Вариант №6

1. За­да­ние 1 № 225. Сту­ден­ты изу­ча­ют эко­но­ми­че­скую ли­те­ра­ту­ру, ка­са­ю­щу­ю­ся со­зда­ния и ис­поль­зо­ва­ния ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов об­ще­ства. Это при­мер де­я­тель­но­сти

1) ма­те­ри­аль­но-про­из­вод­ствен­ной

2) учеб­но-по­зна­ва­тель­ной

3) цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ной

4) со­ци­аль­но-пре­об­ра­зо­ва­тель­ной

2. За­да­ние 2 № 1408. Что от­ли­ча­ет на­уч­ное зна­ние?

1) обос­но­ван­ность, ло­гич­ность

2) об­раз­ность, эмо­ци­о­наль­ность

3) при­знан­ность об­ще­ством

4) ис­тин­ность всех утвер­жде­ний

3. За­да­ние 3 № 966. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли об­ра­зо­ва­ния в со­вре­мен­ном об­ще­стве?

 

А. Об­ра­зо­ва­ние оста­ет­ся одним из важ­ней­ших ка­на­лов со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти.

Б. В си­сте­ме со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния все боль­шее зна­че­ние при­об­ре­та­ет тен­ден­ция к его гу­ма­ни­за­ции, к учету ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школь­ни­ков.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4. За­да­ние 4 № 542. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке об­ще­ствен­ные яв­ле­ния. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) воз­ник­но­ве­ние го­су­дар­ства

2) ге­не­ти­че­ская пред­рас­по­ло­жен­ность к от­дель­ным за­бо­ле­ва­ни­ям

3) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти

4) фор­ми­ро­ва­ние наций

5) чув­ствен­ное вос­при­я­тие мира

6) раз­ви­тие рынка

5. За­да­ние 5 № 1523. В по­след­ние две не­де­ли ав­гу­ста мно­гие су­пер­мар­ке­ты и тор­го­вые сети ор­га­ни­зу­ют школь­ные ба­за­ры, на ко­то­рых можно при­об­ре­сти кан­це­ляр­ские то­ва­ры, учеб­ни­ки, школь­ную форму. Какой фак­тор яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ю­щим в по­ве­де­нии про­дав­ца в при­ве­ден­ном при­ме­ре?

 

1) рост по­тре­би­тель­ских до­хо­дов

2) тра­ди­ци­он­ное на­ча­ло учеб­но­го года

3) от­кры­тие новых пред­при­я­тий по про­из­вод­ству канц­то­ва­ров

4) сни­же­ние по­шлин на ввоз им­порт­ных кан­це­ляр­ских при­над­леж­но­стей

6. За­да­ние 6 № 5107. Цен­траль­ный банк РФ

 

1) выдаёт кре­ди­ты граж­да­нам и фир­мам

2) уста­нав­ли­ва­ет учётную став­ку

3) при­ни­ма­ет на счета сбе­ре­же­ния граж­дан

4) утвер­жда­ет го­су­дар­ствен­ный бюд­жет

7. За­да­ние 7 № 4528. На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке кос­ме­то­ло­ги­че­ских услуг: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние — Dl (Р — цена услуг, Q — объём спро­са услуг). Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но, пре­жде всего, со (с)

 

1) сни­же­ни­ем уров­ня куль­ту­ры граж­дан

2) по­вы­ше­ни­ем уров­ня и ка­че­ства жизни на­се­ле­ния

3) вы­со­ки­ми це­на­ми на кос­ме­ти­че­ские сред­ства

4) не­до­ста­точ­ной по­пу­ля­ри­за­ци­ей здо­ро­во­го об­ра­за жизни

8. За­да­ние 8 № 1378. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии?

 

А. Раз­ви­тие ры­ноч­ной эко­но­ми­ки носит цик­ли­че­ский ха­рак­тер.

Б. Сред­не­сроч­ные эко­но­ми­че­ские циклы могут быть свя­за­ны с се­зон­ны­ми ко­ле­ба­ни­я­ми спро­са.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

9. За­да­ние 9 № 4723. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ме­ха­низ­мы осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ством мо­не­тар­ной (де­неж­ной) по­ли­ти­ки. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) под­держ­ка и за­щи­та кон­ку­рен­ции

2) из­ме­не­ние учётной став­ки про­цен­та за кре­дит

3) обес­пе­че­ние за­щи­ты прав соб­ствен­но­сти

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние до­хо­дов на­се­ле­ния

5) уста­нов­ле­ние нормы бан­ков­ско­го ре­зер­ва

6) опе­ра­ции на рынке цен­ных бумаг

10. За­да­ние 10 № 4747. В стра­не Z в 2011 году про­во­дил­ся со­цио­ло­ги­че­ский опрос. Ре­спон­ден­там за­да­ва­ли во­прос: «Что яв­ля­ет­ся самым нуж­ным для успеш­но­го на­ча­ла биз­не­са?».

По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

В сред­ствах мас­со­вой ин­фор­ма­ции были пред­став­ле­ны раз­лич­ные ин­тер­пре­та­ции дан­ных опро­са. Ниже при­ве­де­ны не­ко­то­рые мне­ния. Какая из оце­нок ре­аль­но со­от­вет­ству­ет ин­фор­ма­ции, со­дер­жа­щей­ся в диа­грам­ме?

 

1) Более трети опро­шен­ных самым нуж­ным для на­ча­ла биз­не­са счи­та­ют на­ли­чие денег и свя­зей.

2) По­ло­ви­на ре­спон­ден­тов уве­ре­ны, что для успеш­но­го биз­не­са не­об­хо­ди­мы об­ра­зо­ва­ние, опыт ра­бо­ты в дан­ной сфере, пол­ная са­мо­от­да­ча и связи.

3) Чет­верть ре­спон­ден­тов уве­ре­ны, что для на­ча­ла биз­не­са нужны толь­ко день­ги.

4) Боль­шин­ство опро­шен­ных счи­та­ет, что, на­чи­ная биз­нес, нужно иметь новые идеи.

11. За­да­ние 11 № 2628. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти?

 

А. Войны и ре­во­лю­ции уси­ли­ва­ют со­ци­аль­ную мо­биль­ность ин­ди­ви­дов и групп.

Б. Об­ра­зо­ва­ние, лич­ные ка­че­ства по­мо­га­ют ин­ди­ви­ду про­дви­гать­ся вверх по со­ци­аль­ной лест­ни­це.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. За­да­ние 12 № 1652. Най­ди­те в со­ци­аль­ные факты, ил­лю­стри­ру­ю­щие про­яв­ле­ние вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Учи­тель ис­то­рии, пе­ре­ехав из об­ла­сти в город, пе­ре­шел в новую школу.

2) Офи­цер, от­ли­чив­ший­ся при про­ве­де­нии кон­тр­тер­ро­ри­сти­че­ской опе­ра­ции, по­лу­чил новое во­ин­ское зва­ние до­сроч­но.

3) Сек­ре­тарь-ре­фе­рент вышла замуж за ком­мер­че­ско­го ди­рек­то­ра фирмы.

4) Про­фес­сор уехал по двух­го­дич­но­му кон­трак­ту в за­ру­беж­ный вуз.

5) После окон­ча­ния вуза мо­ло­дой спе­ци­а­лист был на­зна­чен на долж­ность на­чаль­ни­ка от­де­ла ло­ги­сти­ки.

13. За­да­ние 13 № 3264. Цель со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки со­вре­мен­но­го го­су­дар­ства —

 

1) осу­ществ­ле­ние за­щи­ты оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля от кон­ку­рен­ции ино­стран­ных то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей

2) за­щи­та наи­бо­лее не­иму­щих, не­за­щи­щен­ных слоев на­се­ле­ния, це­ле­вая под­держ­ка мо­ло­де­жи, лиц пре­ста­ре­ло­го воз­рас­та.

3) рас­ши­ре­ние по­ли­ти­че­ско­го уча­стия граж­дан в пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нах вла­сти раз­ных уров­ней.

4) ослаб­ле­ние на­ло­го­во­го бре­ме­ни на мел­кий и сред­ний биз­нес, льгот­ное на­ло­го­об­ло­же­ние не­боль­ших пред­при­я­тий.

14. За­да­ние 14 № 1532. В стра­не Н. про­шел ре­фе­рен­дум о при­ня­тии новой кон­сти­ту­ции. В ре­зуль­та­те ее при­ня­тия, стра­на Н. стала фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством.

Какая ста­тья обя­за­тель­но долж­на со­дер­жать­ся в кон­сти­ту­ции Н.?

 

1) власть при­над­ле­жит на­ро­ду, ко­то­рый из­би­ра­ет своих пред­ста­ви­те­лей

2) граж­да­нам га­ран­ти­ру­ет­ся сво­бо­да со­ве­сти и ве­ро­ис­по­ве­да­ния

3) су­ве­рен­ные права рас­пре­де­ле­ны между цен­тром и ре­ги­о­на­ми

4) пре­зи­дент стра­ны из­би­ра­ет­ся кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков сро­ком на 4 года

15. За­да­ние 15 № 571. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фе­де­ра­тив­ном устрой­стве РФ?

 

А. Ста­тус рес­пуб­ли­ки, яв­ля­ю­щей­ся субъ­ек­том РФ, опре­де­ля­ет­ся Кон­сти­ту­ци­ей РФ и Кон­сти­ту­ци­ей Рес­пуб­ли­ки.

Б. В со­став Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в ка­че­стве са­мо­сто­я­тель­ных субъ­ек­тов вхо­дят го­ро­да фе­де­раль­но­го зна­че­ния.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

16. За­да­ние 16 № 1359. Пар­тия V со­зда­ла сеть пер­вич­ных ор­га­ни­за­ций в раз­лич­ных угол­ках стра­ны. Члены по­ли­ти­че­ско­го со­ве­та пар­тии из­бра­ны в раз­лич­ные фе­де­раль­ные и мест­ные ор­га­ны вла­сти. Пар­тия вы­сту­па­ет с идеей за­щи­ты прав тру­дя­щих­ся, со­ци­аль­но­го мира, яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­цей по­стро­е­ния пра­во­во­го и со­ци­аль­но­го го­су­дар­ства. Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­ной пар­тии и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) кад­ро­вая 2) кон­сер­ва­тив­ная 3) со­ци­а­ли­сти­че­ская
4) пра­вя­щая 5) мас­со­вая 6) ре­во­лю­ци­он­ная
17. За­да­ние 17 № 350. Со­глас­но за­ко­но­да­тель­ству РФ бес­плат­ную су­деб­ную за­щи­ту ад­во­кат обя­зан осу­ществ­лять по делам

 

1) о раз­во­де

2) не­со­вер­шен­но­лет­них

3) о за­щи­те прав по­тре­би­те­лей

4) о за­щи­те чести

18. За­да­ние 18 № 351. В со­став Пра­ви­тель­ства РФ вхо­дит пра­во­охра­ни­тель­ный орган

 

1) Ар­бит­раж­ный Суд

2) Ми­ни­стер­ство внут­рен­них дел

3) Вер­хов­ный Суд РФ

4) Ге­не­раль­ная Про­ку­ра­ту­ра РФ

19. За­да­ние 19 № 316. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Кон­сти­ту­ци­он­ном Суде?

 

А. Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд про­ве­ря­ет кон­сти­ту­ци­он­ность толь­ко тех актов вла­стей, ко­то­рые имеют юри­ди­че­ские по­след­ствия.

Б. Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд имеет право офи­ци­аль­но уста­нав­ли­вать со­дер­жа­ние и смысл кон­сти­ту­ци­он­ной нормы, ко­то­рая может быть ис­тол­ко­ва­на дво­я­ко.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. За­да­ние 20 № 389. На общем со­бра­нии про­из­вод­ствен­но­го ко­опе­ра­ти­ва было при­ня­то по­ста­нов­ле­ние о пре­об­ра­зо­ва­нии его в ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство. Не­до­воль­ный этим ре­ше­ни­ем член ко­опе­ра­ти­ва граж­да­нин Н. на­пи­сал за­яв­ле­ние о вы­хо­де из со­ста­ва ко­опе­ра­ти­ва. При рас­че­те граж­да­нин Н. дол­жен по­лу­чить

 

1) сто­и­мость части иму­ще­ства, со­от­вет­ству­ю­щую его доле в устав­ном ка­пи­та­ле ко­опе­ра­ти­ва

2) часть сто­и­мо­сти иму­ще­ства ко­опе­ра­ти­ва, по­лу­чен­ную в ре­зуль­та­те раз­де­ла всей его сто­и­мо­сти на ко­ли­че­ство его чле­нов

3) га­ран­тию на по­лу­че­ние про­цен­тов по бу­ду­щим при­бы­лям ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства

4) свой пай или часть иму­ще­ства, со­от­вет­ству­ю­щую этому паю

21. За­да­ние 21 № 980. К ос­но­вам кон­сти­ту­ци­он­но­го строя РФ от­не­се­но по­ло­же­ние о

 

1) видах и усло­ви­ях за­клю­че­ния граж­дан­ских до­го­во­ров

2) ор­га­нах мест­но­го са­мо­управ­ле­ния как ор­га­нах го­су­дар­ствен­ной вла­сти

3) ре­а­ли­за­ции прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, ис­пол­ни­тель­ную и су­деб­ную

4) фор­мах юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти за со­вер­ше­ние пра­во­на­ру­ше­ний

22. За­да­ние 22 № 4132. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це.

 

МЕТОД ПО­ЗНА­НИЯХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА
На­блю­де­ние Це­ле­на­прав­лен­ный про­цесс вос­при­я­тия яв­ле­ний окру­жа­ю­ще­го мира, пред­ме­тов дей­стви­тель­но­сти
Вы­дви­же­ние ... Вы­дви­же­ние до­га­док, пред­по­ло­же­ний для объ­яс­не­ния фак­тов, не укла­ды­ва­ю­щих­ся в су­ще­ству­ю­щие тео­рии

 

23. За­да­ние 23 № 5052. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) глас­ность 2) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм 3) пар­ла­мен­та­ризм
4) де­мо­кра­тия 5) прин­цип боль­шин­ства
24. За­да­ние 24 № 318. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «био­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти че­ло­ве­ка».

 

1) вос­про­из­вод­ство рода 2) са­мо­ре­а­ли­за­ция 3) пи­та­ние 4) ды­ха­ние
5) дви­же­ние 6) об­ще­ние 7) отдых

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

25. За­да­ние 25 № 5524. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми, ко­то­рые их осу­ществ­ля­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ФУНК­ЦИИ   ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ОР­ГА­НЫ

А) борь­ба с улич­ной пре­ступ­но­стью

Б) кон­троль за со­блю­де­ни­ем за­кон­но­сти всеми участ­ни­ка­ми об­ще­ствен­ной жизни

В) вы­не­се­ние ре­ше­ния или при­го­во­ра

Г) над­зор за со­блю­де­ни­ем прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на

Д) раз­ре­ше­ние пра­во­вых спо­ров между субъ­ек­та­ми пра­во­от­но­ше­ний

 

1) суд

2) про­ку­ра­ту­ра

3) по­ли­ция

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         

 

26. За­да­ние 26 № 4508. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) По­ня­тие «об­ще­ствен­ный про­гресс» до­ста­точ­но до­сто­вер­но от­ра­жа­ет ре­а­лии со­вре­мен­ной жизни и по­мо­га­ет их пра­виль­но оце­ни­вать. (Б) Про­гресс озна­ча­ет на­прав­ле­ние дви­же­ния от про­сто­го к слож­но­му, от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му. (В) В ду­хов­ной сфере об­ще­ствен­ной жизни про­гресс ещё более впе­чат­ля­ющ, чем в ма­те­ри­аль­ной сфере. (Г) Обя­за­тель­ное на­чаль­ное, а затем и сред­нее об­ра­зо­ва­ние было за­ко­но­да­тель­но за­креп­ле­но в нашей стра­не в про­шлом веке. (Д) Се­год­ня не менее по­ло­ви­ны вы­пуск­ни­ков школ ста­но­вят­ся сту­ден­та­ми выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

 

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г Д
         
27. За­да­ние 27 № 5200. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­ци­аль­ный кон­троль – ме­ха­низм, с по­мо­щью ко­то­ро­го об­ще­ство обес­пе­чи­ва­ет со­блю­де­ние опре­делённых пра­вил, __________(А) ко­то­рых на­но­сит ущерб функ­ци­о­ни­ро­ва­нию со­ци­аль­ной си­сте­мы. В этом ка­че­стве вы­сту­па­ют __________(Б) и право, обы­чаи, ад­ми­ни­стра­тив­ные ре­ше­ния и др. Дей­ствие со­ци­аль­но­го кон­тро­ля сво­дит­ся глав­ным об­ра­зом к при­ме­не­нию раз­лич­ных __________(В) к на­ру­ши­те­лям при­ня­тых со­ци­аль­ных норм. Од­но­вре­мен­но со­ци­аль­ный кон­троль пред­по­ла­га­ет по­ощ­ре­ние за __________(Г) со­ци­аль­ных норм.

Со­ци­аль­ный кон­троль вы­сту­па­ет как ор­га­ни­че­ский эле­мент любой __________(Д) управ­ле­ния со­ци­аль­ным про­цес­сом, как ме­ха­низм об­рат­ной связи, обес­пе­чи­ва­ю­щий вы­пол­не­ние ко­манд управ­ля­ю­ще­го ор­га­на.

Со­ци­аль­ный кон­троль можно об­на­ру­жить в самых ран­них об­ще­ствах. С раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил и раз­де­ле­ния труда роль со­ци­аль­но­го кон­тро­ля воз­рас­та­ет, а его струк­ту­ра услож­ня­ет­ся. Воз­ни­ка­ют со­ци­аль­ные __________(Е), за­ни­ма­ю­щи­е­ся почти ис­клю­чи­тель­но со­ци­аль­ным кон­тро­лем (на­при­мер, су­деб­ные ор­га­ны). Вме­сте с тем функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля осу­ществ­ля­ет прак­ти­че­ски любой со­ци­аль­ный ин­сти­тут».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) санк­ция 2) на­ру­ше­ние 3) мо­раль
4) со­блю­де­ние 5) си­сте­ма 6) мо­биль­ность
7) огра­ни­че­ние 8) ин­сти­тут 9) ста­тус

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           
28. За­да­ние 28 № 1287. По­че­му, по мне­нию ав­то­ров, не­ста­биль­ность денег вред­на для эко­но­ми­ки? Какая при­чи­на не­ста­биль­но­сти денег на­зва­на в тек­сте?

 


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

 

День­ги, и это самое глав­ное, яв­ля­ют­ся сред­ством об­ме­на. Они со­кра­ща­ют из­держ­ки об­ме­на, по­сколь­ку пред­став­ля­ют собой тот общий зна­ме­на­тель, к ко­то­ро­му при­ве­де­ны все то­ва­ры и услу­ги. День­ги поз­во­ля­ют людям всту­пать в от­но­ше­ния об­ме­на на срок, вклю­ча­ю­щий по­лу­че­ние до­хо­да и опла­ту по­куп­ки через дли­тель­ное время, от­кла­ды­ва­ние по­ку­па­тель­ной спо­соб­но­сти для бу­ду­ще­го упо­треб­ле­ния. День­ги яв­ля­ют­ся также еди­ни­цей из­ме­ре­ния, поз­во­ля­ю­щей про­во­дить расчёты бу­ду­щих до­хо­дов и из­дер­жек.

 

Од­на­ко эко­но­ми­че­ское зна­че­ние денег на­пря­мую свя­за­но с их ста­биль­но­стью. В этом от­но­ше­нии день­ги для эко­но­ми­ки — то же самое, что язык для об­ще­ния. Не су­ще­ству­ет слов, смысл ко­то­рых не­по­ня­тен как для го­во­ря­ще­го, так и для слу­ша­те­ля — об­ще­ние между ними было бы не­воз­мож­но. То же самое и с день­га­ми. Если они не имеют ста­биль­ной и пред­ска­зу­е­мой цен­но­сти, то для долж­ни­ков и кре­ди­то­ров ве­де­ние об­ме­на ока­жет­ся на­клад­ным делом: сбе­ре­же­ния, ин­ве­сти­ции и сдел­ки, рас­тя­ну­тые во вре­ме­ни (на­при­мер, опла­та в рас­сроч­ку куп­лен­но­го дома или ав­то­мо­би­ля), будут свя­за­ны с до­пол­ни­тель­ным риском. При не­ста­биль­ной цен­но­сти денег обмен ста­но­вит­ся за­труд­ни­тель­ным, а вы­иг­рыш от спе­ци­а­ли­за­ции, круп­но­мас­штаб­но­го про­из­вод­ства и об­ще­ствен­ной ко­опе­ра­ции — сни­жа­ет­ся.

 

При­чи­ны де­неж­ной не­ста­биль­но­сти ясны и по­нят­ны. Цен­ность денег, так же как и дру­гих то­ва­ров, опре­де­ля­ет­ся спро­сом и пред­ло­же­ни­ем. При по­сто­ян­ном или мед­лен­ном устой­чи­вом росте пред­ло­же­ния денег, их по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность будет от­но­си­тель­но ста­биль­ной. И на­про­тив, если пред­ло­же­ние денег растёт быст­ро и не­пред­ска­зу­е­мо от­но­си­тель­но пред­ло­же­ния то­ва­ров и услуг, цены по­вы­ша­ют­ся, и по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность денег па­да­ет. Так не­ред­ко про­ис­хо­дит, если пра­ви­тель­ство, для того чтобы пла­тить по своим сче­там, пе­ча­та­ет день­ги или одал­жи­ва­ет их у цен­траль­но­го банка.

 

По­ли­ти­ки часто воз­ла­га­ют вину за ин­фля­цию на алч­ных пред­при­ни­ма­те­лей, мо­гу­ще­ствен­ные проф­со­ю­зы, круп­ные неф­тя­ные ком­па­нии, ино­стран­цев. Од­на­ко по­доб­ные улов­ки — не более чем сред­ство от­влечь об­ще­ствен­ное мне­ние от ис­тин­ных при­чин ин­фля­ции. И эко­но­ми­че­ская тео­рия, и ис­то­ри­че­ский опыт по­ка­зы­ва­ют, что ин­фля­ция воз­ни­ка­ет в силу всего лишь одной-един­ствен­ной при­чи­ны — быст­ро­го роста де­неж­ной массы. <...>

Ин­фля­ция раз­ру­ша­ет эко­но­ми­ку стра­ны. <...> Но, на­вер­ное, самое раз­ру­ши­тель­ное по­след­ствие- ин­фля­ции — это под­рыв веры граж­дан в своё пра­ви­тель­ство.

 

(Р. Стро­уп, Дж. Гварт­ни)

29. За­да­ние 29 № 1288. Какие три функ­ции денег от­ме­че­ны ав­то­ра­ми? При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие фраг­мен­ты тек­ста.
30. За­да­ние 30 № 1289. Ав­то­ры по­ла­га­ют, что ин­фля­ция раз­ру­ша­ет эко­но­ми­ку стра­ны. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три по­яс­не­ния этого те­зи­са.
31. За­да­ние 31 № 1290. В тек­сте вы­ска­за­но мне­ние, что «самое раз­ру­ши­тель­ное по­след­ствие ин­фля­ции — это под­рыв веры граж­дан в своё пра­ви­тель­ство». Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние этого мне­ния.
32. За­да­ние 32 № 3320. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «гло­ба­ли­за­ция»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о гло­ба­ли­за­ции.
33. За­да­ние 33 № 552. При­ве­ди­те три при­ме­ра пре­иму­ществ ор­га­ни­за­ции биз­не­са в форме ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства (АО).
34. За­да­ние 34 № 4518. Дол­гое время люди счи­та­ли, что Земля плос­кая. Чем это пред­став­ле­ние яв­ля­ет­ся с точки зре­ния со­вре­мен­ных на­уч­ных взгля­дов: от­но­си­тель­ной ис­ти­ной или за­блуж­де­ни­ем? По­яс­ни­те свой ответ и при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру за­блуж­де­ния и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны в по­зна­нии мира.
35. За­да­ние 35 № 591. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

36. За­да­ние 36 № 814. Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

С9.1 Фи­ло­со­фия «Че­ло­век — это часть це­ло­го, ко­то­рое мы на­зы­ва­ем Все­лен­ной, часть, огра­ни­чен­ная во вре­ме­ни и в про­стран­стве» (А. Эйн­штейн)

С9.2 Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия «Ска­жи­те на ми­лость, по­че­му че­ло­век дол­жен дер­жать себя в точ­но­сти так, как про­чие люди, как масса, как толпа?» (С. Дали)

С9.3 Эко­но­ми­ка «Сни­жа­ю­щие се­бе­сто­и­мость по­вы­ша­ют сто­и­мость себя» (Е. Ка­ще­ев)

С9.4 Со­цио­ло­гия «Желаю я того или не желаю, но я — плод об­ще­ства» (М. Лайт­ман)

С9.5 По­ли­то­ло­гия «Все мы — народ, и пра­ви­тель­ство — тоже» (Бисмарк)

С9.6 Пра­во­ве­де­ние «Со­здай­те лишь не­мно­го за­ко­нов, но сле­ди­те за тем, чтобы они со­блю­да­лись» (Дж. Локк)