Вариант №4
1. A 1 № 2541. Влияние природных факторов на развитие общества может иллюстрировать пример:
2) развитие ирригационного земледелия и городских центров в долине Тигра и Евфрата
3) возникновение у шумеров древнейшей письменности в форме клинописи на глиняных табличках
4) составление вавилонским царем Хаммурапи древнейшего письменного свода законов, защищающего собственность и закрепляющего правовое неравенство жителей
2) в её достижении применяются специальные научные методы и эксперименты
3) она соответствует познаваемым предметам и явлениям природного и социального миров
4) её выводы могут быть дополнены новыми данными, часть положений может устареть
2) элитарной
3) экранной
4) массовой
А.Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.
Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) возрастет
3) снизится
4) сначала снизится, затем возрастет
2) полностью совпадает с объемом общей выручки
3) как правило, превышает совокупный доход
4) учитывает только расходы на оплату труда
2) Гражданин Н. оформил кредит на приобретение квартиры.
3) Государственное предприятие получило кредит на закупку оборудования.
4) Торговая сеть получила в коммерческом банке кредит на закупку товаров.
2) зарплата аппарата управления
3) плата за электроэнергию
4) транспортные расходы
А. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы.
Б. В условиях кризиса прибыль фирмы может резко сократиться.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) пролетарии и буржуазия
3) синие воротнички и белые воротнички
4) дворянство и купечество
2) главенствующая роль отца семейства
3) отсутствие отношений господства и подчинения
4) регулирование поведения своих членов
А. Одним из проявлений вертикальной социальной мобильности служит миграция населения.
Б. Брак, заключенный между представителями одной социальной страты, не является проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) гарантируется приоритет частной собственности
3) поддерживаются монополии
4) перемещение товаров, услуг, финансовых средств полностью контролируется государством
2) альтернативность выборов
3) выдвижение не более трёх кандидатов
4) проведение выборов в два тура
2) Государственная дума рассмотрела законопроект, внесённый президентом страны.
3) Совет директоров крупной компании отчитался по итогам года перед собранием акционеров.
4) Совет ветеранов локальных войн и конфликтов провёл благотворительную акцию.
А. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Б. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2) в РФ гарантирована свобода вероисповедания
3) существуют различные формы национальной государственности
4) РФ признаёт, гарантирует, соблюдает и защища ет неотчуждаемые права человека и гражданина
2) право обвиняемого на обжалование вынесенного ему приговора в вышестоящей судебной инстанции
3) обязанность родственников свидетельствовать на процессе против обвиняемого
4) право суда вынести приговор заочно, в отсутствие обвиняемого
2) мировому
3) присяжных
4) конституционному
В РФ правом законодательной инициативы по Конституции наделены
А. представители товариществ собственников жилья.
Б. члены Совета Федерации.
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) Творчество; 2) образность; 3) системность; 4) обоснованность; 5) эмоциональность; 6) доказательность.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:__________________.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью |
1) экономическая
2) социально-профессиональная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
... | ... | ... | ... | ... |
1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром
2) по достижении четырнадцатилетия подросток имеет право на получение паспорта
3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг
4) супруги К. купили загородный дом в кредит
5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла
(А) Истина - знание достоверное, объективное, соответствующее познаваемым предметам и явлениям. (Б) Очевидно, что человек стремится к постижению истины прежде всего для утилитарных целей, получения практической пользы. (В) Учёные добывают истину при помощи особых методов: эмпирических и теоретических. (Г) На пути к познанию законов развития мироздания учёным следует быть особенно ответственными. (Д) Пути познания и способы познавательной деятельности, вне всякого сомнения, должны иметь моральные ограничители и фильтры.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
« ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация — ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, — обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
1) диалог культур
2) разделение труда
3) общество
4) глобализация
5) противоречивый
6) массовая культура
7) сельское хозяйство
8) информационное
9) компьютер
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А | Б | В | Г | Д | Е |
... | ... | ... | ... | ... | ... |
1) олигополия
2) рынок услуг
3) региональный рынок
4) рынок товаров
5) монополия
6) рыночный дефицит
1) Классовое неравенство; 2) статус социальной группы; 3) иерархия социальных групп; 4) социальная стратификация; 5) сословное преимущество.
Ответ:
В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?
Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию. <...>
Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.
Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.
(Л. А. Петровская)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «модернизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о модернизации.