Вариант №3

1. За­да­ние 1 № 652. В узком смыс­ле слова под об­ще­ством надо по­ни­мать...

 

1) кон­крет­ный этап в раз­ви­тии на­ро­да

2) тер­ри­то­рию, име­ю­щую чет­кие гра­ни­цы

3) со­ци­аль­ную ор­га­ни­за­цию стра­ны

4) часть ма­те­ри­аль­но­го мира

2. За­да­ние 2 № 157. Юля от при­ро­ды об­ла­да­ет му­зы­каль­ным слу­хом, но она не стала за­ни­мать­ся му­зы­кой, чтобы раз­вить это ка­че­ство. Какое по­ня­тие ха­рак­те­ри­зу­ет спо­соб­но­сти Юли?

 

1) ма­стер­ство

2) за­дат­ки

3) ге­ни­аль­ность

4) та­лант

3. За­да­ние 3 № 1616. Яро­слав – вы­со­кий, ат­ле­ти­че­ско­го те­ло­сло­же­ния юноша, с пра­виль­ны­ми чер­та­ми лица, го­лу­бы­ми гла­за­ми, свет­ло­во­ло­сый. Всё это ха­рак­те­ри­зу­ет его как

 

1) граж­да­ни­на

2) лич­ность

3) ин­ди­ви­ду­аль­ность

4) пат­ри­о­та

4. За­да­ние 4 № 4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­ми­ро­ва­нии лич­но­сти?

 

А. Лич­ность фор­ми­ру­ет­ся во вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щи­ми.

Б. Фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти не пре­кра­ща­ет­ся на про­тя­же­нии всей жизни че­ло­ве­ка.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. За­да­ние 5 № 594. При­зыв «Каж­дый день делай какое-то доб­рое дело» от­но­сит­ся к об­ла­сти

 

1) науке

2) ис­кус­ству

3) об­ра­зо­ва­нию

4) мо­ра­ли

6. За­да­ние 6 № 285. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о воз­мож­но­сти по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния в РФ?

 

А. По­лу­че­ние ос­нов­но­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния даёт воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в вуз.

Б. После окон­ча­ния сред­ней школы можно про­дол­жить обу­че­ние в учре­жде­нии сред­не­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. За­да­ние 7 № 379. К пря­мым на­ло­гам от­но­сит­ся

 

1) акциз

2) та­мо­жен­ная по­шли­на

3) налог на иму­ще­ство

4) налог с про­даж

8. За­да­ние 8 № 1870. Как на­зы­ва­ют­ся обя­за­тель­ные, пре­иму­ще­ствен­но не­воз­врат­ные пла­те­жи, взи­ма­е­мые го­су­дар­ством с фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц?

 

1) стра­хо­вые вы­пла­ты

2) за­тра­ты

3) ди­ви­ден­ды

4) на­ло­ги

9. За­да­ние 9 № 505. В стра­не М. все сти­раль­ные по­рош­ки про­из­во­дят­ся на трех пред­при­я­ти­ях-ги­ган­тах. Круп­ные пред­при­я­тия по­гло­ща­ют мел­кие и в дру­гих сфе­рах про­из­вод­ства. В этом про­яв­ля­ет­ся про­цесс

 

1) при­ва­ти­за­ции

2) на­ци­о­на­ли­за­ции

3) мо­но­по­ли­за­ции

4) стан­дар­ти­за­ции

10. За­да­ние 10 № 1903. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли эко­но­ми­ки в жизни об­ще­ства?

А. Эко­но­ми­ка обес­пе­чи­ва­ет людей ма­те­ри­аль­ны­ми бла­га­ми.

Б. Эко­но­ми­ка ис­сле­ду­ет по­ли­ти­че­скую ор­га­ни­за­цию об­ще­ства, про­бле­мы внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. За­да­ние 11 № 1624. К де­мо­гра­фи­че­ской со­ци­аль­ной груп­пе от­но­сит­ся

 

1) сред­ний класс

2) рус­ские

3) молодёжь

4) си­би­ря­ки

12. За­да­ние 12 № 787. Про­ве­ден­ные в 70-е годы XX века во Фран­ции ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что шансы сына ра­бо­че­го стать ру­ко­во­ди­те­лем в де­сять раз мень­ше, чем у вы­ход­ца из выс­ших слоев об­ще­ства. Этот факт от­ра­жа­ет не­ра­вен­ство

 

1) ин­ди­ви­ду­аль­ных воз­мож­но­стей

2) лич­ных да­ро­ва­ний

3) со­ци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния

4) со­ци­аль­ных ролей

13. За­да­ние 13 № 261. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

 

А. Семья осу­ществ­ля­ет био­ло­ги­че­ское вос­про­из­вод­ство новых по­ко­ле­ний.

Б. Семья осу­ществ­ля­ет со­ци­а­ли­за­цию новых по­ко­ле­ний.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. За­да­ние 14 № 169. Что яв­ля­ет­ся при­зна­ком го­су­дар­ства лю­бо­го типа?

 

1) на­ли­чие двух­па­лат­но­го пар­ла­мен­та

2) на­ли­чие пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов

3) все­на­род­ное из­бра­ние главы го­су­дар­ства

4) мно­го­пар­тий­ность

15. За­да­ние 15 № 1406. Выс­ший орган за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в стра­не Z фор­ми­ру­ет­ся вы­бор­ным путём. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что в стра­не Z де­мо­кра­ти­че­ский по­ли­ти­че­ский режим?

 

1) на каж­дое место в пар­ла­мен­те пре­тен­ду­ет один кан­ди­дат.

2) на­се­ле­ние из­би­ра­ет кол­ле­гию вы­бор­щи­ков, ко­то­рые из­би­ра­ют де­пу­та­тов.

3) го­ло­со­ва­ние про­хо­дит тайно.

4) из­би­ра­те­ли, на­граждённые го­су­дар­ствен­ны­ми на­гра­да­ми, имеют до­пол­ни­тель­ные го­ло­са

16. За­да­ние 16 № 202. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­ке?

 

А. По­ли­ти­ка вы­сту­па­ет в ка­че­стве ре­гу­ля­то­ра жизни об­ще­ства.

Б. По­ли­ти­ка свя­за­на с от­но­ше­ни­я­ми вла­сти.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

17. За­да­ние 17 № 265. Не под­го­то­вив­шись к кон­троль­ной ра­бо­те по ма­те­ма­ти­ке, двое уча­щих­ся 11 клас­са ре­ши­ли со­рвать её про­ве­де­ние. Они по­зво­ни­ли в по­ли­цию, со­об­щив, что в школе за­ло­же­на бомба. Дей­ствия уча­щих­ся яв­ля­ют­ся

 

1) граж­дан­ским про­ступ­ком

2) пре­ступ­ле­ни­ем

3) ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком

4) дис­ци­пли­нар­ным на­ру­ше­ни­ем

18. За­да­ние 18 № 1662. В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Пра­ви­тель­ство РФ

 

1) при­ни­ма­ет за­ко­ны

2) раз­ре­ша­ет пра­во­вые споры

3) утвер­жда­ет из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ

4) осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

19. За­да­ние 19 № 1850. Граж­да­нин при­обрёл в ма­га­зи­не не­ка­че­ствен­ный товар и, об­на­ру­жив де­фект, по­пы­тал­ся вер­нуть товар про­дав­цу. Нормы какой от­рас­ли права ре­гу­ли­ру­ют дан­ную си­ту­а­цию?

 

1) граж­дан­ско­го права

2) тру­до­во­го права

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

4) уго­лов­но­го права

20. За­да­ние 20 № 361. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

 

А. Кон­сти­ту­ция Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции об­ла­да­ет выс­шей юри­ди­че­ской силой.

Б. Кон­сти­ту­ция яв­ля­ет­ся сво­дом за­ко­нов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. За­да­ние 21 № 1536. В при­ведённом спис­ке ука­за­ны черты сход­ства и черты раз­ли­чия между нор­ма­ми права и мо­ра­ли. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия.

 

1) ре­гу­ли­ру­ют жизнь об­ще­ства

2) при­ни­ма­ют­ся го­су­дар­ством

3) фор­маль­но за­креп­ле­ны

4) уста­нав­ли­ва­ют пра­ви­ла по­ве­де­ния

 

Черты сход­ства Черты от­ли­чия
22. За­да­ние 22 № 735. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их кон­крет­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ   ФУНК­ЦИИ

А) сов­мест­ное ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства

Б) пе­ре­да­ча тру­до­вых на­вы­ков детям

В) вос­про­из­вод­ство на­се­ле­ния

Г) ма­те­ри­аль­ная под­держ­ка по­жи­лых не­тру­до­спо­соб­ных чле­нов

 

1) эко­но­ми­че­ская

2) со­ци­аль­ная

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A Б В Г
23. За­да­ние 23 № 581. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

 

(А) Со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы по­ка­зы­ва­ют, что люди все реже чи­та­ют книги. (Б) Это от­ри­ца­тель­но вли­я­ет на общий кру­го­зор и ин­тел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка. (В) В пер­спек­ти­ве доля об­ра­зо­ван­ных людей может зна­чи­тель­но сни­зить­ся.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

 

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

 

 

A Б В
24. За­да­ние 24 № 1291. Целью со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са пя­ти­класс­ни­ков и де­ся­ти­класс­ни­ков было вы­яс­нить, как они про­во­дят своё сво­бод­ное от учебы время.

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Боль­шин­ство школь­ни­ков 5 и 10 клас­сов пред­по­чи­та­ют в сво­бод­ное время за­ни­мать­ся спор­том.

2) Пя­ти­класс­ни­ки, в срав­не­нии с де­ся­ти­класс­ни­ка­ми, мень­ше вре­ме­ни об­ща­ют­ся с дру­зья­ми.

3) К 10 клас­су в два с по­ло­ви­ной раза уве­ли­чи­ва­ет­ся число под­рост­ков, за­ни­ма­ю­щих­ся спор­том.

4) Стар­ше­класс­ни­ки боль­ше, чем пя­ти­класс­ни­ки, чи­та­ют.

5) В че­ты­ре раза воз­рас­та­ет к 10 клас­су число под­рост­ков, пред­по­чи­та­ю­щих в сво­бод­ное время про­сто спать.

 

 

25. За­да­ние 25 № 707. В стра­не X в раз­ные годы были про­ве­де­ны со­цио­ло­ги­че­ские опро­сы граж­дан. Им был задан во­прос: «Как вы оце­ни­ва­е­те в на­сто­я­щее время ма­те­ри­аль­ное по­ло­же­ние вашей семьи?» Ре­зуль­та­ты опро­сов при­ве­де­ны в таб­ли­це.

Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) В стра­не X на­блю­да­ет­ся мед­лен­ный, но не­уклон­ный эко­но­ми­че­ский рост.

2) В сред­нем уро­вень жизни в го­су­дар­стве можно оха­рак­те­ри­зо­вать как низ­кий.

3) Для эко­но­ми­ки стра­ны X ха­рак­те­рен быст­рый рост цен.

4) Можно кон­ста­ти­ро­вать уси­ле­ние со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния в стра­не X.

5) Уси­ле­ние со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния свя­за­но с ро­стом без­ра­бо­ти­цы в го­су­дар­стве X.

26. За­да­ние 26 № 1857. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Ос­нов­ным про­яв­ле­ни­ем нрав­ствен­ной жизни че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся чув­ство от­вет­ствен­но­сти перед окру­жа­ю­щи­ми и самим собой. Пра­ви­ла, ко­то­ры­ми люди ру­ко­вод­ству­ют­ся в своих вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях, со­став­ля­ют нормы нрав­ствен­но­сти; они фор­ми­ру­ют­ся сти­хий­но и вы­сту­па­ют как не­пи­са­ные за­ко­ны: им под­чи­ня­ют­ся как долж­но­му. Это и мера тре­бо­ва­ний об­ще­ства к людям, и мера воз­да­я­ния по за­слу­гам в виде одоб­ре­ния или осуж­де­ния.

Пра­виль­ной мерой тре­бо­ва­ния или воз­да­я­ния яв­ля­ет­ся спра­вед­ли­вость: спра­вед­ли­во на­ка­за­ние пре­ступ­ни­ка; не­спра­вед­ли­во тре­бо­вать от че­ло­ве­ка боль­ше, чем он может дать; нет спра­вед­ли­во­сти вне ра­вен­ства людей перед за­ко­ном.

Нрав­ствен­ность пред­по­ла­га­ет от­но­си­тель­ную сво­бо­ду воли, что обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность со­зна­тель­но­го вы­бо­ра опре­делённой по­зи­ции, при­ня­тия ре­ше­ния и от­вет­ствен­но­сти за со­де­ян­ное.

Всюду, где че­ло­век свя­зан с дру­ги­ми лю­дь­ми опре­делёнными от­но­ше­ни­я­ми, воз­ни­ка­ют вза­им­ные обя­зан­но­сти. Че­ло­ве­ка по­буж­да­ет вы­пол­нять свой долг осо­зна­ние им ин­те­ре­сов окру­жа­ю­щих и своих обя­за­тельств по от­но­ше­нию к ним. Кроме зна­ния мо­раль­ных прин­ци­пов важно ещё и пе­ре­жи­ва­ние их. Если че­ло­век пе­ре­жи­ва­ет не­сча­стья людей как свои соб­ствен­ные, тогда он ста­но­вит­ся спо­со­бен не толь­ко знать, но и пе­ре­жи­вать свой долг. Иначе го­во­ря, дол­гом яв­ля­ет­ся то, что долж­но быть ис­пол­не­но из мо­раль­ных, а не из пра­во­вых со­об­ра­же­ний. С мо­раль­ной точки зре­ния я дол­жен и со­вер­шить мо­раль­ный по­сту­пок, и иметь со­от­вет­ству­ю­щее субъ­ек­тив­ное умо­на­стро­е­ние.

В си­сте­ме нрав­ствен­ных ка­те­го­рий важ­ное место при­над­ле­жит до­сто­ин­ству лич­но­сти, т. е. осо­зна­нию ею сво­е­го об­ще­ствен­но­го зна­че­ния и права на об­ще­ствен­ное ува­же­ние и са­мо­ува­же­ние.

(по ма­те­ри­а­лам эн­цик­ло­пе­дии для школь­ни­ков)
27. За­да­ние 27 № 1858. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет нормы нрав­ствен­но­сти? (При­ве­ди­те три ха­рак­те­ри­сти­ки.)
28. За­да­ние 28 № 1859. Опи­ра­ясь на зна­ние курса и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, рас­крой­те смысл по­ня­тия «спра­вед­ли­вость». По­яс­ни­те мысль ав­то­ра о связи спра­вед­ли­во­сти и ра­вен­ства людей перед за­ко­ном.
29. За­да­ние 29 № 1860. Какие два мо­ти­ва, по мне­нию ав­то­ра, по­буж­да­ют че­ло­ве­ка ис­пол­нять свой долг? Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, про­ил­лю­стри­руй­те двумя при­ме­ра­ми эти мо­ти­вы.
30. За­да­ние 30 № 1861. В га­зе­те были опуб­ли­ко­ва­ны не со­от­вет­ству­ю­щие дей­стви­тель­но­сти све­де­ния, по­ро­ча­щие граж­да­ни­на С. Он об­ра­тил­ся в суд с иском про­тив га­зе­ты о за­щи­те чести и до­сто­ин­ства. Объ­яс­ни­те дей­ствия граж­да­ни­на С. При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, ко­то­рый может по­мочь Вам в объ­яс­не­нии.
31. За­да­ние 31 № 1862. Су­ще­ству­ет мне­ние, что че­ло­век дол­жен сво­бод­но и осо­знан­но де­лать нрав­ствен­ный выбор, что при­нуж­де­ние в нрав­ствен­ной сфере не­до­пу­сти­мо. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (объ­яс­не­ния) в за­щи­ту этого мне­ния.