Вариант №4
1. Задание 1 № 1516. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
1) религия, мораль
2) производство, обмен
3) выборы, власть
4) нация, стратификация
1) Правительство страны объявило о повышении таможенных сборов.
2) Одноклассники поссорились из-за графика дежурства.
3) Сотрудник ГИБДД выписал штраф за превышение скорости.
4) Работник предъявил претензии работодателю по поводу несвоевременной выплаты заработной платы.
1) демографических
2) экологических
3) экономических
4) политических
А. Причиной конфликтов между людьми нередко является отсутствие умения слушать другого человека.
Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём компромисса сторон.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) законом науки
2) нормой права
3) предписанием морали
4) правилом этикета
А. Образование, в отличие от других форм (областей) культуры, формирует личность.
Б. В основе образования лежат культурные традиции конкретного общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) процветание фабричного производства
2) централизованное ценообразование
3) регулирование производства при помощи обычаев
4) преобладание частной собственности на средства производства
1) устанавливает цены на товары
2) собирает налоги
3) распределяет ресурсы
4) планирует производство
1) рыночному
2) плановому
3) командному
4) традиционному
А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) общими увлечениями
2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами
4) совместным ведением хозяйства
1) этнической
2) территориальной
3) демографической
4) профессиональной
А. Все социальные нормы охраняются силой государства.
Б. Социальные нормы по своему характеру могут быть запрещающими, разрешающими и предупреждающими.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) производитель
2) потребитель
3) исследователь
4) избиратель
1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) абсолютная монархия
4) президентская республика
А. Разделение властей на законодательную, судебную, исполнительную способствует правовому ограничению государственной власти.
Б. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения
1) участвовать в отправлении правосудия
2) выбирать род деятельности и профессию
3) участвовать в управлении делами государства
4) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
1) 14 лет
2) 15 лет
3) 16 лет
4) 18 лет
А. Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти — это активное избирательное право.
Б. Право гражданина быть избранным в представительные органы власти — это пассивное избирательное право.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) прямохождение
2) первичные потребности
3) понятийное мышление
4) забота о потомстве
Черты сходства | Черты отличия | ||
ПРИЗНАКИ | ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ | |
А) вера в потусторонний мир Б) плюрализм мнений В) соблюдение определенного ритуала Г) отражение личной позиции автора в произведении |
1) религия 2) искусство |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A | Б | В | Г |
(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты;
2) выражают мнения.
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
A | Б | В |
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наименьшая доля учеников в каждом из классов выбрали правильный ответ.
2) Ученики 9 «Б» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «А», обосновав свой ответ тем, что это должен быть лёгкий труд, не причиняющий вреда их здоровью.
3) Ученики 9 «А» выполнили работу лучше, чем ученики 9 «Б», указав, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
4) Лишь каждый десятый из учащихся обоих классов указал правильное условие заключения трудового договора.
5) В 9«Б» правильный ответ дали больше учащихся, чем в 9«А».
Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране X наблюдается медленный, но неуклонный экономический рост.
2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.
3) Для экономики страны X характерен быстрый рост цен.
4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране X.
5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в государстве X.
Целостный образ человека складывается как сумма этих познаний. Но две стороны человеческой природы расцениваются далеко не как равные. Согласно философии, только разум является определяющим в человеке, ибо подчиняет страсти души и контролирует телесное поведение. Биология, наоборот, объявляет главной другую половину, считает человека высшим животным, разум которого генетически зависит от природы...
Однако и философия, и религия, и биология одинаково возвышают человека над остальной природой и признают, хотя и по разным основаниям, его принципиальное своеобразие. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы примирить эти подходы путём простого суммирования накопленных ими знаний, а в том, чтобы выйти на новое определение человека и вписать его в природу без того, чтобы переоценивать его своеобразие: человек противостоит остальной природе не как житель иного, высшего мира, а как существо, в котором осуществляется план самой природы.
(по Б.В. Маркову)
1. Указаны объекты изучения гуманитарных и общественных наук: гуманитарные науки изучают человека,
общественные — различные стороны общества.
2. Приведены примеры общественных наук: социология, экономика, политология. Могут быть приведены иные примеры.