Вариант №4

1. За­да­ние 1 № 1516. Какие из пе­ре­чис­лен­ных тер­ми­нов ис­поль­зу­ют­ся в первую оче­редь при опи­са­нии эко­но­ми­че­ской сферы об­ще­ства?

 

1) ре­ли­гия, мо­раль

2) про­из­вод­ство, обмен

3) вы­бо­ры, власть

4) нация, стра­ти­фи­ка­ция

2. За­да­ние 2 № 1584. Какой из при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет меж­лич­ност­ный кон­фликт?

 

1) Пра­ви­тель­ство стра­ны объ­яви­ло о по­вы­ше­нии та­мо­жен­ных сбо­ров.

2) Од­но­класс­ни­ки по­ссо­ри­лись из-за гра­фи­ка де­жур­ства.

3) Со­труд­ник ГИБДД вы­пи­сал штраф за пре­вы­ше­ние ско­ро­сти.

4) Ра­бот­ник предъ­явил пре­тен­зии ра­бо­то­да­те­лю по по­во­ду не­свое­вре­мен­ной вы­пла­ты за­ра­бот­ной платы.

3. За­да­ние 3 № 34. В на­сто­я­щее время про­ис­хо­дит раз­ру­ше­ние озо­но­во­го слоя, по­яв­ле­ние озо­но­вых дыр. Ил­лю­стра­ци­ей каких гло­баль­ных про­блем яв­ля­ет­ся дан­ный факт?

 

1) де­мо­гра­фи­че­ских

2) эко­ло­ги­че­ских

3) эко­но­ми­че­ских

4) по­ли­ти­че­ских

4. За­да­ние 4 № 283. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о меж­лич­ност­ных кон­флик­тах?

 

А. При­чи­ной кон­флик­тов между лю­дь­ми не­ред­ко яв­ля­ет­ся от­сут­ствие уме­ния слу­шать дру­го­го че­ло­ве­ка.

Б. Раз­ре­шить меж­лич­ност­ный кон­фликт можно путём ком­про­мис­са сто­рон.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. За­да­ние 5 № 501. Прин­цип: «Спе­ши­те де­лать добро», — яв­ля­ет­ся

 

1) за­ко­ном науки

2) нор­мой права

3) пред­пи­са­ни­ем мо­ра­ли

4) пра­ви­лом эти­ке­та

6. За­да­ние 6 № 1806. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ра­зо­ва­нии?

А. Об­ра­зо­ва­ние, в от­ли­чие от дру­гих форм (об­ла­стей) куль­ту­ры, фор­ми­ру­ет лич­ность.

Б. В ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния лежат куль­тур­ные тра­ди­ции кон­крет­но­го об­ще­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. За­да­ние 7 № 38. Какой при­знак от­ли­ча­ет тра­ди­ци­он­ную эко­но­ми­ку?

 

1) про­цве­та­ние фаб­рич­но­го про­из­вод­ства

2) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

3) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства при по­мо­щи обы­ча­ев

4) пре­об­ла­да­ние част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

8. За­да­ние 8 № 380. Го­су­дар­ство в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки

 

1) уста­нав­ли­ва­ет цены на то­ва­ры

2) со­би­ра­ет на­ло­ги

3) рас­пре­де­ля­ет ре­сур­сы

4) пла­ни­ру­ет про­из­вод­ство

9. За­да­ние 9 № 195. В стра­не Z про­из­во­ди­те­ли про­дук­ции сво­бод­но кон­ку­ри­ру­ют между собой. В своей де­я­тель­но­сти фирмы ори­ен­ти­ру­ют­ся на по­тре­би­тель­ский спрос. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z?

 

1) ры­ноч­но­му

2) пла­но­во­му

3) ко­манд­но­му

4) тра­ди­ци­он­но­му

10. За­да­ние 10 № 537. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ин­фля­ции?

 

А. По­те­ри от ин­фля­ции у сред­них слоев на­се­ле­ния боль­ше, чем у бед­ных.

Б. Ин­фля­ция пред­по­ла­га­ет рост цен на то­ва­ры и услу­ги.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. За­да­ние 11 № 135. Семья, в от­ли­чие от дру­гих малых групп, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

 

1) об­щи­ми увле­че­ни­я­ми

2) не­по­сред­ствен­ны­ми лич­ны­ми кон­так­та­ми

3) соб­ствен­ны­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми

4) сов­мест­ным ве­де­ни­ем хо­зяй­ства

12. За­да­ние 12 № 1687. В раз­го­во­ре с дру­зья­ми Пётр ска­зал, что он – бе­ло­рус. Таким об­ра­зом он опре­де­лил свою при­над­леж­ность к общ­но­сти

 

1) эт­ни­че­ской

2) тер­ри­то­ри­аль­ной

3) де­мо­гра­фи­че­ской

4) про­фес­си­о­наль­ной

13. За­да­ние 13 № 75. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных нор­мах?

 

А. Все со­ци­аль­ные нормы охра­ня­ют­ся силой го­су­дар­ства.

Б. Со­ци­аль­ные нормы по сво­е­му ха­рак­те­ру могут быть за­пре­ща­ю­щи­ми, раз­ре­ша­ю­щи­ми и пре­ду­пре­жда­ю­щи­ми.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. За­да­ние 14 № 293. Какой из при­ведённых тер­ми­нов обо­зна­ча­ет участ­ни­ка по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти?

 

1) про­из­во­ди­тель

2) по­тре­би­тель

3) ис­сле­до­ва­тель

4) из­би­ра­тель

15. За­да­ние 15 № 635. В го­су­дар­стве Н. пра­ви­тель­ство фор­ми­ру­ет пре­зи­дент. При этом су­ще­ству­ет пар­ла­мент, ко­то­рый дол­жен утвер­дить со­став пра­ви­тель­ства, пред­ло­жен­ный пре­зи­ден­том. Какая форма прав­ле­ния пред­став­ле­на в го­су­дар­стве Н.?

 

1) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия

2) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка

3) аб­со­лют­ная мо­нар­хия

4) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

16. За­да­ние 16 № 1469. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о раз­де­ле­нии вла­стей?

А. Раз­де­ле­ние вла­стей на за­ко­но­да­тель­ную, су­деб­ную, ис­пол­ни­тель­ную спо­соб­ству­ет пра­во­во­му огра­ни­че­нию го­су­дар­ствен­ной вла­сти.

Б. Су­деб­ная власть — са­мо­сто­я­тель­ная и не­за­ви­си­мая ветвь вла­сти.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

17. За­да­ние 17 № 959. Пра­во­вые нормы, в от­ли­чие от дру­гих со­ци­аль­ных норм,

 

1) под­дер­жи­ва­ют­ся силой го­су­дар­ства

2) ре­гу­ли­ру­ют по­ве­де­ние людей

3) опи­ра­ют­ся на силу об­ще­ствен­но­го мне­ния

4) со­дер­жат об­раз­цы по­ве­де­ния

18. За­да­ние 18 № 204. В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей граж­да­не РФ обя­за­ны

 

1) участ­во­вать в от­прав­ле­нии пра­во­су­дия

2) вы­би­рать род де­я­тель­но­сти и про­фес­сию

3) участ­во­вать в управ­ле­нии де­ла­ми го­су­дар­ства

4) за­бо­тить­ся о со­хра­не­нии ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го на­сле­дия

19. За­да­ние 19 № 1255. Со­глас­но рос­сий­ским нор­мам тру­до­во­го права, до­пус­ка­ет­ся за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра с не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми граж­да­на­ми, при усло­вии пись­мен­но­го со­гла­сия ро­ди­те­лей, с

 

1) 14 лет

2) 15 лет

3) 16 лет

4) 18 лет

20. За­да­ние 20 № 733. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об из­би­ра­тель­ном праве?

 

А. Право граж­дан участ­во­вать в вы­бо­рах главы го­су­дар­ства и пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов вла­сти — это ак­тив­ное из­би­ра­тель­ное право.

Б. Право граж­да­ни­на быть из­бран­ным в пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны вла­сти — это пас­сив­ное из­би­ра­тель­ное право.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. За­да­ние 21 № 1603. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства че­ло­ве­ка и жи­вот­но­го и черты раз­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку – по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт раз­ли­чия.

 

1) пря­мо­хож­де­ние

2) пер­вич­ные по­треб­но­сти

3) по­ня­тий­ное мыш­ле­ние

4) за­бо­та о потом­стве

 

Черты сход­ства Черты от­ли­чия
22. За­да­ние 22 № 642. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между об­ла­стью куль­ту­ры и ее при­зна­ка­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНА­КИ   ОБ­ЛА­СТИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) вера в по­ту­сто­рон­ний мир

Б) плю­ра­лизм мне­ний

В) со­блю­де­ние опре­де­лен­но­го ри­ту­а­ла

Г) от­ра­же­ние лич­ной по­зи­ции ав­то­ра в про­из­ве­де­нии

 

1) ре­ли­гия

2) ис­кус­ство

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A Б В Г
23. За­да­ние 23 № 333. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

 

(А) В пе­ри­од фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са без­ра­бо­ти­ца в ряде стран воз­рос­ла. (Б) По дан­ным ста­ти­сти­ки, среди тех, кто не имеет ра­бо­ты, много мо­ло­дых. (В) Это от­ри­ца­тель­но вли­я­ет на темпы эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

 

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

 

 

A Б В
24. За­да­ние 24 № 1699. Уча­щи­е­ся 9 «А» и 9 «Б» клас­сов ре­ша­ли об­ще­ство­вед­че­скую за­да­чу: «15-лет­ний Иван учит­ся в 9 клас­се. Он хочет по­ра­бо­тать в сво­бод­ное от учёбы время. Впра­ве ли он за­клю­чить тру­до­вой до­го­вор?» Ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­чи (в % от числа ре­шав­ших за­да­чу) при­ве­де­ны в таб­ли­це.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Наи­мень­шая доля уче­ни­ков в каж­дом из клас­сов вы­бра­ли пра­виль­ный ответ.

2) Уче­ни­ки 9 «Б» вы­пол­ни­ли ра­бо­ту лучше, чем уче­ни­ки 9 «А», обос­но­вав свой ответ тем, что это дол­жен быть лёгкий труд, не при­чи­ня­ю­щий вреда их здо­ро­вью.

3) Уче­ни­ки 9 «А» вы­пол­ни­ли ра­бо­ту лучше, чем уче­ни­ки 9 «Б», ука­зав, что за­клю­че­ние тру­до­во­го до­го­во­ра до­пус­ка­ет­ся с ли­ца­ми, до­стиг­ши­ми воз­рас­та шест­на­дца­ти лет.

4) Лишь каж­дый де­ся­тый из уча­щих­ся обоих клас­сов ука­зал пра­виль­ное усло­вие за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра.

5) В 9«Б» пра­виль­ный ответ дали боль­ше уча­щих­ся, чем в 9«А».

25. За­да­ние 25 № 707. В стра­не X в раз­ные годы были про­ве­де­ны со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы граж­дан. Им был задан во­прос: «Как вы оце­ни­ва­е­те в на­сто­я­щее время ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние вашей семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­сов при­ве­де­ны в таб­ли­це.

Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В стра­не X на­блю­да­ет­ся мед­лен­ный, но не­уклон­ный эко­но­ми­че­ский рост.

2) В сред­нем уро­вень жизни в го­су­дар­стве можно оха­рак­те­ри­зо­вать как низ­кий.

3) Для эко­но­ми­ки стра­ны X ха­рак­те­рен быст­рый рост цен.

4) Можно кон­ста­ти­ро­вать уси­ле­ние со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния в стра­не X.

5) Уси­ле­ние со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния свя­за­но с ро­стом без­ра­бо­ти­цы в го­су­дар­стве X.

26. За­да­ние 26 № 1448. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Любая кон­цеп­ция че­ло­ве­ка ис­хо­дит из на­ли­чия в нём при­род­но­го и ра­зум­но­го. С этим свя­за­но раз­ли­чие дис­ци­плин, изу­ча­ю­щих че­ло­ве­ка. Ра­зум­ная сто­ро­на ис­сле­ду­ет­ся фи­ло­со­фи­ей и дру­ги­ми гу­ма­ни­тар­ны­ми дис­ци­пли­на­ми, а жи­вот­ная − био­ло­ги­ей, ме­ди­ци­ной и дру­ги­ми на­у­ка­ми.

Це­лост­ный образ че­ло­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся как сумма этих по­зна­ний. Но две сто­ро­ны че­ло­ве­че­ской при­ро­ды рас­це­ни­ва­ют­ся да­ле­ко не как рав­ные. Со­глас­но фи­ло­со­фии, толь­ко разум яв­ля­ет­ся опре­де­ля­ю­щим в че­ло­ве­ке, ибо под­чи­ня­ет стра­сти души и кон­тро­ли­ру­ет те­лес­ное по­ве­де­ние. Био­ло­гия, на­о­бо­рот, объ­яв­ля­ет глав­ной дру­гую по­ло­ви­ну, счи­та­ет че­ло­ве­ка выс­шим жи­вот­ным, разум ко­то­ро­го ге­не­ти­че­ски за­ви­сит от при­ро­ды...

Од­на­ко и фи­ло­со­фия, и ре­ли­гия, и био­ло­гия оди­на­ко­во воз­вы­ша­ют че­ло­ве­ка над осталь­ной при­ро­дой и при­зна­ют, хотя и по раз­ным ос­но­ва­ни­ям, его прин­ци­пи­аль­ное свое­об­ра­зие. Таким об­ра­зом, про­бле­ма со­сто­ит не в том, чтобы при­ми­рить эти под­хо­ды путём про­сто­го сум­ми­ро­ва­ния на­коп­лен­ных ими зна­ний, а в том, чтобы выйти на новое опре­де­ле­ние че­ло­ве­ка и впи­сать его в при­ро­ду без того, чтобы пе­ре­оце­ни­вать его свое­об­ра­зие: че­ло­век про­ти­во­сто­ит осталь­ной при­ро­де не как жи­тель иного, выс­ше­го мира, а как су­ще­ство, в ко­то­ром осу­ществ­ля­ет­ся план самой при­ро­ды.

 

(по Б.В. Мар­ко­ву)

27. За­да­ние 27 № 1449. Какие две груп­пы наук о че­ло­ве­ке вы­де­ля­ет автор? Как рас­це­ни­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ская сущ­ность на­у­ка­ми, вхо­дя­щи­ми в каж­дую из этих групп?
28. За­да­ние 28 № 1450. Автор пишет, что «и фи­ло­со­фия, и ре­ли­гия, и био­ло­гия воз­вы­ша­ют че­ло­ве­ка над осталь­ной при­ро­дой и при­зна­ют, хотя и по раз­ным ос­но­ва­ни­ям, его прин­ци­пи­аль­ное свое­об­ра­зие». При­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру, под­твер­жда­ю­ще­му утвер­жде­ние ав­то­ра.
29. За­да­ние 29 № 1451. Автор пишет, что че­ло­век про­ти­во­сто­ит осталь­ной при­ро­де не как жи­тель иного, выс­ше­го мира, а как су­ще­ство, в ко­то­ром осу­ществ­ля­ет­ся план самой при­ро­ды. Какая гло­баль­ная про­бле­ма по­рож­да­ет­ся де­я­тель­но­стью че­ло­ве­ка, в ос­но­ве ко­то­рой лежит убеж­де­ние, что люди могут рас­по­ря­жать­ся при­ро­дой как су­ще­ства иного, выс­ше­го мира? При­ве­ди­те любые два при­ме­ра ре­ше­ния со­вре­мен­ным об­ще­ством этой про­бле­мы и объ­яс­ни­те, как каж­дый из при­ведённых вами при­ме­ров ил­лю­стри­ру­ет пре­одо­ле­ние че­ло­ве­че­ством по­доб­но­го под­хо­да к при­ро­де.
30. За­да­ние 30 № 1452. В от­ве­те долж­ны при­сут­ство­вать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1. Ука­за­ны объ­ек­ты изу­че­ния гу­ма­ни­тар­ных и об­ще­ствен­ных наук: гу­ма­ни­тар­ные науки изу­ча­ют че­ло­ве­ка,

об­ще­ствен­ные — раз­лич­ные сто­ро­ны об­ще­ства.

2. При­ве­де­ны при­ме­ры об­ще­ствен­ных наук: со­цио­ло­гия, эко­но­ми­ка, по­ли­то­ло­гия. Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры.

31. За­да­ние 31 № 1453. Автор пишет, что «любая кон­цеп­ция че­ло­ве­ка ис­хо­дит из на­ли­чия в нём при­род­но­го и ра­зум­но­го». При­ве­ди­те по два при­ме­ра на­ли­чия в че­ло­ве­ке этих двух сто­рон — при­род­ной и ра­зум­ной.