Вариант №10
1. Задание 1 № 5434. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как
1) индивидуальность
2) индивида
3) творца
4) личность
1) компьютеризацию
2) гуманитаризацию
3) интернационализацию
4) гуманизацию
А. В самом широком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.
Б. Понятие «общество» в широком смысле совпадает с понятием «государство».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) теоретическое обобщение фактов
2) констатация протекания отдельных событий
3) образность и оригинальность отражения объективной реальности
4) стремление к достоверному, истинному знанию
5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
1) рыночной конкуренции
2) предложения
3) заработной платы
4) спроса
1) 10%
2) 8%
3) 5,5%
4) 3,3%
Это перемещение связано, в первую очередь, с
1) совершенствованием технологии производства автомобилей
2) уменьшением издержек произ водителей автомобилей
3) увеличением объёма услуг обще ственного транспорта
4) увеличением доходов населения
А. Одним из механизмов регулирования государством экономической деятельности граждан и фирм является налоговая политика.
Б. Любое государство обеспечивает эффективное использование факторов производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) цены на сопряженные товары
2) количество продавцов на рынке
3) уровень доходов потребителей
4) предписания моды
5) ставки налогов на производителя
6) импортные таможенные пошлины
1) социальной мобильности
2) социальной стратификации
3) социальной адаптации
4) социализации
А. Общество осуществляет контроль посредством писаных правил и норм.
Б. Одной из форм социального контроля является стратификация.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
1) демократическая
2) патриархальная
3) партнерская
4) нуклеарная
5) моногамная
1) назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил РФ
2) утверждает изменения границ между субъектами РФ
3) назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ
4) разрабатывает и принимает федеральные законы РФ
Какова форма правления в этом государстве?
1) смешанная республика
2) парламентарная монархия
3) президентская республика
4) абсолютная монархия
А.Кадровые партии сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-политических движений.
Б. Массовые партии имеют сложную организационную структуру с разветвлённой сетью местных организаций.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) консервативная | 2) массовая | 3) кадровая |
4) коммунистическая | 5) нелегальная | 6) социал-демократическая |
1) наследственного права
2) жилищного права
3) административного права
4) гражданского права
1) обвиняемый
2) подозреваемый
3) преступник
4) ответчик
А. Судебная защита гарантирована гражданину при условии достижения им 18 лет.
Б. Судебная защита на территории страны гарантирована только тем людям, которые являются гражданами данного государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) унитарное предприятие | 2) коммерческая организация | 3) хозяйственное товарищество |
4) акционерное общество | 5) благотворительный фонд | 6) юридическое лицо |
1) государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни
2) в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей
3) церковь отделена от государства и система образования – от церкви
4) в государстве гарантируется многообразие форм собственности
1) земля | 2) трудовые ресурсы | 3) фактор производства |
4) капитал | 5) информация |
1) безработица | 2) квалификация | 3) прожиточный минимум |
4) валюта | 5) занятость | 6) бюджет |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ | |
А) конкуренция производителей Б) централизованное распределение В) директивное ценообразование Г) свобода предпринимательства Д) саморегуляция спроса и предложения |
1) рыночная 2) командная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
(А) Первую теоретически обоснованную концепцию социального прогресса выдвинул французский философ-просветитель, экономист Анн-Робер-Жан Тюрго. (Б) Основой прогресса, по его мнению, как и общественной
жизни в целом, является человеческий разум. (В) Однако современной философией выработаны другие, более многогранные, критерии прогресса. (Г) На наш взгляд, самый универсальный критерий — средняя продолжительность жизни. (Д) Прогресс — это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.
__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своегосуществования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность | 2) деятельность | 3) природа |
4) социальный | 5) естественный | 6) подлинный (разумный) |
7) индивидуальность | 8) индивид | 9) идеальный (духовный) |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса.
Наука и научное познание.
<...> Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <...>
(Спиркин А.Г.)
Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований
Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование
Отношение россиян к ключевым ценностным установкам (закрытый вопрос, доля респондентов, испытывающих к перечисленным понятиям
положительные чувства), %
Ключевые ценностные установки | Март 2004 | Март 2007 | Апрель 2009 |
Порядок | 61 | 58 | 58 |
Справедливость | 53 | 49 | 52 |
Стабильность | 40 | 38 | 49 |
Труд | 33 | 31 | 40 |
Свобода | 43 | 37 | 40 |
Успех | 28 | 31 | 38 |
Достаток | 30 | 37 | 37 |
Права человека | 29 | 33 | 36 |
Русские | 34 | 34 | 35 |
Патриотизм | 40 | 35 | 34 |
Россия | 23 | 28 | 28 |
Прогресс | 12 | 15 | 18 |
Демократия | 19 | 15 | 15 |
36. Задание 36 № 4520. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности». (Л. Фейербах)
С9.2 Экономика: «Реклама - ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)
С9.3 Социология, социальная психология: «Человек - это нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самоё себя». (В. Шукшин)
С9.4 Политология: «Демократия - это правление народа, избранное народом и для народа». (А. Линкольн)
С9.5 Правоведение: «Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости». (Ш. Монтескьё)