиц) за­ко­но­да­тель опре­де­ля­ет в ГК как со­во­куп­ность прав и обя­зан­но­стей, ко­то­ры­ми может об­ла­дать граж­да­нин в со­от­вет­ствии с граж­дан­ским __________________(Г): иметь иму­ще­ство на __________________(Д); на­сле­до­вать и за­ве­щать его; за­ни­мать­ся любой де­я­тель­но­стью, не за­пре­щен­ной за­ко­ном; со­зда­вать юри­ди­че­ские лица; со­вер­шать сдел­ки и участ­во­вать в обя­за­тель­ствах; из­би­рать место жи­тель­ства; иметь права ав­то­ра.

Если пра­во­спо­соб­ность при­зна­ет­ся в рав­ной мере за всеми граж­да­на­ми с мо­мен­та рож­де­ния до смер­ти, то __________________(Е) воз­ни­ка­ет с мо­мен­та до­сти­же­ния опре­де­лен­но­го воз­рас­та, а в пол­ном объ­е­ме — с со­вер­шен­но­ле­тия, что пред­по­ла­га­ет до­сти­же­ние опре­де­лен­но­го уров­ня пси­хи­че­ской зре­ло­сти».

 

Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить в про­пус­ки. Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Пом­ни­те, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам не­об­хо­ди­мо вы­брать.

 

1) за­ко­но­да­тель­ство 2) пра­во­от­но­ше­ния 3) пра­во­спо­соб­ность
4) дее­спо­соб­ность 5) юри­ди­че­ские лица 6) ра­вен­ство сто­рон
7) пра­ви­тель­ство 8) право соб­ствен­но­сти 9) де­ликт

 

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что про­пус­ки про­ну­ме­ро­ва­ны. В дан­ной ниже таб­ли­це ука­за­ны буквы про­пус­ков. За­пи­ши­те под каж­дой бук­вой номер, обо­зна­ча­ю­щий в спис­ке вы­бран­ное вами слово.

A Б В Г Д Е
           
28. За­да­ние 28 № 3365. Автор вы­ска­зы­ва­ет свою точку зре­ния на то, ка­ко­го че­ло­ве­ка можно счи­тать лич­но­стью, вы­де­ля­ет кри­те­рии лич­но­сти. Ука­жи­те два кри­те­рия с опо­рой на текст и оха­рак­те­ри­зуй­те каж­дый из них. Сфор­му­ли­руй­те свой кри­те­рий лич­но­сти че­ло­ве­ка, кого, на Ваш взгляд, можно на­звать лич­но­стью.

Лич­ность
«...ка­ко­вы не­об­хо­ди­мые и до­ста­точ­ные кри­те­рии сфор­ми­ро­вав­шей­ся лич­но­сти?

По су­ще­ству, су­ще­ству­ет два ос­нов­ных кри­те­рия. Пер­вый кри­те­рий: че­ло­ве­ка можно счи­тать лич­но­стью, если в его мо­ти­вах су­ще­ству­ет иерар­хия в одном опре­де­лен­ном смыс­ле, а имен­но если он спо­со­бен пре­одо­ле­вать соб­ствен­ные не­по­сред­ствен­ные по­буж­де­ния ради чего-то дру­го­го. В таких слу­ча­ях го­во­рят, что субъ­ект спо­со­бен к опо­сре­до­ван­но­му по­ве­де­нию. При этом пред­по­ла­га­ет­ся, что мо­ти­вы, по ко­то­рым пре­одо­ле­ва­ют­ся не­по­сред­ствен­ные по­буж­де­ния, со­ци­аль­но зна­чи­мы. Они со­ци­аль­ны по сво­е­му про­ис­хож­де­нию и смыс­лу, т. е. за­да­ны об­ще­ством, вос­пи­та­ны в че­ло­ве­ке.

Вто­рой не­об­хо­ди­мый кри­те­рий лич­но­сти - спо­соб­ность к со­зна­тель­но­му ру­ко­вод­ству соб­ствен­ным по­ве­де­ни­ем. Это ру­ко­вод­ство осу­ществ­ля­ет­ся на ос­но­ве осо­знан­ных мо­ти­вов-целей и прин­ци­пов. От пер­во­го кри­те­рия вто­рой от­ли­ча­ет­ся тем, что пред­по­ла­га­ет имен­но со­зна­тель­ное со­под­чи­не­ние мо­ти­вов. Про­сто опо­сред­ство­ван­ное по­ве­де­ние (пер­вый кри­те­рий) может иметь в своей ос­но­ве и сти­хий­но сло­жив­шу­ю­ся иерар­хию мо­ти­вов, и даже "сти­хий­ную нрав­ствен­ность": че­ло­век может не от­да­вать себе от­че­та в том, что имен­но за­ста­ви­ло его по­сту­пить опре­де­лен­ным об­ра­зом, тем не менее про­дей­ство­вать впол­не нрав­ствен­но. Итак, хотя во вто­ром при­зна­ке также име­ет­ся в виду опо­сред­ство­ван­ное по­ве­де­ние, под­чер­ки­ва­ет­ся имен­но со­зна­тель­ное опо­сред­ство­ва­ние. Оно пред­по­ла­га­ет на­ли­чие са­мо­со­зна­ния как осо­бой ин­стан­ции лич­но­сти...

Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти хотя и есть про­цесс осво­е­ния спе­ци­аль­ной сферы об­ще­ствен­но­го опыта, но про­цесс со­вер­шен­но осо­бый. Он от­ли­ча­ет­ся от усво­е­ния зна­ний, уме­ний, спо­со­бов дей­ствий. Ведь здесь речь идет о таком осво­е­нии, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние новых мо­ти­вов и по­треб­но­стей, их пре­об­ра­зо­ва­ние, со­под­чи­не­ние и т. п. А до­стичь всего этого путем про­сто­го усво­е­ния нель­зя. Усво­ен­ный мотив в луч­шем слу­чае мотив зна­е­мый, но не ре­аль­но дей­ству­ю­щий, т. е. мотив не­истин­ный. Знать, что долж­но де­лать, к чему сле­ду­ет стре­мить­ся, - не зна­чит хо­теть это де­лать, дей­стви­тель­но к этому стре­мить­ся. Новые по­треб­но­сти и мо­ти­вы, а также их со­под­чи­не­ния воз­ни­ка­ют в про­цес­се не усво­е­ния, а пе­ре­жи­ва­ния, или про­жи­ва­ния. Этот про­цесс все­гда про­ис­хо­дит толь­ко в ре­аль­ной жизни че­ло­ве­ка. Он яв­ля­ет­ся все­гда эмо­ци­о­наль­но на­сы­щен­ным, часто субъ­ек­тив­но твор­че­ским.

Рас­смот­рим этапы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. Оста­но­вим­ся на самых глав­ных и очень круп­ных эта­пах. По об­раз­но­му вы­ра­же­нию А. Н. Леон­тье­ва, лич­ность "рож­да­ет­ся" два­жды.

Пер­вое ее рож­де­ние от­но­сит­ся к до­школь­но­му воз­рас­ту и зна­ме­ну­ет­ся уста­нов­ле­ни­ем пер­вых иерар­хи­че­ских от­но­ше­ний мо­ти­вов, пер­вы­ми под­чи­не­ни­я­ми не­по­сред­ствен­ных по­буж­де­ний со­ци­аль­ным нор­мам. Иными сло­ва­ми, здесь за­рож­да­ет­ся то, что от­ра­же­но в пер­вом кри­те­рии лич­но­сти.

Вто­рое рож­де­ние лич­но­сти на­чи­на­ет­ся в под­рост­ко­вом воз­расте и вы­ра­жа­ет­ся в по­яв­ле­нии стрем­ле­ния и спо­соб­но­сти осо­зна­вать свои мо­ти­вы, а также про­во­дить ак­тив­ную ра­бо­ту по их под­чи­не­нию и пе­ре­под­чи­не­нию. За­ме­тим, что эта спо­соб­ность к са­мо­осо­зна­нию, са­мо­ру­ко­вод­ству, са­мо­вос­пи­та­нию и от­ра­же­на во вто­ром при­зна­ке лич­но­сти, разо­бран­ном выше.

Между про­чим, её обя­за­тель­ность за­фик­си­ро­ва­на в такой юри­ди­че­ской ка­те­го­рии, как уго­лов­ная от­вет­ствен­ность за со­вер­ша­е­мые дей­ствия. Эта от­вет­ствен­ность, как из­вест­но, воз­ла­га­ет­ся на каж­до­го ду­шев­но здо­ро­во­го че­ло­ве­ка, до­стиг­ше­го со­вер­шен­но­ле­тия».

 

(Ю.Б. Гип­пен­рей­тер)

29. За­да­ние 29 № 3366. Ука­жи­те с опо­рой на ав­тор­ский текст два от­ли­чия по­ве­де­ния че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­ще­го пер­во­му и вто­ро­му кри­те­ри­ям. При­ве­ди­те, опи­ра­ясь на зна­ние курса, лич­ный со­ци­аль­ный опыт и со­ци­аль­ную прак­ти­ку, любой один при­мер про­яв­ле­ния «сти­хий­ной нрав­ствен­но­сти» в по­ве­де­нии людей.
30. За­да­ние 30 № 3367. Автор, ссы­ла­ясь на пси­хо­ло­га А.Н. Леон­тье­ва, ука­зы­ва­ет ос­нов­ные этапы фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. При­ве­ди­те ука­зан­ные в тек­сте этапы, и, опи­ра­ясь на зна­ние курса, лич­ный со­ци­аль­ный опыт и прак­ти­ку, про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из эта­пов ха­рак­тер­ным для него кон­крет­ным «при­об­ре­те­ни­ем» для лич­ност­но­го ста­нов­ле­ния.
31. За­да­ние 31 № 3368. Автор от­ме­ча­ет: «...Новые по­треб­но­сти и мо­ти­вы, а также их со­под­чи­не­ния воз­ни­ка­ют в про­цес­се не усво­е­ния, а пе­ре­жи­ва­ния, или про­жи­ва­ния...». По­яс­ни­те ав­тор­скую мысль. Опи­ра­ясь на зна­ние курса, соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт и со­ци­аль­ную прак­ти­ку, при­ве­ди­те два про­яв­ле­ния воз­ник­но­ве­ния новых по­треб­но­стей и мо­ти­вов лич­но­сти.
32. За­да­ние 32 № 3774. Какой смысл эко­но­ми­сты вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ин­фля­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щих ин­фор­ма­цию об ин­фля­ции.
33. За­да­ние 33 № 626. С по­мо­щью трех при­ме­ров про­ил­лю­стри­руй­те вза­и­мо­вли­я­ние на­род­ной, мас­со­вой и эли­тар­ной куль­ту­ры.
34. За­да­ние 34 № 3513. Мно­гие вид­ные учёные и об­ще­ствен­ные де­я­те­ли по­ла­га­ют, что ве­ду­щей цен­но­стью со­вре­мен­но­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся ин­но­ва­ция. Ос­но­ва­тель ком­па­нии «Эппл» Стив Джобс го­во­рил: «Ин­но­ва­ция де­ла­ет ли­де­ра». При­ве­ди­те любые три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние при­ведённой точки зре­ния.
35. За­да­ние 35 № 3701. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ на тему «Нации и меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

36. За­да­ние 36 № 1517. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

С9.1. Фи­ло­со­фия «Спа­се­ние че­ло­ве­че­ства за­клю­че­но в серд­це че­ло­ве­ка, в спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка к са­мо­по­зна­нию, в че­ло­ве­че­ской кро­то­сти и в че­ло­ве­че­ской от­вет­ствен­но­сти» (В. Гавел)

С9.2. Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия «Для че­ло­ве­ка, ко­то­рый не знает, к какой га­ва­ни он на­прав­ля­ет­ся, ни один ветер не бу­дет­по­пут­ным» (Луций Анней Се­не­ка)

С9.3. Эко­но­ми­ка «Всю жизнь цеп­лять­ся за ста­биль­ную ра­бо­ту на­мно­го рис­ко­ван­нее, чем пойти на риск, чтобы на­учить­ся со­зда­вать биз­нес. Один риск носит вре­мен­ный ха­рак­тер, а дру­гой про­дол­жа­ет­ся всю жизнь» (Ро­берт Ки­ос­а­ки)

С9.4. Со­цио­ло­гия «За­ви­си­мость от жизни се­мей­ной де­ла­ет че­ло­ве­ка более нрав­ствен­ным» (А. С. Пуш­кин)

С9.5. По­ли­то­ло­гия «В усло­ви­ях де­мо­кра­тии не­осве­дом­лен­ность од­но­го из­би­ра­те­ля может по­вре­дить всем

осталь­ным» (Дж. Ф. Кен­не­ди)

С9.6. Пра­во­ве­де­ние «За­ко­ны по­доб­ны па­у­ти­не: если в них по­па­дет бес­силь­ный и лег­кий, они вы­дер­жат, если боль­шой – он разо­рвет их и вы­рвет­ся» (Солон)