ПРОБНЫЙ ВАРИАНТ ГИА
1. Задание 1 № 559. Что относится к экологическим проблемам?
1) проблема международного терроризма
2) распространение алкоголизма среди подростков
3) перенаселенность стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
1) отражает представления о добре и зле
2) эмоционально воздействует на человека
3) объясняет природные и общественные явления
4) обращается к сверхъестественным силам
1) экономической
2) социальной
3) политической
4) духовной
А. Человек становится личностью только в процессе общественной жизни.
Б. Становление личности проявляется в физиологических изменениях, происходящих по мере взросления человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) мировоззрение
2) искусство
3) наука
4) мораль
А. Иудаизм является одной из мировых религий.
Б. Язычество считается первой мировой религией.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) спрос
2) специализация
3) прибыль
4) предложение
1) средство учёта
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) средство обращения
1) сохранении плановых начал в экономике
2) увеличении налоговых поступлений
3) дефиците государственного бюджета
4) падении курса рубля
А. Сократить издержки на производство продукции предприниматель может за счёт нахождения новых поставщиков.
Б. Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) реакции общества на поведение человека
2) столкновения противоположных интересов
3) значимости социального статуса индивида
4) общественно опасного виновного деяния
1) общий быт
2) общие цели
3) наличие норм поведения
4) совместная деятельность
А. Семья является институтом первичной социализации человека.
Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) передача верховной власти по наследству
2) коллективный принцип принятия решений
3) регулярная сменяемость органов государственной власти
4) выборность высших органов власти
1) верховенство парламента
2) республиканская форма правления
3) унитарное государственное устройство
4) разделение властей
А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент — коллективный законодательный орган.
Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель с неограниченной властью.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) наличие системы законодательства
2) равноправие и равенство граждан перед законом
3) функционирование правоохранительных органов
4) наличие суверенитета
1) письменная форма
2) высшая юридическая сила
3) обращение ко всем гражданам
4) поддержка силой государства
1) На тяжёлых работах с вредными условиями труда запрещается труд лиц моложе 18 лет.
2) Работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, которым они имеют право воспользоваться в удобное для них время.
3) Трудовой договор может быть заключён с лицом старше 16 лет при наличии согласия одного из родителей и медицинской справки.
4) Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в период с 22 до 6 часов.
А. Федеральное Собрание — парламент России — состоит из двух палат.
Б. Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) часть материального мира, обособившаяся от природы;
2) основная часть населения занята в сельском хозяйстве;
3) большинство населения занято на промышленном производстве;
4) этап в историческом развитии конкретного народа.
Черты сходства | Черты различия | ||
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ | |
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система |
1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г | Д |
(А) Плохо, когда подростки не видят разницы между поступками и проступками. (Б) Иногда на «спор» они делают «нечто героическое», вызывающее восхищение друзей. (В) Надо понимать, что неправомерные действия не являются поступками в героическом смысле этого слова.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных страны Z доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, больше доли тех, кто относится к ним с опасением.
2) Среди опрошенных страны Y суммарная доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, меньше доли тех, кто относится к ним с опасением.
3) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, в стране Y выше, чем в стране Z.
4) В стране Z только четверть опрошенных доверяют правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан.
5) Равные доли опрошенных страны Y не доверяют правоохранительным органам и относятся к ним с опасением.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z существуют более благоприятные, чем в стране Y, условия для развития правового государства.
2) Правительству страны Y следует выявить и привлечь к ответственности нарушающих закон сотрудников правоохранительных органов.
3) В стране Z деятельность правоохранительных органов контролируется институтами гражданского общества.
4) Правительству страны Z целесообразно организовать более подробное освещение в СМИ деятельности правоохранительных органов.
5) В странах Y и Z проводятся реформы правоохранительных органов и судебной системы.
Третейскими судами (арбитражами) называются негосударственные органы по разрешению правовых споров. Название третейских судов происходит от слова «третий», так как для решения конфликта две стороны приглашают третью.
Законодательство многих стран признает возможность создания третейских судов. Различают суды для разрешения одного конкретного спора и постоянно действующие арбитражи при различных организациях — торгово-промышленных палатах, биржах, предприятиях и т. д.
В третейский суд могут передаваться споры, возникающие из гражданско-правовых отношений. Споры, вытекающие из налоговых, административных и других не гражданских правоотношений, третейским судам неподведомственны. Правом на обращение в третейский суд обладают все субъекты права, в том числе и с участием иностранных сторон.
Чтобы передать дело в третейский суд, стороны должны заключить письменное соглашение. В отличие от государственного суда третейский суд является добровольным. Еще одно отличие от государственных судов — выбор судей сторонами. Третейскими судьями могут быть избраны любые совершеннолетние граждане, согласившиеся стать судьями. Каждая сторона избирает по одному судье, а те избирают третьего судью. Процедура третейского разбирательства является более гибкой, свободной, быстрой и дешевой, чем в государственном суде, что привлекает стороны.
Третейский суд обязан вынести решение, основанное на законе и являющееся обязательным для сторон. Все материалы дела передаются на хранение в государственный суд. Заинтересованная сторона может обратиться в государственный суд за принудительным исполнением решения третейского суда.
Третейские суды наиболее распространены в сфере коммерции и бизнеса. Большинство международных контрактов содержат «третейскую оговорку», что стороны в случае возникновения споров будут обращаться в один из международных арбитражей.
(Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: книга для ученика. СПб, 2000. Т. 1. С. 348—349)