Вариант ЕГЭ №1 (новая форма)

1. За­да­ние 1 № 3308. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2. За­да­ние 2 № 953. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) форма го­су­дар­ства 2) ме­то­ды го­су­дар­ствен­но­го власт­во­ва­ния 3) форма прав­ле­ния
4) тип по­ли­ти­че­ско­го ре­жи­ма 5) форма го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства
3. За­да­ние 3 № 3874. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «этнос».

 

1) пер­вич­ная груп­па 2) ис­то­ри­че­ская па­мять 3) мо­нар­хия
4) тер­ри­то­рия 5) на­род­ность 6) язык

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

4. За­да­ние 4 № 3652. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки про­цес­са гу­ма­ни­та­ри­за­ции об­ра­зо­ва­ния и об­ве­ди­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) учёт ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей школь­ни­ков

2) со­кра­ще­ние учеб­но­го вре­ме­ни на му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние

3) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са

4) пре­по­да­ва­ние курса «По­ли­то­ло­гия» на фа­куль­те­тах по тех­ни­че­ским спе­ци­аль­но­стям

5) по­вы­ше­ние вни­ма­ния к изу­че­нию ино­стран­ных язы­ков

6) вве­де­ние до­пол­ни­тель­но­го курса по ис­то­рии куль­ту­ры

5. За­да­ние 5 № 1022. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми про­яв­ле­ния и ха­рак­те­ри­сти­кой гло­баль­ных про­блем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ   ГЛО­БАЛЬ­НЫЕ ПРО­БЛЕ­МЫ

А) по­сте­пен­ное ис­то­ще­ние за­па­сов нефти и ме­тал­лов

Б) ак­ти­ви­за­ция де­я­тель­но­сти экс­тре­мист­ских групп (за­хват за­лож­ни­ков, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взры­вов в ме­стах мас­со­во­го скоп­ле­ния людей) 

В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Аме­ри­ки

Г) уве­ли­че­ние раз­ры­ва в уров­не ва­ло­во­го на­ци­о­наль­но­го до­хо­да на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

Д) рост за­бо­ле­ва­ний, вы­зван­ных от­хо­да­ми вред­ных про­из­водств

 

1) угро­за ми­ро­во­го тер­ро­риз­ма

2) угро­за эко­ло­ги­че­ско­го кри­зи­са

3) про­бле­ма «Север — Юг»

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         
6. За­да­ние 6 № 4362. Те­ле­ка­нал транс­ли­ро­вал те­ле­се­ри­ал о буд­нях го­род­ской боль­ни­цы. Что поз­во­ля­ет от­не­сти этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям мас­со­вой куль­ту­ры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные эле­мен­ты от­ве­та.

 

1) СМИ пред­ста­ви­ли те­ле­се­ри­ал как удач­ный ком­мер­че­ский про­ект.

2) Ав­то­ры ис­поль­зу­ют на­род­ную му­зы­ку и эпи­че­ские сю­же­ты.

3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей те­ле­се­ри­а­ла было соб­ствен­ное са­мо­вы­ра­же­ние.

4) Те­ле­се­ри­ал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

5) Те­ле­се­ри­ал ин­те­ре­сен кругу зна­то­ков.

6) По­ни­ма­ние те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет спе­ци­аль­ной под­го­тов­ки.

7. За­да­ние 7 № 6123. Хле­бо­за­вод вре­мен­но оста­но­вил вы­пуск своей про­дук­ции, но, не­смот­ря на это, несёт по­сто­ян­ные рас­хо­ды. Какие за­тра­ты можно от­не­сти к по­сто­ян­ным из­держ­кам? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ком­му­наль­ные услу­ги

2) опла­та элек­тро­энер­гии

3) зар­пла­та управ­лен­че­ских кад­ров

4) транс­порт­ные услу­ги

5) амор­ти­за­ция ос­нов­ных средств

6) при­об­ре­те­ние сырья

8. За­да­ние 8 № 763. Как из­вест­но, при под­сче­те ВВП по ме­то­ду рас­хо­дов учи­ты­ва­ют­ся рас­хо­ды по­тре­би­те­лей, рас­хо­ды фирм (ин­ве­сти­ции) и рас­хо­ды го­су­дар­ства, а также чи­стый экс­порт (раз­ность между экс­пор­том и им­пор­том). Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ви­да­ми рас­хо­дов и при­ве­ден­ны­ми ниже си­ту­а­ци­я­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СИ­ТУ­А­ЦИЯ   ВИДЫ РАС­ХО­ДОВ

А) Семья по­лу­ча­ет по­со­бие на рож­де­ние ре­бен­ка

Б) Жиль­цы пла­тят ком­му­наль­ные пла­те­жи

В) Му­ни­ци­па­ли­тет стро­ит новый ста­ди­он

Г) Семья по­ку­па­ет бы­то­вую тех­ни­ку

Д) Завод по­ку­па­ет новые стан­ки

 

1) рас­хо­ды по­тре­би­те­лей

2) ин­ве­сти­ции

3) рас­хо­ды го­су­дар­ства

4) не учи­ты­ва­ет­ся при под­сче­те ВВП

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         
9. За­да­ние 9 № 1137. Рынок спор­тив­ной одеж­ды об­ла­сти Z поделён между че­тырь­мя круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми-опе­ра­то­ра­ми,

дру­гие про­из­во­ди­те­ли не пред­став­ле­ны. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки дан­но­го рынка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) рынок услуг

2) со­вер­шен­ная кон­ку­рен­ция

3)ре­ги­о­наль­ный рынок

4)рынок то­ва­ров

5)оли­го­по­лия

6) ры­ноч­ный де­фи­цит

10. За­да­ние 10 № 193.

На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке стро­и­тель­ных услуг: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl (Р — цена то­ва­ра, Q — объем спро­са то­ва­ра).

 

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но пре­жде всего

 

1) с ожи­да­ни­я­ми эко­но­ми­че­ско­го подъ­ема

2) с за­вер­ше­ни­ем от­пуск­но­го се­зо­на

3) с уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

4) с ро­стом числа стро­и­тель­ных фирм

11. За­да­ние 11 № 4135. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке общ­но­сти, об­ра­зо­ван­ные в со­от­вет­ствии с тер­ри­то­ри­аль­ным (по­се­лен­че­ским) кри­те­ри­ем, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) укра­ин­цы 2) моск­ви­чи 3) ки­ев­ля­не
4) бе­ло­ру­сы 5) мол­да­ва­не 6) харь­ков­ча­не
12. За­да­ние 12 № 5824. С на­ча­ла 2000-х гг. в стра­нах Z и Y про­во­ди­лись ре­фор­мы го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой был про­ведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граж­дан обеих стран. Им за­да­ва­ли во­прос: «Как Вы счи­та­е­те, долж­на ли де­я­тель­ность пар­ла­мен­та кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством?»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в диа­грам­ме.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В стра­не Z по­ло­ви­на опро­шен­ных счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством.

2) В стра­не Z доля тех, кто счи­та­ют, что все ветви вла­сти долж­ны быть не­за­ви­си­мы­ми, мень­ше доли тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой во­об­ще.

3) В стра­не Y около трети опро­шен­ных счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в пол­ной мере кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством.

4) В стра­не Y доля тех, кто счи­та­ют, что все ветви вла­сти долж­ны быть не­за­ви­си­мы­ми, боль­ше доли тех, кто счи­та­ют, что де­я­тель­ность пар­ла­мен­та долж­на в не­ко­то­рой сте­пе­ни кон­тро­ли­ро­вать­ся пра­ви­тель­ством.

5) Доля тех, кто не ин­те­ре­су­ют­ся по­ли­ти­кой, в стра­не Y ниже, чем в стра­не Z.

13. За­да­ние 13 № 6310. Кон­сти­ту­ция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния.

Какие из при­ведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан

3) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра пар­ла­мен­та, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство ре­ги­о­нов

5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет опре­делённой соб­ствен­ной ком­пе­тен­ци­ей

6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей кон­сти­ту­ции

14. За­да­ние 14 № 356. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми тер­ри­то­ри­аль­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их при­зна­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

 

ПРИ­ЗНА­КИ   ФОРМА ТЕР­РИ­ТО­РИ­АЛЬ­НО-

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙ­СТВА

А) от­сут­ству­ет еди­ная на­ло­го­вая си­сте­ма

Б) союз го­су­дарств ори­ен­ти­ро­ван на до­сти­же­ние пре­иму­ще­ствен­но внеш­не­по­ли­ти­че­ских целей

В) власт­ные пол­но­мо­чия раз­де­ле­ны между цен­тром и субъ­ек­та­ми

Г) на всей тер­ри­то­рии дей­ству­ет един­ствен­ная кон­сти­ту­ция

Д) ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ные об­ра­зо­ва­ния не имеют своих за­ко­но­да­тель­ных ор­га­нов

Е) су­ще­ству­ет вер­хо­вен­ство со­юз­но­го за­ко­на

 

1) уни­тар­ное го­су­дар­ство

2) кон­фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

3) фе­де­ра­тив­ное го­су­дар­ство

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           
15. За­да­ние 15 № 1655. По­ли­ти­че­ская пар­тия на­хо­дит­ся в мень­шин­стве в за­ко­но­да­тель­ном со­бра­нии и кри­ти­ку­ет де­я­тель­ность вла­стей. Она не имеет ши­ро­ко­го круга чле­нов, пред­по­чи­тая со­зда­вать на ме­стах не­боль­шие, но ком­пе­тент­ные и про­фес­си­о­наль­ные штабы. Пар­тия от­ста­и­ва­ет идеи со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, вве­де­ния про­грес­сив­ной шкалы на­ло­го­об­ло­же­ния. Вы­бе­ри­те из пе­реч­ня по­ня­тия, тер­ми­ны, име­ю­щие от­но­ше­ние к ха­рак­те­ри­сти­ке дан­ной пар­тии.

 

1) со­ци­а­ли­сти­че­ская 2) мас­со­вая 3) оп­по­зи­ци­он­ная
4) не­ле­галь­ная 5) кад­ро­вая
16. За­да­ние 16 № 1645. В Кон­сти­ту­ции РФ за­креп­ле­но по­ло­же­ние о Рос­сии как о свет­ском го­су­дар­стве. Это озна­ча­ет, что

 

1) го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет граж­да­нам до­стой­ный уро­вень жизни

2) в го­су­дар­стве ре­а­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти вла­стей

3) цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства и си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния – от церк­ви

4) в го­су­дар­стве га­ран­ти­ру­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

17. За­да­ние 17 № 541. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­ступ­ка­ми и ви­да­ми юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти. К каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРО­СТУ­ПОК   ВИД ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКОЙ ОТ­ВЕТ­СТВЕН­НО­СТИ

А) не­вы­пол­не­ние усло­вий до­го­во­ра займа

Б) опоз­да­ние на ра­бо­ту

В) про­гул

Г) пуб­лич­ное оскорб­ле­ние

Д) без­би­лет­ный про­езд

 

1) граж­дан­ско-пра­во­вая

2) дис­ци­пли­нар­ная

3) ад­ми­ни­стра­тив­ная

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         
18. За­да­ние 18 № 6278. Сте­па­ну 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из при­ведённых ниже дей­ствий Сте­пан впра­ве осу­ществ­лять са­мо­сто­я­тель­но, в от­ли­чие от Ивана? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

 

1) вно­сить вкла­ды в кре­дит­ные учре­жде­ния и рас­по­ря­жать­ся этими вкла­да­ми

2) быть за­слу­шан­ным в ходе су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по опре­де­ле­нию сво­е­го места жи­тель­ства при раз­во­де ро­ди­те­лей

3) со­вер­шать сдел­ки по рас­по­ря­же­нию сред­ства­ми, предо­став­лен­ны­ми ро­ди­те­ля­ми для сво­бод­но­го рас­по­ря­же­ния

4) осу­ществ­лять права ав­то­ра му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния

5) за­клю­чать тру­до­вой до­го­вор (ра­бо­та ку­рье­ра) с со­гла­сия ро­ди­те­лей

6) со­вер­шать мел­кие бы­то­вые сдел­ки

19. За­да­ние 19 № 1283. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А)Иван успеш­но прошёл со­бе­се­до­ва­ние при приёме на ра­бо­ту на долж­ность юри­ста. (Б)Но ра­бо­то­да­тель от­ка­зал­ся за­клю­чить с ним тру­до­вой до­го­вор, узнав, что ему 48 лет. (В)В объ­яв­лен­ной ва­кан­сии воз­раст пре­тен­ден­та особо не ого­ва­ри­вал­ся. (Г)Пра­виль­ным со сто­ро­ны Ивана было бы об­жа­ло­вать это ре­ше­ние в суде.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста носят

 

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.

A Б В Г
       
20. За­да­ние 20 № 5200. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­ци­аль­ный кон­троль – ме­ха­низм, с по­мо­щью ко­то­ро­го об­ще­ство обес­пе­чи­ва­ет со­блю­де­ние опре­делённых пра­вил, __________(А) ко­то­рых на­но­сит ущерб функ­ци­о­ни­ро­ва­нию со­ци­аль­ной си­сте­мы. В этом ка­че­стве вы­сту­па­ют __________(Б) и право, обы­чаи, ад­ми­ни­стра­тив­ные ре­ше­ния и др. Дей­ствие со­ци­аль­но­го кон­тро­ля сво­дит­ся глав­ным об­ра­зом к при­ме­не­нию раз­лич­ных __________(В) к на­ру­ши­те­лям при­ня­тых со­ци­аль­ных норм. Од­но­вре­мен­но со­ци­аль­ный кон­троль пред­по­ла­га­ет по­ощ­ре­ние за __________(Г) со­ци­аль­ных норм.

Со­ци­аль­ный кон­троль вы­сту­па­ет как ор­га­ни­че­ский эле­мент любой __________(Д) управ­ле­ния со­ци­аль­ным про­цес­сом, как ме­ха­низм об­рат­ной связи, обес­пе­чи­ва­ю­щий вы­пол­не­ние ко­манд управ­ля­ю­ще­го ор­га­на.

Со­ци­аль­ный кон­троль можно об­на­ру­жить в самых ран­них об­ще­ствах. С раз­ви­ти­ем про­из­во­ди­тель­ных сил и раз­де­ле­ния труда роль со­ци­аль­но­го кон­тро­ля воз­рас­та­ет, а его струк­ту­ра услож­ня­ет­ся. Воз­ни­ка­ют со­ци­аль­ные __________(Е), за­ни­ма­ю­щи­е­ся почти ис­клю­чи­тель­но со­ци­аль­ным кон­тро­лем (на­при­мер, су­деб­ные ор­га­ны). Вме­сте с тем функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля осу­ществ­ля­ет прак­ти­че­ски любой со­ци­аль­ный ин­сти­тут».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) санк­ция 2) на­ру­ше­ние 3) мо­раль
4) со­блю­де­ние 5) си­сте­ма 6) мо­биль­ность
7) огра­ни­че­ние 8) ин­сти­тут 9) ста­тус

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д Е
           
21. За­да­ние 21 № 4103. Что автор по­ни­ма­ет под пра­во­вой куль­ту­рой? На­зо­ви­те че­ты­ре про­яв­ле­ния пра­во­вой вос­пи­тан­но­сти, ука­зан­ных в тек­сте.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Пра­во­со­зна­ние - это от­но­ше­ние людей к праву...

Клю­че­вой пункт пра­во­со­зна­ния - осо­зна­ние лю­дь­ми цен­но­стей права и од­но­вре­мен­но пред­став­ле­ния о дей­ству­ю­щем по­зи­тив­ном праве, о том, на­сколь­ко оно со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ра­зу­ма и спра­вед­ли­во­сти, пра­во­вым цен­но­стям и иде­а­лам.

Раз­ли­ча­ют­ся пра­во­со­зна­ние на­уч­ное, про­фес­си­о­наль­ное, обы­ден­ное, а также мас­со­вое, груп­по­вое, ин­ди­ви­ду­аль­ное. Эти раз­но­вид­но­сти пра­во­со­зна­ния по-раз­но­му вли­я­ют - но все они вли­я­ют! - на со­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ства, эф­фек­тив­ность ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, на то, на­сколь­ко граж­да­не стра­ны яв­ля­ют­ся за­ко­но­по­слуш­ны­ми, доб­ро­воль­но, стро­го, точно ис­пол­ня­ют нормы по­зи­тив­но­го права, какие они вы­дви­га­ют пра­во­вые тре­бо­ва­ния.

Среди видов и форм пра­во­со­зна­ния вы­де­ля­ет­ся как раз пра­во­вая идео­ло­гия - ак­тив­ная часть пра­во­со­зна­ния, не­по­сред­ствен­но вли­я­ю­щая на за­ко­но­да­тель­ство, юри­ди­че­скую прак­ти­ку и по­то­му вхо­дя­щая в на­ци­о­наль­ную пра­во­вую си­сте­му стра­ны...

В связи с пра­во­со­зна­ни­ем и пра­во­вой идео­ло­ги­ей - крат­ко о пра­во­вой куль­ту­ре. Пра­во­вая куль­ту­ра - это общее со­сто­я­ние «юри­ди­че­ских дел» в об­ще­стве, т.е. со­сто­я­ние за­ко­но­да­тель­ства, по­ло­же­ния и ра­бо­ты суда, всех пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, пра­во­со­зна­ния всего на­се­ле­ния стра­ны, вы­ра­жа­ю­щее уро­вень раз­ви­тия права и пра­во­со­зна­ния, их место в жизни об­ще­ства, усво­е­ние пра­во­вых цен­но­стей, их ре­а­ли­за­цию на прак­ти­ке, осу­ществ­ле­ние тре­бо­ва­ния вер­хо­вен­ства права. Одним из по­ка­за­те­лей пра­во­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся пра­во­вая вос­пи­тан­ность каж­до­го че­ло­ве­ка, т.е. над­ле­жа­щий, вы­со­кий уро­вень пра­во­со­зна­ния, про­яв­ля­ю­щий­ся не толь­ко в за­ко­но­по­слу­ша­нии, но и в пра­во­вой ак­тив­но­сти, в пол­ном и эф­фек­тив­ном ис­поль­зо­ва­нии пра­во­вых средств в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти, в стрем­ле­нии в любом деле утвер­дить пра­во­вые на­ча­ла как выс­шие цен­но­сти ци­ви­ли­за­ции. Пра­во­вая куль­ту­ра - яв­ле­ние более ши­ро­кое и ёмкое, чем про­сто над­ле­жа­щий уро­вень пра­во­со­зна­ния; глав­ное в пра­во­вой куль­ту­ре - вы­со­кое раз­ви­тие всей пра­во­вой си­сте­мы, до­стой­ное место права в жизни об­ще­ства, осу­ществ­ле­ние его вер­хо­вен­ства и со­от­вет­ству­ю­щее этому по­ло­же­ние дел во всём «юри­ди­че­ском хо­зяй­стве» стра­ны (под­го­тов­ка и ста­тус юри­ди­че­ских кад­ров, роль юри­ди­че­ских служб во всех под­раз­де­ле­ни­ях го­су­дар­ствен­ной си­сте­мы, по­ло­же­ние ад­во­ка­ту­ры, раз­ви­тость на­уч­ных учре­жде­ний по во­про­сам права, уро­вень пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния и т.д.).

 

(С. С. Алек­се­ев)
22. За­да­ние 22 № 289. за­и­мо­дей­ствие каких сфер жизни об­ще­ства рас­кры­ва­ет автор на при­ме­ре семьи? Каков, на взгляд ав­то­ра, ха­рак­тер этого вза­и­мо­дей­ствия?

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

Се­мей­ные струк­ту­ры рас­па­да­ют­ся во всем мире. Ча­сто­та раз­во­дов рас­тет и в раз­ви­том и в сла­бо­раз­ви­том мире, так же как и число до­мо­хо­зяйств, воз­глав­ля­е­мых жен­щи­на­ми.

 

Се­мей­ным цен­но­стям угро­жа­ют не пра­ви­тель­ствен­ные про­грам­мы, ме­ша­ю­щие об­ра­зо­ва­нию семей (хотя есть и такие про­грам­мы), и не пе­ре­да­чи средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, при­ни­жа­ю­щие семью (хотя есть такие пе­ре­да­чи); им угро­жа­ет сама эко­но­ми­че­ская си­сте­ма. Эта си­сте­ма по­про­сту не поз­во­ля­ет се­мьям су­ще­ство­вать на ста­рый лад, с отцом, до­став­ля­ю­щим боль­шую часть за­ра­бот­ков, и с ма­те­рью, вы­пол­ня­ю­щей боль­шую часть ра­бо­ты по вос­пи­та­нию детей. Семьи сред­не­го клас­са с одним кор­миль­цем боль­ше нет.

 

Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния не опре­де­ля­ют­ся эко­но­ми­кой — в одно и то же время может быть много воз­мож­но­стей, — но ка­ко­вы бы ни были эти от­но­ше­ния, они долж­ны быть сов­ме­сти­мы с эко­но­ми­че­ской дей­стви­тель­но­стью. Тра­ди­ци­он­ные се­мей­ные от­но­ше­ния не та­ко­вы. Вслед­ствие этого семья как учре­жде­ние на­хо­дит­ся в про­цес­се из­ме­не­ния и под­вер­га­ет­ся дав­ле­нию. Дело здесь не в «фор­ми­ро­ва­нии ха­рак­те­ра», а в упря­мом эко­но­ми­че­ском эго­из­ме или, точ­нее, в не­же­ла­нии под­чи­нить соб­ствен­ный ин­те­рес ин­те­ре­су семьи. Эко­но­ми­че­ская дей­стви­тель­ность за­ста­ви­ла пе­ре­смот­реть ос­нов­ные во­про­сы ор­га­ни­за­ции семьи.

 

Л. Туроу

23. За­да­ние 23 № 4105. При­ве­ди­те три при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щие вли­я­ние пра­во­со­зна­ния на за­ко­но­по­слуш­ное по­ве­де­ние граж­дан.

24. За­да­ние 24 № 4106. Как утвер­жде­ние в пра­во­вой идео­ло­гии цен­но­сти есте­ствен­ных прав че­ло­ве­ка может от­ра­зить­ся на пра­во­вой си­сте­ме об­ще­ства? Ис­поль­зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния.

25. За­да­ние 25 № 3848. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ный кон­фликт»? Со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о со­ци­аль­ном кон­флик­те.
26. За­да­ние 26 № 3379. Ука­жи­те любые три функ­ции об­ще­ния, про­ил­лю­стри­ро­вав каж­дую из них кон­крет­ным при­ме­ром.
27. За­да­ние 27 № 146. К какой форме куль­ту­ры можно от­не­сти балет? На­зо­ви­те любые три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка ба­ле­та, по ко­то­рым вы это опре­де­ли­ли.
28. За­да­ние 28 № 3372. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Граж­дан­ское об­ще­ство и пра­во­вое го­су­дар­ство». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.
29. За­да­ние 29 № 5399. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

C9.1 Фи­ло­со­фия. «Го­ло­ва, на­пол­нен­ная от­ры­воч­ны­ми, бес­связ­ны­ми зна­ни­я­ми, по­хо­жа на кла­до­вую, в ко­то­рой всё в бес­по­ряд­ке и где сам хо­зя­ин ни­че­го не оты­щет; го­ло­ва, где толь­ко си­сте­ма без зна­ния, по­хо­жа на лавку, в ко­то­рой на всех ящи­ках есть над­пи­си, а в ящи­ках пусто». (К. Д. Ушин­ский)

C9.2 Эко­но­ми­ка. «Когда вы вы­хо­ди­те на рынок, луч­шая стра­те­гия — это "диф­фе­рен­ци­а­ция". Чем вы от­ли­ча­е­тесь от дру­гих иг­ро­ков в этой ка­те­го­рии?». (Д. Траут)

C9.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия «Лич­ный при­мер не про­сто луч­ший метод убеж­де­ния, а един­ствен­ный». (А. Швей­цер)

C9.4 По­ли­то­ло­гия. «Го­су­дар­ство — это об­ще­ство людей, по­ве­ле­вать и рас­по­ря­жать­ся ко­то­ры­ми не может никто, кроме него са­мо­го». (И. Кант)

C9.5 Пра­во­ве­де­ние. «За­щи­та права есть за­щи­та ве­ли­чай­шей об­ще­ствен­ной цен­но­сти». (П. А. Со­ро­кин)