Вариант №6
1. Задание 1 № 225. Студенты изучают экономическую литературу, касающуюся создания и использования материальных ресурсов общества. Это пример деятельности
1) материально-производственной
2) учебно-познавательной
3) ценностно-ориентировочной
4) социально-преобразовательной
1) обоснованность, логичность
2) образность, эмоциональность
3) признанность обществом
4) истинность всех утверждений
А. Образование остается одним из важнейших каналов социализации личности.
Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) возникновение государства
2) генетическая предрасположенность к отдельным заболеваниям
3) проявления наследственности
4) формирование наций
5) чувственное восприятие мира
6) развитие рынка
1) рост потребительских доходов
2) традиционное начало учебного года
3) открытие новых предприятий по производству канцтоваров
4) снижение пошлин на ввоз импортных канцелярских принадлежностей
1) выдаёт кредиты гражданам и фирмам
2) устанавливает учётную ставку
3) принимает на счета сбережения граждан
4) утверждает государственный бюджет
1) снижением уровня культуры граждан
2) повышением уровня и качества жизни населения
3) высокими ценами на косметические средства
4) недостаточной популяризацией здорового образа жизни
А. Развитие рыночной экономики носит циклический характер.
Б. Среднесрочные экономические циклы могут быть связаны с сезонными колебаниями спроса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) поддержка и защита конкуренции
2) изменение учётной ставки процента за кредит
3) обеспечение защиты прав собственности
4) регулирование доходов населения
5) установление нормы банковского резерва
6) операции на рынке ценных бумаг
Полученные результаты представлены в диаграмме.
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из оценок реально соответствует информации, содержащейся в диаграмме?
1) Более трети опрошенных самым нужным для начала бизнеса считают наличие денег и связей.
2) Половина респондентов уверены, что для успешного бизнеса необходимы образование, опыт работы в данной сфере, полная самоотдача и связи.
3) Четверть респондентов уверены, что для начала бизнеса нужны только деньги.
4) Большинство опрошенных считает, что, начиная бизнес, нужно иметь новые идеи.
А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.
Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
1) осуществление защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей
2) защита наиболее неимущих, незащищенных слоев населения, целевая поддержка молодежи, лиц престарелого возраста.
3) расширение политического участия граждан в представительных органах власти разных уровней.
4) ослабление налогового бремени на мелкий и средний бизнес, льготное налогообложение небольших предприятий.
Какая статья обязательно должна содержаться в конституции Н.?
1) власть принадлежит народу, который избирает своих представителей
2) гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания
3) суверенные права распределены между центром и регионами
4) президент страны избирается коллегией выборщиков сроком на 4 года
А. Статус республики, являющейся субъектом РФ, определяется Конституцией РФ и Конституцией Республики.
Б. В состав Российской Федерации в качестве самостоятельных субъектов входят города федерального значения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) кадровая | 2) консервативная | 3) социалистическая |
4) правящая | 5) массовая | 6) революционная |
1) о разводе
2) несовершеннолетних
3) о защите прав потребителей
4) о защите чести
1) Арбитражный Суд
2) Министерство внутренних дел
3) Верховный Суд РФ
4) Генеральная Прокуратура РФ
А. Конституционный Суд проверяет конституционность только тех актов властей, которые имеют юридические последствия.
Б. Конституционный Суд имеет право официально устанавливать содержание и смысл конституционной нормы, которая может быть истолкована двояко.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) стоимость части имущества, соответствующую его доле в уставном капитале кооператива
2) часть стоимости имущества кооператива, полученную в результате раздела всей его стоимости на количество его членов
3) гарантию на получение процентов по будущим прибылям акционерного общества
4) свой пай или часть имущества, соответствующую этому паю
1) видах и условиях заключения гражданских договоров
2) органах местного самоуправления как органах государственной власти
3) реализации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
4) формах юридической ответственности за совершение правонарушений
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Наблюдение | Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности |
Выдвижение ... | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории |
1) гласность | 2) политический плюрализм | 3) парламентаризм |
4) демократия | 5) принцип большинства |
1) воспроизводство рода | 2) самореализация | 3) питание | 4) дыхание |
5) движение | 6) общение | 7) отдых |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
ФУНКЦИИ | ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ | |
А) борьба с уличной преступностью Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни В) вынесение решения или приговора Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Д) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений |
1) суд 2) прокуратура 3) полиция |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
(А) Понятие «общественный прогресс» достаточно достоверно отражает реалии современной жизни и помогает их правильно оценивать. (Б) Прогресс означает направление движения от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. (В) В духовной сфере общественной жизни прогресс ещё более впечатляющ, чем в материальной сфере. (Г) Обязательное начальное, а затем и среднее образование было законодательно закреплено в нашей стране в прошлом веке. (Д) Сегодня не менее половины выпускников школ становятся студентами высших учебных заведений.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________(Г) социальных норм.
Социальный контроль выступает как органический элемент любой __________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) санкция | 2) нарушение | 3) мораль |
4) соблюдение | 5) система | 6) мобильность |
7) ограничение | 8) институт | 9) статус |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.
Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики — то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя — общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации — снижается.
Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, так же как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.
Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки — не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины — быстрого роста денежной массы. <...>
Инфляция разрушает экономику страны. <...> Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции — это подрыв веры граждан в своё правительство.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
36. Задание 36 № 814. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия «Человек — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве» (А. Эйнштейн)
С9.2 Социальная психология «Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?» (С. Дали)
С9.3 Экономика «Снижающие себестоимость повышают стоимость себя» (Е. Кащеев)
С9.4 Социология «Желаю я того или не желаю, но я — плод общества» (М. Лайтман)
С9.5 Политология «Все мы — народ, и правительство — тоже» (Бисмарк)
С9.6 Правоведение «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк)