ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (работа с текстом-часть С)
Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и производится независимо от воли ее членов…
Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и так далее.
Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…
Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…
С2. Ученые называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.
С3. Автор считает, что «более или менее нормальное бытие и развитие людей» возможно только в обществе. Подтвердите его мнение тремя аргументами.
С4. Опираясь на содержание текста и знания, приведите три доказательства того, что в основе общества «конечном счете лежит человеческий труд».
В человечестве заключено много задатков, и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения. Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями. Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может путем воспитания развивать все природные способности человека.
Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».
Человек должен развивать свои способности к добру. Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности к злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чем обязанности человека. Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете.
С2. Как понимает Кант главную задачу самовоспитания? Раскройте ее. Приведите два объяснения с опорой на текст.
С3. Почему Кант называет воспитание искусством? Исходя из собственного жизненного опыта и знаний, приведите примеры (не менее двух), доказывающие, что человек может стать человеком только путем воспитания.
С4. Объясните, как соотносятся между собой понятия «социализация» и «воспитание». Какое из них шире?
«Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение иной сущности нельзя считать полностью невозможным.
Для определения человека можно выбрать другие критерии, например два рода страстей и влечений. Первый род влечений, биологического происхождения, распространяется в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности. Но человек - это такое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Страсти другого рода имеют не биологические корни, и поэтому они у всех людей разные. К ним относятся любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д.
Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма».
«Задаваясь вопросом, можно ли говорить о сущности человека, сразу сталкиваешься с двумя противоположными точками зрения. Одна гласит, что никакой сущности человека вообще нет, человек есть не что иное, как продукт формирующих его культурных условий. С другой стороны, существует мнение, представленное Фрейдом и многими другими учеными, согласно которому природа человека существует.
Человек впервые является жизнью, которая осознает самого себя. Человек - пленник природы, но, несмотря на это, свободен в своем мышлении, он часть природы и все же, так сказать, ее причуда, он не находится ни здесь, ни там. Человек является одновременно телом и душой, ангелом и зверем, он принадлежит к двум конфликтующим между собой мирам».
С1. Опираясь на тексты, приведите две цитаты, в которых даны определения понятия «человек».
С2. Назовите потребности человека, которые, по мнению автора, имеют биологическое происхождение.
С3. Самостоятельно сформулируйте общую мысль о сущности человека, присутствующую в приведенных фрагментах текстов. Свой вывод подкрепите двумя цитатами.
С4. С опорой на тексты и обществоведческие знания назовите три важнейшие способности, присущие человеку.
Текст 4
«Какое огромное наслаждение познания скрывается в книгах! Как легко и откровенно доверяем мы книге тайну своего невежества! Книги - учителя, наставляющие без розог и линейки, без брани и гнева, без уплаты жалованья ил турой или наличными. Пойдешь к ним - они не дремлют, спросишь у них о чем-нибудь - они не убегают, ошибешься - они не насмехаются. Вот почему сокровищница мудрости дороже любых сокровищ. И тот, кто считает себя приверженцем истины, счастья или даже веры, неизбежно должен быть приверженцем книг».
«У меня есть друзья, чье общество мне необычайно дорого: они принадлежат к разным векам и разным странам. Нет ничего проще для меня, чем встретиться с ними, ибо они всегда и нашим услугам - я могу призвать их к себе и отправить прочь, когда только пожелаю. Одни повествуют мне о делах минувших, другие открывают мне тайны природы. Одни учат меня как надо жить, другие - тому, как надо умирать. Одни занимательностью своею гонят тоску и оживляют мои силы; другие укрепляют мой разум, советуют мне, как обуздывать страсти и надеяться только на себя самого. Словом, они отпирают передо мною замки ко всем наукам и ко всем искусствам и благодаря их заботам я готов к любой случайности».
С1. Назовите все виды книг, которые можно выделить, прочитав фрагмент текста В.Петрарки.
С2. Какие общие мысли содержатся в высказываниях Франческо Петрарки и Ричарда де Бери о книгах? Желательно сформулировать не менее двух утверждений.
С3. Какие преимущества самообразования с помощью книг прославляют Ф.Петрарка и Ричард де Бери? Желательно указать не менее трех аргументов авторов текстов.
С4. Вы – человек XXI века. Добавьте новые аргументы к «гимну книге», сочиненному в XIV – XV веках, или докажите, почему оценка роли книги в образовании и самообразовании, данная мыслителями XIV и XV веков, устарела. Желательно привести не менее трех аргументов или доказательств.
Текст 5
Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. <...> машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.
<...> Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям. <...>
Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность линий <...>. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.
Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.
С2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.
С3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
С4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.
Текст 6
Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни… Четкое разграничение понятий «индивид» и «личность» составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.
Наш язык хорошо выражает несовпадение этих понятий: слово «личность» употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность животного» или «личность новорожденного». Никто, однако, не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях.
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.
А.Н.Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. – М., 1977
С2. Существует ли различие между понятием «индивид» и «личность»? В чем оно?
С3. В каких случаях понятие личности не может быть использовано? Приведите три примера.
С4. В чем заключается сущность личности, ее основная характеристика, то есть продуктом чего является личность? Какие еще собственно человеческие качества являются произвольными от указанной вами характеристики?
Текст 7
1. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. (Так, например, «деньги» служат средством обмена, которое действующее лицо принимает потому, что ориентирует свои действия на ожидание готовности со стороны многочисленных незнакомых и неопределенных «других» в свою очередь принять их впоследствии в процессе обмена.)
2. Не все типы взаимоотношений людей носят социальный характер: социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других. Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения – последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта – является уже социальным действием.
3. Социальное действие не идентично ни а) единообразному поведению многих людей, ни б) тому, на которое влияет поведение других. а) Если многие люди на улице открывают во время дождя зонты, то это (как правило) не означает, что действие человека ориентировано на поведение других; это просто однотипные действия для защиты от дождя. б) Известно, что на поведение человека оказывает сильное влияние просто тот факт, что он находится среди столпившейся «массы» людей… Такое поведение определяется как поведение, обусловленное массовостью.
Подобное поведение, обусловленное (или отчасти обусловленное) только фактом присутствия в толпе или таковым, выражающееся в простой реакции на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по своему смыслу, не входит в понятие социального действия в установленном нами значении. правда, различие здесь с уверенностью провести трудно.
С.Л.Франк. Смысл жизни, 1925 год
С1. Почему, по мнению философа, смысл жизни не дан, а задан? Приведите три тезиса.
С2. Чем характеризуется поиск смысла жизни? Приведите три тезиса.
С3. В каких случаях смысл жизни не может быть обретен? Приведите четыре примера. Почему извне данный и готовый смысл жизни не может удовлетворить человека?
С4. В чем заключается смысл жизни? Сформулируйте четыре определяющих его тезиса, в том числе и самостоятельных, не представленных в тексте.
Текст 9
На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни формирующегося человека, способы деятельности – игровой, спортивной, учебной, - трудовое и общественное поведение, гигиенические условия режима жизни, питания, сна и бодрствования, тесно связанные со статусом личности, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются конфликтные ситуации и так далее. Все эти факторы имеют значение не только сами по себе как моменты становления личности субъекта, но и как силы, воздействующие на органическое развитие человека в определенные моменты его онтогенеза. В качестве детерминантов этого развития они играют роль стимуляторов (способствующих процессам роста и созревания) или, наоборот, стрессоров и депрессоров (задерживающих, даже извращающих эти процессы), а в ряде случаев – катализаторов (ускоряющих действие других факторов, в том числе и физико-химических, на эти процессы).
Весьма важным направлением влияния жизненного пути (биографии) человека на его онтогенетическую эволюцию является все возрастающая индивидуализация этой эволюции. Дело в том, что возрастная изменчивость все более опосредуется индивидуальной изменчивостью. Значение индивидуально-типических особенностей человека увеличивается в средние и поздние фазы человеческой жизни. Характерологические особенности, специальные способности и уровень общей одаренности влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности человека и на его свойства (жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность). Постоянная умственная деятельность, высокая социальная активность, труд и творчество – факторы, противостоящие инволюционным процессам, регулирующие ход органического развития.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания
С1. Назовите любые четыре фактора органического развития человека, выделенные автором.
С2. Как выделенные факторы развития, по мнению автора, могут влиять на человека? укажите три возможные их роли.
С3. Автор различает возрастную и индивидуальную изменчивость растущего человека. Найдите в тексте три авторских примера индивидуальной изменчивости.
С4. Опираясь на изученный курс и собственный социальный опыт, приведите по два примера каждого из выделенных автором видов изменчивости.
Текст 10
Информационное общество
Становление информационного общества далеко не завершено, однако представляется возможным выделить некоторые его характеристики.
Доминирующим в экономике становится сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. В итоге, удельный вес затрат на исследовательские работы и маркетинг новой продукции превышает материальные затраты на ее выпуск. Так, в фармацевтических и компьютерных фирмах США последние снизились до 10-15 % ее стоимости (в автомобильной промышленности США они все еще выше 50 %, что видимо, определяет ее отставание от японской).
Доля продаж «ноу-хау», т.е. технической информации в общем объеме внешней и внутренней торговли начинает превышать доли продукции аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики. По существующим оценкам, в США этот «порог» был превзойден еще в 1980-х гг.
Доля самодеятельного населения страны, занятого в создании, обработке и распространении информации, начинает превышать численность рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве и промышленности. Здесь следует отметить, что сфера обслуживания дифференцируется: часть ее работников, даже в наиболее развитых странах, все еще занята достаточно тяжелым физическим трудом, в то время как большинство из них начинают обслуживать информационный сектор экономики.
Информационные потоки получают новый материальный носитель, т.е. глобальную сеть телекоммуникаций, а также Интернет. <...>
Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен «кризиса человека»... Человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается, отсекается или поглощается некритично. <...>
Можно говорить о начале процесса возникновения глобального информационного общества как новой стадиальной фазы мирового ци- вилизационного развития.
С1. Какие четыре признака информационного общества названы автором?
С2. Не все ученые согласны с характеристикой современного общества как информационного. Какие иные термины употребляются для обозначения современного общества? Укажите два таких термина.
СЗ. Автор полагает, что информационное общество является глобальным. Опираясь на знание обществоведческого курса, ддйте определение понятия «глобализация» и укажите любые два фактора, ведущие к глобализации.
С4. Какую проблему, связанную с «кризисом человека» в условиях становления информационного общества, называет автор? Назовите любые две другие проблемы, составляющие суть «кризиса человека», которые вам известны из курса обществознания.
Текст 11
Сознание и деятельность
Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...
Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность...
Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
...Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.
Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных* Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.
С1. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?
С2, Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.
СЗ. Какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.
С4. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.