Задание к уроку (РЕЛИГИЯ)

1. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков. «Уче­ные со­зда­ли не­сколь­ко клас­си­фи­ка­ций ре­ли­гий. Самая про­стая из них объ­еди­ня­ет ре­ли­гии в три груп­пы.

При­ми­тив­ные родо­пле­мен­ные ве­ро­ва­ния. Они воз­ник­ли в ___________ (А), но со вре­ме­нем не ис­чез­ли из со­зна­ния людей, а со­хра­ни­лись и живут по сей день вме­сте с более слож­ны­ми ре­ли­ги­я­ми. От них про­ис­хо­дят мно­го­чис­лен­ные ___________ (Б).

На­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные ре­ли­гии, ко­то­рые со­став­ля­ют ос­но­ву жизни целых на­ро­дов и наций. Ми­ро­вые ре­ли­гии, т. е. вы­шед­шие за на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные пре­де­лы и име­ю­щие огром­ное число по­сле­до­ва­те­лей во всем мире. Ми­ро­вых ре­ли­гий три: хри­сти­ан­ство, ___________ (В), ___________ (Г).

Все ре­ли­гии можно также объ­еди­нить в две боль­шие груп­пы ___________ (Д), т. е. при­зна­ю­щие су­ще­ство­ва­ние еди­но­го Бога и ___________ (Е),при­зна­ю­щие мно­же­ство богов».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

1) мо­но­те­изм

2) по­ли­те­изм

3) древ­ность

4) ислам

5) культ

6) буд­дизм

7) ин­ду­изм

8) суе­ве­рие

9) кон­фу­ци­ан­ство

2.Р. и М. яв­ля­ют­ся при­хо­жа­на­ми лю­те­ран­ской церк­ви в г. Сток­голь­ме. Они по­зна­ко­ми­лись на служ­бе, со­зда­ли семью. Если у них в семье про­ис­хо­дят какие-то раз­молв­ки, не­при­ят­но­сти, они пер­вым делом идут за со­ве­том к пас­то­ру. Они убеж­де­ны, что их тол­ко­ва­ние Свя­то­го Пи­са­ния яв­ля­ет­ся един­ствен­но вер­ным.

Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже функ­ции ре­ли­гии, ил­лю­стри­ру­е­мые дан­ным при­ме­ром, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская

2) ком­пен­са­тор­ная

3) ком­му­ни­ка­тив­ная

4) эс­те­ти­че­ская

5) хо­зяй­ствен­ная

3.Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет со­вре­мен­ный этап кон­флик­та между ре­ли­ги­ей и на­у­кой? Какие воз­мож­но­сти, при­да­ю­щие науке боль­шую зна­чи­мость, от­кры­ва­ют об­ще­ству тео­ре­ти­че­ский и прак­ти­че­ский ас­пек­ты науки?

Прочитайте текст и вы­пол­ни­те задания.

Религия и наука — два ас­пек­та общественной жизни, из ко­то­рых первый был важен с са­мо­го начала из­вест­ной нам ис­то­рии человеческого разума, тогда как второй, после со­всем недолгого су­ще­ство­ва­ния у гре­ков и арабов, воз­ро­дил­ся лишь в XVI веке и с тех пор ока­зы­ва­ет всё более силь­ное влияние на идеи и на весь образ жизни со­вре­мен­но­го человека. Ре­ли­гия и наука на­хо­дят­ся в дав­нем противоборстве, но до по­след­не­го времени наука не­из­мен­но оказывалась в по­ло­же­нии победителя. Од­на­ко возникновение новых религий, оснащённых бла­го­да­ря самой науке но­вы­ми возможностями для про­по­вед­ни­че­ской деятельности, сде­ла­ло соотношение сил неясным, по­это­му сегодня при­хо­дит­ся снова об­ра­щать­ся к вы­яс­не­нию причин и ис­то­рии той войны, ко­то­рую традиционная ре­ли­гия вела про­тив науки.

С по­мо­щью наблюдения и рас­суж­де­ния наука уста­нав­ли­ва­ет факты и объ­еди­ня­ю­щие эти факты законы, что поз­во­ля­ет в ряде слу­ча­ев успешно пред­ска­зы­вать будущее. По­ми­мо теоретического ас­пек­та имеется ещё и ос­но­ван­ная на науке техника, со­зда­ю­щая удовольствия и удобства, ко­то­рые были не­воз­мож­ны или слиш­ком дорого сто­и­ли в до­на­уч­ную эпоху. Имен­но техника придаёт науке боль­шую значимость, далее в гла­зах далёких от неё людей.

С со­ци­аль­ной точки зре­ния религия пред­став­ля­ет собой более слож­ное явление, чем наука. В каж­дой из ве­ли­ких исторических ре­ли­гий присутствуют три элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) ко­декс личной морали. От­но­си­тель­ная важность каж­до­го из этих эле­мен­тов изменялась с те­че­ни­ем времени и была раз­ной у раз­лич­ных народов. <...> Тем не менее, все три элемента — пусть в не­оди­на­ко­вых пропорциях — су­ще­ствен­ны для ре­ли­гии как со­ци­аль­но­го феномена. Ре­ли­гия вступает в кон­фликт с на­у­кой именно по той причине, что имеет со­ци­аль­ное значение. Лич­ная религия, не де­ла­ю­щая утверждений, ко­то­рые наука могла бы опровергнуть, спо­кой­но существует и в на­уч­ную эпоху.

Источником кон­флик­та между ре­ли­ги­ей и на­у­кой является раз­ли­чие в убеждениях, од­на­ко острота про­ти­во­ре­чий обусловлена тем, что убеж­де­ния связаны с цер­ко­вью и мо­раль­ным кодексом. Со­мне­ние в вере ослаб­ля­ет авторитет церкви; кроме того, все­гда считалось, что со­мне­ние подрывает мораль, по­сколь­ку моральный долг вы­во­дит­ся именно из убеждений. По­это­му не толь­ко церковные, но и свет­ские власти имеют ос­но­ва­ния опасаться ре­во­лю­ци­он­ных взглядов учёных.

(В.Рассел)