Вариант №10

1. За­да­ние 1 № 5434. Со­зна­тель­ное уча­стие че­ло­ве­ка в об­ще­ствен­ной жизни ха­рак­те­ри­зу­ет его как

1) ин­ди­ви­ду­аль­ность

2) ин­ди­ви­да

3) твор­ца

4) лич­ность

2. За­да­ние 2 № 3407. В связи с под­пи­са­ни­ем Бо­лон­ской кон­вен­ции выс­шая школа Рос­сии пе­ре­ш­ла на двух­уров­не­вую си­сте­му об­ра­зо­ва­ния: ба­ка­лаври­ат и ма­ги­стра­ту­ру. Какую тен­ден­цию в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?

 

1) ком­пью­те­ри­за­цию

2) гу­ма­ни­та­ри­за­цию

3) ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­цию

4) гу­ма­ни­за­цию

3. За­да­ние 3 № 3782. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

 

А. В самом ши­ро­ком смыс­ле об­ще­ство - это окру­жа­ю­щий че­ло­ве­ка ма­те­ри­аль­ный мир.

Б. По­ня­тие «об­ще­ство» в ши­ро­ком смыс­ле сов­па­да­ет с по­ня­ти­ем «го­су­дар­ство».

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

4. За­да­ние 4 № 616. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке осо­бен­но­сти, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ния че­ло­ве­ком мира. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти ука­за­ны.

 

1) тео­ре­ти­че­ское обоб­ще­ние фак­тов

2) кон­ста­та­ция про­те­ка­ния от­дель­ных со­бы­тий

3) об­раз­ность и ори­ги­наль­ность от­ра­же­ния объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти

4) стрем­ле­ние к до­сто­вер­но­му, ис­тин­но­му зна­нию

5) изу­че­ние про­цес­сов и яв­ле­ний со сто­ро­ны за­ко­но­мер­но­стей и при­чин

5. За­да­ние 5 № 4377. Вла­дель­цы за­го­род­ных зе­мель­ных участ­ков вы­жда­ли, пока цена земли по­вы­сит­ся, и вы­ста­ви­ли на про­да­жу при­над­ле­жав­шую им землю. В этом про­яви­лись осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния

 

1) ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции

2) пред­ло­же­ния

3) за­ра­бот­ной платы

4) спро­са

6. За­да­ние 6 № 80. Если чис­лен­ность за­ня­тых в стра­не равна 29 млн че­ло­век, чис­лен­ность ра­бо­чей силы — 30 млн че­ло­век, то уро­вень без­ра­бо­ти­цы равен

 

1) 10%

2) 8%

3) 5,5%

4) 3,3%

7. За­да­ние 7 № 1451. На ри­сун­ке от­ра­же­ны из­ме­не­ния спро­са на лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли на со­от­вет­ству­ю­щем рынке (линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl). (P — цена то­ва­ра, Q — ко­ли­че­ство то­ва­ра.)

Это пе­ре­ме­ще­ние свя­за­но, в первую оче­редь, с

 

1) со­вер­шен­ство­ва­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства ав­то­мо­би­лей

2) умень­ше­ни­ем из­дер­жек произ во­ди­те­лей ав­то­мо­би­лей

3) уве­ли­че­ни­ем объёма услуг обще ствен­но­го транс­пор­та

4) уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов на­се­ле­ния

8. За­да­ние 8 № 4492. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке?

 

А. Одним из ме­ха­низ­мов ре­гу­ли­ро­ва­ния го­су­дар­ством эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти граж­дан и фирм яв­ля­ет­ся на­ло­го­вая по­ли­ти­ка.

Б. Любое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет эф­фек­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние фак­то­ров про­из­вод­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

9. За­да­ние 9 № 3274. Най­ди­те в спис­ке не­це­но­вые фак­то­ры спро­са и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) цены на со­пря­жен­ные то­ва­ры

2) ко­ли­че­ство про­дав­цов на рынке

3) уро­вень до­хо­дов по­тре­би­те­лей

4) пред­пи­са­ния моды

5) став­ки на­ло­гов на про­из­во­ди­те­ля

6) им­порт­ные та­мо­жен­ные по­шли­ны

10. За­да­ние 10 № 750. Есте­ствен­ное и со­ци­аль­ное не­ра­вен­ство людей яв­ля­ет­ся ос­но­вой

 

1) со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти

2) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

3) со­ци­аль­ной адап­та­ции

4) со­ци­а­ли­за­ции

11. За­да­ние 11 № 5704. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­тро­ле?

 

А. Об­ще­ство осу­ществ­ля­ет кон­троль по­сред­ством пи­са­ных пра­вил и норм.

Б. Одной из форм со­ци­аль­но­го кон­тро­ля яв­ля­ет­ся стра­ти­фи­ка­ция.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. За­да­ние 12 № 1544. В сто­ли­це од­но­го из ев­ро­пей­ских го­су­дарств про­жи­ва­ет семья, со­сто­я­щая из су­пру­гов и двоих детей. Муж и жена ра­бо­та­ют в ре­клам­ном биз­не­се, сов­мест­но ре­ша­ют все во­про­сы жизни семьи. Еже­год­но, вме­сте с детьми они об­суж­да­ют во­про­сы ор­га­ни­за­ции лет­не­го от­ды­ха, при­ни­ма­ют ре­ше­ния о при­об­ре­те­нии всех круп­ных по­ку­пок.

Ука­жи­те в при­ве­ден­ном пе­реч­не ха­рак­тер­ные при­зна­ки семьи, опи­сан­ной в за­да­нии.

 

1) де­мо­кра­ти­че­ская

2) пат­ри­ар­халь­ная

3) парт­нер­ская

4) нук­ле­ар­ная

5) мо­но­гам­ная

13. За­да­ние 13 № 5825. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции Пре­зи­дент РФ

 

1) на­зна­ча­ет и осво­бож­да­ет выс­шее ко­ман­до­ва­ние Во­оружённых Сил РФ

2) утвер­жда­ет из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ

3) на­зна­ча­ет на долж­ность и осво­бож­да­ет от долж­но­сти Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ

4) раз­ра­ба­ты­ва­ет и при­ни­ма­ет фе­де­раль­ные за­ко­ны РФ

14. За­да­ние 14 № 3530. В го­су­дар­стве Н. глава го­су­дар­ства - пре­зи­дент. Он не от­но­сит­ся ни к одной из вет­вей вла­сти, об­ла­дая пол­но­мо­чи­я­ми в каж­дой из них. Гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти яв­ля­ет­ся пре­мьер-ми­нистр. Пра­ви­тель­ство под­отчётно как пре­зи­ден­ту, так и пар­ла­мен­ту.

 

Ка­ко­ва форма прав­ле­ния в этом го­су­дар­стве?

 

1) сме­шан­ная рес­пуб­ли­ка

2) пар­ла­мен­тар­ная мо­нар­хия

3) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка

4) аб­со­лют­ная мо­нар­хия

15. За­да­ние 15 № 5301. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пар­ти­ях?

 

А.Кад­ро­вые пар­тии сфор­ми­ро­ва­лись вне пар­ла­мен­та и, как пра­ви­ло, на базе об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских дви­же­ний.

Б. Мас­со­вые пар­тии имеют слож­ную ор­га­ни­за­ци­он­ную струк­ту­ру с раз­ветвлённой сетью мест­ных ор­га­ни­за­ций.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

16. За­да­ние 16 № 61. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке черты, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие по­ли­ти­че­ские пар­тии по со­ста­ву, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) кон­сер­ва­тив­ная 2) мас­со­вая 3) кад­ро­вая
4) ком­му­ни­сти­че­ская 5) не­ле­галь­ная 6) со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская
17. За­да­ние 17 № 4128. Право не­со­вер­шен­но­лет­не­го в воз­расте от 14 до 18 лет рас­по­ря­жать­ся своим иму­ще­ством ре­гу­ли­ру­ет­ся нор­ма­ми

 

1) на­след­ствен­но­го права

2) жи­лищ­но­го права

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го права

4) граж­дан­ско­го права

18. За­да­ние 18 № 4968. Кто яв­ля­ет­ся участ­ни­ком(-ами) граж­дан­ско­го про­цес­са?

 

1) об­ви­ня­е­мый

2) по­до­зре­ва­е­мый

3) пре­ступ­ник

4) от­вет­чик

19. За­да­ние 19 № 4242. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о су­деб­ной за­щи­те?

 

А. Су­деб­ная за­щи­та га­ран­ти­ро­ва­на граж­да­ни­ну при усло­вии до­сти­же­ния им 18 лет.

Б. Су­деб­ная за­щи­та на тер­ри­то­рии стра­ны га­ран­ти­ро­ва­на толь­ко тем людям, ко­то­рые яв­ля­ют­ся граж­да­на­ми дан­но­го го­су­дар­ства.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. За­да­ние 20 № 5713. Фирма «Цве­тик-се­ми­цве­тик» со­глас­но сво­е­му Уста­ву имеет ос­нов­ной целью де­я­тель­но­сти опто­вую про­да­жу сре­зан­ных и горш­ко­вых цве­тов для по­лу­че­ния при­бы­ли. Ка­пи­тал фирмы раз­делён на доли, вла­де­ние ко­то­ры­ми под­твер­жда­ет­ся цен­ны­ми бу­ма­га­ми. Най­ди­те в при­ведённом спис­ке тер­ми­ны, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке дан­ной фирмы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) уни­тар­ное пред­при­я­тие 2) ком­мер­че­ская ор­га­ни­за­ция 3) хо­зяй­ствен­ное то­ва­ри­ще­ство
4) ак­ци­о­нер­ное об­ще­ство 5) бла­го­тво­ри­тель­ный фонд 6) юри­ди­че­ское лицо
21. За­да­ние 21 № 1645. В Кон­сти­ту­ции РФ за­креп­ле­но по­ло­же­ние о Рос­сии как о свет­ском го­су­дар­стве. Это озна­ча­ет, что

 

1) го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет граж­да­нам до­стой­ный уро­вень жизни

2) в го­су­дар­стве ре­а­ли­зу­ет­ся прин­цип раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти вла­стей

3) цер­ковь от­де­ле­на от го­су­дар­ства и си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния – от церк­ви

4) в го­су­дар­стве га­ран­ти­ру­ет­ся мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

22. За­да­ние 22 № 317. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 

23. За­да­ние 23 № 1249. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­щаю щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ни же ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) земля 2) тру­до­вые ре­сур­сы 3) фак­тор про­из­вод­ства
4) ка­пи­тал 5) ин­фор­ма­ция
24. За­да­ние 24 № 4845. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют рынок труда.

 

1) без­ра­бо­ти­ца 2) ква­ли­фи­ка­ция 3) про­жи­точ­ный ми­ни­мум
4) ва­лю­та 5) за­ня­тость 6) бюд­жет

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

25. За­да­ние 25 № 1244. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми эко­но­ми­че­ских си­стем: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНА­КИ   ТИПЫ ЭКО­НО­МИ­ЧЕ­СКИХ СИ­СТЕМ

А) кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей

Б) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние

В) ди­рек­тив­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

Г) сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ства

Д) са­мо­ре­гу­ля­ция спро­са и пред­ло­же­ния

 

1) ры­ноч­ная

2) ко­манд­ная

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

A Б В Г Д
         
26. За­да­ние 26 № 4938. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Первую тео­ре­ти­че­ски обос­но­ван­ную кон­цеп­цию со­ци­аль­но­го про­грес­са вы­дви­нул фран­цуз­ский фи­ло­соф-про­све­ти­тель, эко­но­мист Анн-Робер-Жан Тюрго. (Б) Ос­но­вой про­грес­са, по его мне­нию, как и об­ще­ствен­ной

жизни в целом, яв­ля­ет­ся че­ло­ве­че­ский разум. (В) Од­на­ко со­вре­мен­ной фи­ло­со­фи­ей вы­ра­бо­та­ны дру­гие, более мно­го­гран­ные, кри­те­рии про­грес­са. (Г) На наш взгляд, самый уни­вер­саль­ный кри­те­рий — сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни. (Д) Про­гресс — это на­прав­ле­ние раз­ви­тия, для ко­то­ро­го ха­рак­те­рен пе­ре­ход от менее со­вер­шен­но­го к более со­вер­шен­но­му.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер­жде­ний

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу под бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей по­ло­же­ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха­рак­тер.



A Б В Г Д
         
27. За­да­ние 27 № 5526. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Мо­ти­вом __________(А) на­зы­ва­ет­ся то, что по­буж­да­ет её, ради чего она осу­ществ­ля­ет­ся. В ка­че­стве по­бу­ди­те­ля обыч­но вы­сту­па­ет кон­крет­ная __________(Б), ко­то­рая удо­вле­тво­ря­ет­ся в ходе и с по­мо­щью де­я­тель­но­сти. Это опре­делённая форма связи живых ор­га­низ­мов с внеш­ним миром, не­об­хо­ди­мая для су­ще­ство­ва­ния __________(В), со­ци­аль­ной груп­пы, об­ще­ства в целом.

__________(Г) по­треб­но­сти вы­зва­ны био­ло­ги­че­ской при­ро­дой че­ло­ве­ка. Это по­треб­но­сти людей во всём, что не­об­хо­ди­мо для их су­ще­ство­ва­ния, раз­ви­тия и вос­про­из­вод­ства. __________(Д) по­треб­но­сти свя­за­ны с тем, что че­ло­век при­над­ле­жит к об­ще­ству, за­ни­ма­ет в нём опре­делённое место, участ­ву­ет в тру­до­вой де­я­тель­но­сти, в об­ще­нии с дру­ги­ми лю­дь­ми. __________(Е) по­треб­но­сти свя­за­ны с по­зна­ни­ем че­ло­ве­ком окру­жа­ю­ще­го мира, сво­е­го места в нём и смыс­ла сво­е­го­су­ще­ство­ва­ния. Каж­дая из групп по­треб­но­стей вы­зы­ва­ет со­от­вет­ству­ю­щие виды де­я­тель­но­сти».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) по­треб­ность 2) де­я­тель­ность 3) при­ро­да
4) со­ци­аль­ный 5) есте­ствен­ный 6) под­лин­ный (ра­зум­ный)
7) ин­ди­ви­ду­аль­ность 8) ин­ди­вид 9) иде­аль­ный (ду­хов­ный)

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е
           
28. За­да­ние 28 № 1324.

Как автор опре­де­ля­ет сущ­ность науки? Най­ди­те и вы­пи­ши­те из тек­ста любые два опре­де­ле­ния по­ня­тия наука. Сфор­му­ли­руй­те соб­ствен­ное опре­де­ле­ние этого по­ня­тия, опи­ра­ю­ще­е­ся на зна­ние курса.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

 

Наука и на­уч­ное по­зна­ние.

<...> Наука — это ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся форма че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ная на по­зна­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти, такое ду­хов­ное про­из­вод­ство, ко­то­рое имеет своим ре­зуль­та­том це­ле­на­прав­лен­но ото­бран­ные и си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные факты, ло­ги­че­ски вы­ве­рен­ные ги­по­те­зы, обоб­ща­ю­щие тео­рии, фун­да­мен­таль­ные и част­ные за­ко­ны, а также ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния.

Наука — это од­но­вре­мен­но и си­сте­ма зна­ний, и их ду­хов­ное про­из­вод­ство, и прак­ти­че­ская де­я­тель­ность на их ос­но­ве.

 

Для вся­ко­го на­уч­но­го по­зна­ния су­ще­ствен­но на­ли­чие того, что ис­сле­ду­ет­ся, и то, как оно ис­сле­ду­ет­ся. Ответ на во­прос о том, что ис­сле­ду­ет­ся, рас­кры­ва­ет при­ро­ду пред­ме­та науки, а ответ на во­прос о том, как осу­ществ­ля­ет­ся ис­сле­до­ва­ние, рас­кры­ва­ет метод ис­сле­до­ва­ния.

 

Ка­че­ствен­ное мно­го­об­ра­зие дей­стви­тель­но­сти и об­ще­ствен­ной прак­ти­ки опре­де­ли­ло мно­го­пла­но­вый ха­рак­тер че­ло­ве­че­ско­го мыш­ле­ния, раз­ные об­ла­сти на­уч­но­го зна­ния. Со­вре­мен­ная наука — чрез­вы­чай­но раз­ветв­лен­ная со­во­куп­ность от­дель­ных на­уч­ных от­рас­лей. Пред­ме­том науки яв­ля­ет­ся не толь­ко вне­по­лож­ный че­ло­ве­ку мир, раз­лич­ные формы и виды дви­же­ния су­ще­го, но и их от­ра­же­ние в со­зна­нии, т.е. сам че­ло­век. По сво­е­му пред­ме­ту науки де­лят­ся на есте­ствен­но-тех­ни­че­ские, изу­ча­ю­щие за­ко­ны при­ро­ды и спо­со­бы ее осво­е­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния, и об­ще­ствен­ные, изу­ча­ю­щие раз­лич­ные об­ще­ствен­ные яв­ле­ния и за­ко­ны их раз­ви­тия, а также са­мо­го че­ло­ве­ка как су­ще­ства со­ци­аль­но­го (гу­ма­ни­тар­ный цикл). Среди об­ще­ствен­ных наук осо­бое место за­ни­ма­ет ком­плекс фи­ло­соф­ских дис­ци­плин, изу­ча­ю­щих наи­бо­лее общие за­ко­ны раз­ви­тия и при­ро­ды, и об­ще­ства, и мыш­ле­ния.

 

Пред­мет науки вли­я­ет на ее ме­то­ды, т.е. при­е­мы, спо­со­бы ис­сле­до­ва­ния объ­ек­та. Так, в есте­ствен­ных на­у­ках одним из глав­ных при­е­мов ис­сле­до­ва­ния яв­ля­ет­ся экс­пе­ри­мент, а в об­ще­ствен­ных на­у­ках — ста­ти­сти­ка. Вме­сте с тем гра­ни­цы между на­у­ка­ми в до­ста­точ­ной сте­пе­ни услов­ны. Для со­вре­мен­но­го этапа раз­ви­тия на­уч­но­го по­зна­ния ха­рак­тер­но не толь­ко по­яв­ле­ние смеж­ных по пред­ме­ту дис­ци­плин (на­при­мер, био­фи­зи­ка), но и вза­им­ное обо­га­ще­ние на­уч­ных ме­то­до­ло­гий. Об­ще­на­уч­ны­ми ло­ги­че­ски­ми при­е­ма­ми яв­ля­ют­ся ин­дук­ция, де­дук­ция, ана­лиз, син­тез, а также си­стем­ный и ве­ро­ят­ност­ный под­хо­ды и мно­гое дру­гое. В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эм­пи­ри­че­ский уро­вень, т.е. на­коп­лен­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал — итоги на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов, и тео­ре­ти­че­ский уро­вень, т.е. обоб­ще­ние эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих тео­ри­ях, за­ко­нах и прин­ци­пах; ос­но­ван­ные на фак­тах на­уч­ные пред­по­ло­же­ния, ги­по­те­зы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей про­вер­ке опы­том. Тео­ре­ти­че­ские уров­ни от­дель­ных наук смы­ка­ют­ся в об­ще­тео­ре­ти­че­ском, фи­ло­соф­ском объ­яс­не­нии от­кры­тых прин­ци­пов и за­ко­нов, в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зрен­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских сто­рон на­уч­но­го по­зна­ния в целом <...>

 

(Спир­кин А.Г.)

29. За­да­ние 29 № 1325. Как автор опре­де­ля­ет пред­мет и метод науки? При­ве­ди­те ав­тор­ские ха­рак­те­ри­сти­ки пред­ме­та и ме­то­да. Опи­ра­ясь на текст и зна­ние курса, при­ве­ди­те клас­си­фи­ка­цию наук в за­ви­си­мо­сти от пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния. При­ве­ди­те при­мер любой кон­крет­ной науки и изу­ча­е­мо­го ею пред­ме­та. (Сна­ча­ла на­зо­ви­те науку, а затем изу­ча­е­мый ею пред­мет).
30. За­да­ние 30 № 1326. Автор пишет: «В каж­дой науке раз­ли­ча­ют­ся эм­пи­ри­че­ский уро­вень, т.е. на­коп­лен­ный фак­ти­че­ский ма­те­ри­ал - итоги на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов, и тео­ре­ти­че­ский уро­вень, т.е. обоб­ще­ние эм­пи­ри­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, вы­ра­жен­ное в со­от­вет­ству­ю­щих тео­ри­ях, за­ко­нах и прин­ци­пах; ос­но­ван­ные на фак­тах на­уч­ные пред­по­ло­же­ния, ги­по­те­зы, нуж­да­ю­щи­е­ся в даль­ней­шей про­вер­ке опы­том».

Опи­ра­ясь на зна­ние курса, при­ве­ди­те по два при­ме­ра зна­ния, по­лу­чен­но­го путем эм­пи­ри­че­ских и тео­ре­ти­че­ских ис­сле­до­ва­ний

31. За­да­ние 31 № 1327. Автор пишет об ин­те­гра­ции на­уч­но­го зна­ния, сбли­же­нии между собою ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния в раз­ных об­ла­стях зна­ния, под­чер­ки­вая, что «тео­ре­ти­че­ские уров­ни от­дель­ных наук смы­ка­ют­ся в об­ще­тео­ре­ти­че­ском, фи­ло­соф­ском объ­яс­не­нии от­кры­тых прин­ци­пов и за­ко­нов, в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зрен­че­ских и ме­то­до­ло­ги­че­ских сто­рон на­уч­но­го по­зна­ния в целом». Толь­ко ли ин­те­гра­ция ха­рак­тер­на для со­вре­мен­ной науки?

Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния и при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в ее обос­но­ва­ние

32. За­да­ние 32 № 181. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «со­ци­аль­ный кон­троль»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

 

33. За­да­ние 33 № 1292. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную си­ту­а­цию, ил­лю­стри­ру­ю­щую по­зи­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние. При­ве­ди­те три при­ме­ра фор­маль­ных по­зи­тив­ных санк­ций, воз­мож­ных в этом слу­чае.
34. За­да­ние 34 № 2292. В те­че­нии 15 лет про­во­ди­лись ис­сле­до­ва­ния по вы­яв­ле­нию от­но­ше­ния рос­си­ян к клю­че­вым цен­ност­ным уста­нов­кам. Ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в таб­ли­це. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве пред­став­лен­ных дан­ных? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния.

От­но­ше­ние рос­си­ян к клю­че­вым цен­ност­ным уста­нов­кам (за­кры­тый во­прос, доля ре­спон­ден­тов, ис­пы­ты­ва­ю­щих к пе­ре­чис­лен­ным по­ня­ти­ям

по­ло­жи­тель­ные чув­ства), %

 

 

Клю­че­вые цен­ност­ные уста­нов­ки Март 2004 Март 2007 Ап­рель 2009
По­ря­док 61 58 58
Спра­вед­ли­вость 53 49 52
Ста­биль­ность 40 38 49
Труд 33 31 40
Сво­бо­да 43 37 40
Успех 28 31 38
До­ста­ток 30 37 37
Права че­ло­ве­ка 29 33 36
Рус­ские 34 34 35
Пат­ри­о­тизм 40 35 34
Рос­сия 23 28 28
Про­гресс 12 15 18
Де­мо­кра­тия 19 15 15
35. За­да­ние 35 № 4408. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Ор­га­ни­за­ция меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

36. За­да­ние 36 № 4520. Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

 

С9.1 Фи­ло­со­фия: «Ис­кус­ство, ре­ли­гия, фи­ло­со­фия или наука со­став­ля­ют про­яв­ле­ния под­лин­ной че­ло­ве­че­ской сущ­но­сти». (Л. Фей­ер­бах)

С9.2 Эко­но­ми­ка: «Ре­кла­ма - цен­ный эко­но­ми­че­ский фак­тор, по­то­му что это самый дешёвый спо­соб про­да­жи то­ва­ров, осо­бен­но когда по­след­ние бес­по­лез­ны». (С. Левис)

С9.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Че­ло­век - это не­ча­ян­ная, пре­крас­ная по­пыт­ка при­ро­ды осо­знать самоё себя». (В. Шук­шин)

С9.4 По­ли­то­ло­гия: «Де­мо­кра­тия - это прав­ле­ние на­ро­да, из­бран­ное на­ро­дом и для на­ро­да». (А. Лин­кольн)

С9.5 Пра­во­ве­де­ние: «Самая же­сто­кая ти­ра­ния - та, ко­то­рая вы­сту­па­ет под сенью за­кон­но­сти, под фла­гом спра­вед­ли­во­сти». (Ш. Мон­те­с­кьё)