Вариант №5

1. За­да­ние 1 № 373. Что от­но­сит­ся к гло­баль­ным про­бле­мам че­ло­ве­че­ства?

 

1) кри­зис пе­ре­про­из­вод­ства

2) гло­ба­ли­за­ция ми­ро­во­го хо­зяй­ства

3) за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды

4) пе­ре­ход в пост­ин­ду­стри­аль­ную фазу раз­ви­тия

2. За­да­ние 2 № 343. Что яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ным при­зна­ком мо­ра­ли?

 

1) от­ра­жа­ет пред­став­ле­ния о добре и зле

2) эмо­ци­о­наль­но воз­дей­ству­ет на че­ло­ве­ка

3) объ­яс­ня­ет при­род­ные и об­ще­ствен­ные яв­ле­ния

4) об­ра­ща­ет­ся к сверхъ­есте­ствен­ным силам

3. За­да­ние 3 № 127. Школь­ни­ки по за­да­нию учи­те­ля био­ло­гии про­ве­ли на­блю­де­ния и опре­де­ли­ли ос­нов­ные ис­точ­ни­ки за­гряз­не­ния школь­ных клас­сов. Какую де­я­тель­ность ил­лю­стри­ру­ет дан­ный при­мер?

 

1) хо­зяй­ствен­ную

2) ис­сле­до­ва­тель­скую

3) по­ли­ти­че­скую

4) про­из­вод­ствен­ную

4. За­да­ние 4 № 345. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сво­бо­де че­ло­ве­ка?

 

А. Одно из про­яв­ле­ний сво­бо­ды че­ло­ве­ка — воз­мож­ность по­сту­пать по сво­е­му усмот­ре­нию.

Б. Сво­бо­да — это аб­со­лют­ное от­сут­ствие огра­ни­че­ний де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. За­да­ние 5 № 532. Ва­си­лий учит­ся на 5-м курсе уни­вер­си­те­та, он го­то­вит­ся к сдаче го­су­дар­ствен­ных эк­за­ме­нов и за­щи­те ди­пло­ма. На какой сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния на­хо­дит­ся Ва­си­лий?

 

1) пол­ное (сред­нее) об­ра­зо­ва­ние

2) сред­нее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

3) выс­шее про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние

4) до­пол­ни­тель­ное об­ра­зо­ва­ние

6. За­да­ние 6 № 192. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мо­ра­ли?

 

А. Мо­раль от­ра­жа­ет стрем­ле­ние че­ло­ве­ка к са­мо­со­вер­шен­ство­ва­нию.

Б. Мо­раль опи­ра­ет­ся на со­весть че­ло­ве­ка и об­ще­ствен­ное мне­ние.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. За­да­ние 7 № 658. Пе­ре­пол­не­ние сферы об­ра­ще­ния бу­маж­ны­ми день­га­ми из-за их чрез­мер­но­го вы­пус­ка по срав­не­нию с по­треб­но­стя­ми, вы­ра­жен­ны­ми в дей­стви­тель­ных день­гах — зо­ло­те, на­зы­ва­ет­ся

 

1) де­фи­ци­том

2) ин­фля­ци­ей

3) де­валь­ва­ци­ей

4) кон­ку­рен­ци­ей

8. За­да­ние 8 № 876. И в ры­ноч­ной, и в ко­манд­ной эко­но­ми­ке

 

1) су­ще­ству­ет то­вар­ный де­фи­цит

2) уста­нав­ли­ва­ют­ся хо­зяй­ствен­ные про­пор­ции

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность

4) труд яв­ля­ет­ся то­ва­ром

9. За­да­ние 9 № 660. Для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства М. ха­рак­тер­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, от­сут­ствие кон­ку­рен­ции и цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства М.?

 

1) ры­ноч­ная

2) сме­шан­ная

3) тра­ди­ци­он­ная

4) ко­манд­ная

10. За­да­ние 10 № 537. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­фля­ции?

 

А. По­те­ри от ин­фля­ции у сред­них слоев на­се­ле­ния боль­ше, чем у бед­ных.

Б. Ин­фля­ция пред­по­ла­га­ет рост цен на то­ва­ры и услу­ги.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. За­да­ние 11 № 445. Что от­но­сит­ся к ос­нов­ным функ­ци­ям семьи?

 

1) осво­е­ние новых тех­но­ло­гий

2) под­дер­жа­ние по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти

3) по­вы­ше­ние куль­тур­но­го уров­ня

4) вос­пи­та­ние детей и под­рост­ков

12. За­да­ние 12 № 1310. В 2011 году в Объ­единённых Араб­ских Эми­ра­тах вве­де­но жен­ское из­би­ра­тель­ное право. Это при­мер

 

1) со­ци­а­ли­за­ции

2) дис­кри­ми­на­ции

3) эман­си­па­ции

4) кон­фрон­та­ции

13. За­да­ние 13 № 1404. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных нор­мах?

 

А. Со­ци­аль­ные нормы из­ме­ня­ют­ся вме­сте с раз­ви­ти­ем об­ще­ства.

Б. Сле­до­ва­ние со­ци­аль­ным нор­мам обес­пе­чи­ва­ет­ся толь­ко силой об­ще­ствен­но­го мне­ния.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. За­да­ние 14 № 262. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже ха­рак­те­ри­зу­ет любую по­ли­ти­че­скую пар­тию?

 

1) на­ли­чие ре­ги­о­наль­ных от­де­ле­ний

2) вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов об­ще­ства в целом

3) ис­клю­чи­тель­ное право из­да­вать об­ще­обя­за­тель­ные за­ко­ны

4) при­тя­за­ние на власть, уча­стие во вла­сти

15. За­да­ние 15 № 1908. В стра­не Z власть при­над­ле­жит одной по­ли­ти­че­ской пар­тии, ко­то­рая огра­ни­чи­ла права граж­дан и стре­мит­ся пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать их част­ную жизнь. Не­смот­ря на ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры в пар­ла­мент, он фор­ми­ру­ет­ся толь­ко из чле­нов этой пар­тии. В стра­не гос­под­ству­ет одна по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия. Каков по­ли­ти­че­ский режим стра­ны Z?

 

1) то­та­ли­тар­ный

2) де­мо­кра­ти­че­ский

3) ав­то­ри­тар­ный

4) фе­де­ра­тив­ный

16. За­да­ние 16 № 760. Ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся

 

1) отказ вы­пла­чи­вать али­мен­ты

2) выгул со­ба­ки на дет­ской пло­щад­ке

3) отказ усту­пить место ин­ва­ли­ду в транс­пор­те

4) отказ упла­тить аренд­ную плату за съем­ную квар­ти­ру

17. За­да­ние 17 № 575. Что от­но­сит­ся к от­ли­чи­тель­ным при­зна­кам пра­во­во­го го­су­дар­ства?

 

1) на­ли­чие су­ве­ре­ни­те­та

2) де­я­тель­ность пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

3) на­ло­го­об­ло­же­ние граж­дан

4) вер­хо­вен­ство за­ко­на

18. За­да­ние 18 № 1880. Какое право от­но­сит­ся к груп­пе со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских прав че­ло­ве­ка?

 

1) на охра­ну здо­ро­вья и ме­ди­цин­скую по­мощь

2) на не­при­кос­но­вен­ность част­ной жизни

3) на до­ступ к го­су­дар­ствен­ной служ­бе

4) на ра­вен­ство перед за­ко­ном и судом

19. За­да­ние 19 № 1725. Иван Пет­ро­вич при­обрёл новый пы­ле­сос. Его вза­и­мо­дей­ствие с ма­га­зи­ном и сер­вис­ной служ­бой ре­гу­ли­ру­ет­ся, пре­жде всего, нор­ма­ми права

 

1) тру­до­во­го

2) граж­дан­ско­го

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го

4) кон­сти­ту­ци­он­но­го

20. За­да­ние 20 № 1535. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях тру­до­устрой­ства не­со­вер­шен­но­лет­них?

А. По об­ще­му пра­ви­лу за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра до­пус­ка­ет­ся с ли­ца­ми, до­стиг­ши­ми 16 лет.

Б. С со­гла­сия од­но­го из ро­ди­те­лей (опе­ку­на, по­пе­чи­те­ля) и ор­га­на опеки и по­пе­чи­тель­ства тру­до­вой до­го­вор может быть за­ключён с ли­ца­ми, до­стиг­ши­ми 14 лет.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. За­да­ние 21 № 21. Школь­ник Иван го­то­вит­ся к эк­за­ме­ну по химии, а его брат иг­ра­ет с мо­де­лью же­лез­ной до­ро­ги. Срав­ни­те две формы (вида) де­я­тель­но­сти, упо­мя­ну­тые в усло­вии за­да­ния: учёбу и игру.

 

Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

 

1) со­блю­де­ние опре­делённых норм и пра­вил;

2) со­зда­ние во­об­ра­жа­е­мой об­ста­нов­ки;

3) ис­поль­зо­ва­ние раз­лич­ных пред­ме­тов;

4) це­ле­на­прав­лен­ное по­лу­че­ние зна­ний.

 

 

Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
22. За­да­ние 22 № 673. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­та­ми и сфе­ра­ми об­ще­ствен­ной жизни: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ФАКТЫ   СФЕРЫ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НОЙ ЖИЗНИ

А) за­пол­не­ние на­ло­го­вой де­кла­ра­ции

Б) вы­бо­ры де­пу­та­тов Гос­ду­мы

В) со­зда­ние по­ли­ти­че­ской пар­тии

Г) вве­де­ние на­ло­га на до­бав­лен­ную сто­и­мость

 

1) по­ли­ти­че­ская

2) эко­но­ми­че­ская

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A Б В Г
23. За­да­ние 23 № 1321. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) Каж­дый воз­раст хорош по-сво­е­му. (Б) Под­рост­ко­вый воз­раст — пе­ре­ход­ный пе­ри­од, ко­то­рый ха­рак­те­ри­зу­ет­ся рядом фи­зи­че­ских из­ме­не­ний. (В) Также в это время про­ис­хо­дит раз­ви­тие лич­но­сти че­ло­ве­ка.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста

1) от­ра­жа­ют факты

2) вы­ра­жа­ют мне­ния

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

А Б В
     

 

24. За­да­ние 24 № 892. В стра­не X в раз­ные годы были про­ве­де­ны со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы граж­дан. Им был задан во­прос: «Как вы оце­ни­ва­е­те в на­сто­я­щее время ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние вашей семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­сов при­ве­де­ны в таб­ли­це.

 

 

Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве дан­ных таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Со­кра­ти­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих, что они живут очень хо­ро­шо.

2) Более по­ло­ви­ны опро­шен­ных в 2012 г. граж­дан счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние сред­ним.

3) Аб­со­лют­ное мень­шин­ство опро­шен­ных граж­дан счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние очень хо­ро­шим.

4) Уве­ли­чи­лось ко­ли­че­ство граж­дан, счи­та­ю­щих свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние пло­хим.

5) Более 2/3 опро­шен­ных граж­дан не счи­та­ют свое ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние хо­ро­шим.

25. За­да­ние 25 № 1540. В го­су­дар­стве П. в 2003 и 2013 годах были про­ве­де­ны опро­сы об­ще­ствен­но­го мне­ния, в ходе ко­то­рых ре­спон­ден­там пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: «Какие формы по­ли­ти­че­ской ак­тив­но­сти вы ис­поль­зу­е­те?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

 

2003 г., % 2013 г., %
об­ра­ще­ния к вла­стям 14 20
об­ра­ще­ния в суд 4 10
об­ра­ще­ния в СМИ 8 15
уча­стие в ми­тин­гах,

де­мон­стра­ци­ях

15 16
уча­стие в за­ба­стов­ках,

ак­ци­ях про­те­ста

23 15
го­тов­ность взять­ся за

ору­жие, пойти на

бар­ри­ка­ды

26 10
не участ­вую 10 14

 

Ре­зуль­та­ты опро­сов, отражённые в таб­ли­це, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции?

За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В 2003 году в стра­не П. на­блю­дал­ся вы­со­кий уро­вень по­ли­ти­че­ской не­ста­биль­но­сти.

2) Уро­вень до­ве­рия на­се­ле­ния СМИ как эф­фек­тив­но­му спо­со­бу воз­дей­ствия на власть в 2003 году был очень высок.

3) Боль­шин­ство на­се­ле­ния счи­та­ет об­ра­ще­ние в суд наи­бо­лее вер­ным ре­ше­ни­ем при не­об­хо­ди­мо­сти за­щи­ты своих прав.

4) Угро­за на­силь­ствен­но­го свер­же­ния вла­сти не при­ве­ла ни к каким су­ще­ствен­ным из­ме­не­ни­ям в по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции в стра­не П.

5) За про­шед­шее между опро­са­ми де­ся­ти­ле­тие вла­сти стра­ны пред­при­ня­ли дей­ствия, на­прав­лен­ные на сни­же­ние уров­ня не­до­воль­ства на­се­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­стью.

26. За­да­ние 26 № 243. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

На­ци­о­наль­ная эко­но­ми­ка скла­ды­ва­ет­ся из от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти, сель­ско­го хо­зяй­ства, не­про­из­вод­ствен­ной сферы. Она во мно­гом за­ви­сит от тех при­род­ных ре­сур­сов, ко­то­ры­ми на­де­ли­ла стра­ну при­ро­да, от кли­ма­ти­че­ско­го пояса, в ко­то­ром стра­на рас­по­ло­же­на, от чис­лен­но­сти её жи­те­лей.

 

Эко­но­ми­че­ское со­сто­я­ние лю­бо­го го­су­дар­ства можно оце­нить с по­мо­щью раз­лич­ных по­ка­за­те­лей. Пре­жде всего, об уров­не раз­ви­тия стра­ны го­во­рит от­рас­ле­вая струк­ту­ра на­ци­о­наль­ной эко­но­ми­ки. В эко­но­ми­ке одних стран пре­об­ла­да­ют вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ные от­рас­ли про­мыш­лен­но­сти (Япо­ния, США, стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы). В дру­гих, на­при­мер в со­вре­мен­ной Рос­сии, высок удель­ный вес до­бы­ва­ю­щих от­рас­лей. Есть стра­ны, в ко­то­рых ос­но­вой эко­но­ми­ки слу­жит сель­ское хо­зяй­ство, ту­ризм.

 

Дру­гой важ­ней­ший по­ка­за­тель оцен­ки эко­но­ми­ки го­су­дар­ства — ва­ло­вой внут­рен­ний про­дукт — сумма всех то­ва­ров и услуг в де­неж­ном вы­ра­же­нии, про­из­ведённых эко­но­ми­кой стра­ны за опре­делённый пе­ри­од, как пра­ви­ло за год. По ве­ли­чи­не и еже­год­ной ди­на­ми­ке ВВП можно су­дить о том, на­сколь­ко эф­фек­тив­но функ­ци­о­ни­ру­ет эко­но­ми­ка стра­ны, какие тен­ден­ции в ней пре­об­ла­да­ют: еже­год­ный рост ВВП сви­де­тель­ству­ет о раз­ви­тии эко­но­ми­ки, об улуч­ше­нии бла­го­со­сто­я­ния её граж­дан. Доля ВВП дан­но­го го­су­дар­ства в ми­ро­вом ва­ло­вом про­дук­те поз­во­ля­ет оце­нить, какую роль иг­ра­ет стра­на в ми­ро­вом хо­зяй­стве.

 

Ещё один важ­ней­ший по­ка­за­тель — уро­вень и ка­че­ство жизни на­се­ле­ния. Он от­ра­жа­ет струк­ту­ру ис­поль­зо­ва­ния ва­ло­во­го внут­рен­не­го про­дук­та: то, какие то­ва­ры пре­об­ла­да­ют во внут­рен­нем про­дук­те стра­ны, как про­ис­хо­дит их рас­пре­де­ле­ние и по­треб­ле­ние внут­ри об­ще­ства, какое ко­ли­че­ство того или иного то­ва­ра может поз­во­лить себе при­об­ре­сти сред­не­ста­ти­сти­че­ский жи­тель.

 

Чтобы оце­нить уро­вень раз­ви­тия того или иного го­су­дар­ства, не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать все эти и ещё мно­гие дру­гие по­ка­за­те­ли, по­сколь­ку на­ци­о­наль­ная эко­но­ми­ка — это слож­ный ком­плекс, со­сто­я­щий из мно­же­ства эле­мен­тов, каж­дый из ко­то­рых важен.

 

(По ма­те­ри­а­лам эн­цик­ло­пе­дии для школь­ни­ков)

27. За­да­ние 27 № 244. Какие три по­ка­за­те­ля эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия рас­смот­ре­ны в тек­сте?
28. За­да­ние 28 № 245. Объ­яс­ни­те связь уров­ня эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны с име­ю­щи­ми­ся на её тер­ри­то­рии при­род­ны­ми ре­сур­са­ми. Все­гда ли оби­лие при­род­ных ре­сур­сов по­зи­тив­но вли­я­ет на эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие? Крат­ко по­яс­ни­те свой ответ.
29. За­да­ние 29 № 246. Как го­су­дар­ство может по­вли­ять на рост ВВП? Ука­жи­те любые две меры го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки и крат­ко по­яс­ни­те каж­дую из них.
30. За­да­ние 30 № 247. В стра­нах За­па­да сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни пре­вы­ша­ет 80 лет, в ряде дру­гих стран она со­став­ля­ет около 60 лет и менее. Объ­яс­ни­те, как сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни свя­за­на с уров­нем эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Какое по­ло­же­ние тек­ста может по­мочь в объ­яс­не­нии?
31. За­да­ние 31 № 248. Какие за­да­чи эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стоят перед со­вре­мен­ной Рос­си­ей (вашим субъ­ек­том РФ, населённым пунк­том)? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те любые две за­да­чи и дайте крат­кое по­яс­не­ние каж­дой из них.