Тест №2

1. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.


2. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа — вам же бы стыдно было!

1) Содержание первой части сравнивается с содержанием второй.
2) Первая часть указывает на условие того, о чем говорится во второй части.
3) Содержание первой части противопоставляется содержанию второй.
4) Части предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный результат действия.


3. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

4. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится — богатый вора боится.
2) Это было не только горе — это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье — всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде.

5. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.


6. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным тире (знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.
2)  Я доверяю любящим они великодушны
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4)  Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.

7. Определите бессоюзное сложное предложение  с пропущенным двоеточием  (знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны.


8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.


9. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.