ПРАВОВЕДЕНИЕ (работа с текстом -часть С)
[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
С2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.
СЗ. Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.
С4. Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.
«Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая своё выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и отношения людей (их групп, государственных и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением или его угрозой. <...>
Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в социальном управ¬лении общественной жизнью, где объектами и одновременно субъек¬тами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация общества, именно праву принадлежит важ¬нейшая роль в удержании людей от антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы призна¬вать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и цивилизованности. <...>
Спору нет «закон» и «право» — тесно взаимосвязанные и взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять»
// Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2. С. 102—104.
С1. Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от других социальных институтов?
С2. Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества? Объясните, чем данная роль обусловлена.
СЗ. Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми системами.
С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «закон» и «право». Какое из них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих обоснования.
Текст 3
Основное место среди общественных отношений, регулируемых гражданским правом, занимают имущественные отношения в товарно-денежной форме, связанные с обладанием и распоряжением имуществом. Под имуществом в гражданском праве понимаются не только вещи, деньги, ценные бумаги, но и имущественные права (например, вклад в банке есть не что иное, как право требования). Имущественные отношения всегда возникают и существуют или в связи с нахождением имущества у определенного лица (вещные отношения), или в связи с переходом имущества от одного лица к другому (обязательственные отношения). Вещные отношения опосредуют право на вещь в статике, т.е. связаны с принадлежностью, обладанием тем или иным имуществом, по поводу которого не был заключен договор. Обладатель вещи относится к ней как к своей, т.е. владеет, пользуется, распоряжается, а также несет бремя заботы, ухода за имуществом. С другой стороны, обладатель вещи имеет право устранять вмешательство других лиц в его имущественную деятельность, т.е. имеет абсолютную защиту, защищая свое вещное право против всех и каждого, в том числе против государства. /…/
Обязательственные отношения опосредуют только право на вещь в динамике, т.е. связаны с переходом имущественных благ от одних лиц к другим, реализуют процесс обмена объектов гражданских прав. Обязательственные отношения могут возникать из разных оснований, важнейшим из которых является договор, а также односторонняя сделка. Обязательства могут возникать также из причинения вреда одним лицом другому, из неосновательного обогащения. Личные неимущественные отношения – это такие отношения, предметом которых являются нематериальные блага, /…/ неотделимые от личности. Личные неимущественные отношения могут быть подразделены на: непосредственно связанные с имущественными, т.е. такие отношения, вступление в которые может повлечь имущественные последствия для субъекта данных отношений /…/; к неимущественным отношениям также относятся и чисто личностные отношения.
C1 Что в гражданском праве понимается под имуществом? В какой форме существуют имущественные отношения?
C2 Опираясь на текст, укажите, в чем сходство и в чем различие понятий «вещные отношения» и «обязательственные отношения».
C3 Укажите любые три основания возникновения обязательств, о которых говорится в тексте. Опишите в качестве примера одну любую ситуацию возникновения какого-либо из указанных вами обязательств.
C4 В тексте говорится о двух видах неимущественных отношений. Приведите по одному примеру каждого из них. На одном из примеров поясните, как неимущественные отношения могут быть связаны с имущественными.
Текст 4
Гражданство в Древних Афинах
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.
Гражданство в Древнем Риме
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.
С1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?
C2. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?
С3. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.
С4. Дайте оценку правового положения женщин в Древних Афинах и Древнем Риме. Выскажите свое отношение к нему.