Вариант №2

1. За­да­ние 1 № 714. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к гло­баль­ным про­бле­мам че­ло­ве­че­ства?

 

1) ис­чез­но­ве­ние мно­гих био­ло­ги­че­ских видов

2) на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс

3) уве­ли­че­ние про­дол­жи­тель­но­сти жизни че­ло­ве­ка

4) рас­про­стра­не­ние ал­ко­го­лиз­ма и нар­ко­ма­нии

2. За­да­ние 2 № 1393. В каком из при­ме­ров про­яв­ля­ют­ся лич­ност­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка?

 

1) Маша го­то­вит­ся по­сту­пать в ме­ди­цин­ский ин­сти­тут.

2) Петр самый вы­со­кий в клас­се.

3) На­фи­са опоз­да­ла на ра­бо­ту из-за боль­шой проб­ки.

4) Коля все­гда вол­ну­ет­ся перед эк­за­ме­на­ми.

3. За­да­ние 3 № 1332. На­та­лья ра­бо­та­ет учи­те­лем ис­то­рии. Объ­ек­том её де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся

 

1) кол­ле­ги со­бы­тия

2) уча­щи­е­ся

3) изу­ча­е­мые в школе ис­то­ри­че­ские

4) учеб­ные по­со­бия

4. За­да­ние 4 № 345. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сво­бо­де че­ло­ве­ка?

 

А. Одно из про­яв­ле­ний сво­бо­ды че­ло­ве­ка — воз­мож­ность по­сту­пать по сво­е­му усмот­ре­нию.

Б. Сво­бо­да — это аб­со­лют­ное от­сут­ствие огра­ни­че­ний де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. За­да­ние 5 № 222. Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих об­ла­стей (форм) ду­хов­ной куль­ту­ры?

 

1) по­лу­че­ние объ­ек­тив­ных зна­ний о при­ро­де и об­ще­стве

2) вера в су­ще­ство­ва­ние сверхъ­есте­ствен­ных сил

3) мно­го­об­ра­зие ху­до­же­ствен­ных сти­лей

4) фор­ми­ро­ва­ние пред­став­ле­ний о пре­крас­ном

6. За­да­ние 6 № 905. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об ис­кус­стве?

 

А. Про­из­ве­де­ния ис­кус­ства вос­при­ни­ма­ют­ся каж­дым че­ло­ве­ком по-сво­е­му.

Б. В про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства ис­поль­зу­ют­ся ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. За­да­ние 7 № 100. Су­ще­ству­ет не­сколь­ко зна­че­ний по­ня­тия «эко­но­ми­ка». Что ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­ку как науку?

 

1) про­да­жа про­дук­ции фер­мер­ских хо­зяйств

2) вы­яв­ле­ние фак­то­ров роста спро­са на услу­ги

3) ока­за­ние на­се­ле­нию бы­то­вых услуг

4) бир­же­вые торги ак­ци­я­ми пред­при­я­тий

8. За­да­ние 8 № 1337. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к до­хо­дам семьи?

 

1) вы­пла­ты про­цен­тов по по­тре­би­тель­ско­му кре­ди­ту

2) ком­му­наль­ные пла­те­жи

3) сред­ства на мо­биль­ную связь

4) про­цен­ты по бан­ков­ско­му де­по­зи­ту

9. За­да­ние 9 № 412. В конце 1991 г. до­хо­ды фе­де­раль­но­го бюд­же­та нашей стра­ны со­ста­ви­ли 145,6 млрд руб­лей, а рас­хо­ды — 228,8 млрд руб­лей.

 

Эти дан­ные не­по­сред­ствен­но от­ра­жа­ют

 

1) спад про­из­вод­ства

2) бюд­жет­ный про­фи­цит

3) рост ин­фля­ции

4) бюд­жет­ный де­фи­цит

10. За­да­ние 10 № 1370. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ме­не?

А. Обмен воз­мо­жен толь­ко при усло­вии су­ще­ство­ва­ния денег.

Б. Рост об­ме­на свя­зан с ро­стом спе­ци­а­ли­за­ции хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти людей.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. За­да­ние 11 № 135. Семья, в от­ли­чие от дру­гих малых групп, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

 

1) об­щи­ми увле­че­ни­я­ми

2) не­по­сред­ствен­ны­ми лич­ны­ми кон­так­та­ми

3) соб­ствен­ны­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми

4) сов­мест­ным ве­де­ни­ем хо­зяй­ства

12. За­да­ние 12 № 12. В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе су­ще­ство­ва­ла по­сло­ви­ца: не­до­сто­ин быть муж­чи­ной тот, кто не яв­ля­ет­ся гос­по­ди­ном своей жены. Она от­ра­жа­ет от­но­ше­ния в семье

 

1) пат­ри­ар­халь­ной

2) де­мо­кра­ти­че­ской

3) не­пол­ной

4) партнёрской

13. За­да­ние 13 № 819. Си­сте­ма ме­то­дов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти, от­но­ше­ние вла­сти к ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод лич­но­сти

 

1) форма прав­ле­ния

2) го­су­дар­ствен­ное устрой­ство

3) по­ли­ти­че­ская си­сте­ма

4) по­ли­ти­че­ский режим

14. За­да­ние 14 № 1467. По­ли­ти­че­ской вла­стью об­ла­да­ет

 

1) глава ад­ми­ни­стра­ции го­ро­да

2) ди­рек­тор школы

3) ди­рек­тор круп­но­го про­мыш­лен­но­го пред­при­я­тия

4) ав­то­ри­тет­ный учёный

15. За­да­ние 15 № 1753. Ор­га­ни­за­ция Z, целью ко­то­рой яв­ля­ет­ся по­бе­да на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах, вы­ра­жа­ет ин­те­ре­сы сред­не­го клас­са, вы­сту­пая в под­держ­ку пред­при­ни­ма­тель­ства. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся ор­га­ни­за­ция Z?

 

1) го­су­дар­ствен­ный ап­па­рат

2) про­фес­си­о­наль­ный союз

3) по­ли­ти­че­ская пар­тия

4) об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция

16. За­да­ние 16 № 1283. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских идео­ло­ги­ях?

 

А. Го­су­дар­ство, цер­ковь, семья, част­ная соб­ствен­ность — глав­ные цен­но­сти ли­бе­ра­лиз­ма.

Б. Аб­со­лют­ная цен­ность че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, га­ран­ти­ро­ван­ность прав че­ло­ве­ка, огра­ни­че­ние объёма и сфер де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства ха­рак­тер­ны для со­ци­ал-де­мо­кра­тии.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

17. За­да­ние 17 № 1501. Право как со­во­куп­ность норм, в от­ли­чие от мо­ра­ли

 

1) обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ну­ди­тель­ной силой го­су­дар­ства

2) яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным ин­сти­ту­том

3) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния

4) уста­нав­ли­ва­ет нормы по­ве­де­ния в об­ще­стве

18. За­да­ние 18 № 960. Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

 

1) ре­ша­ет во­прос о до­ве­рии Пра­ви­тель­ству РФ

2) осу­ществ­ля­ет управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ствен­но­стью

3) раз­ра­ба­ты­ва­ет фе­де­раль­ный бюд­жет

4) опре­де­ля­ет ос­нов­ные на­прав­ле­ния внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки РФ

19. За­да­ние 19 № 81. Про­из­во­ди­тель (про­да­вец) то­ва­ра обя­зан ука­зы­вать его со­став и пре­ду­пре­ждать о по­тен­ци­аль­ных фак­то­рах риска от при­ме­не­ния то­ва­ра. Какое право по­тре­би­те­ля за­щи­ща­ет­ся этими дей­стви­я­ми?

 

1) на пол­ную ин­фор­ма­цию о то­ва­ре

2) на ка­че­ствен­ный товар

3) на отказ от при­об­ретённого то­ва­ра

4) на по­тре­би­тель­ское об­ра­зо­ва­ние

20. За­да­ние 20 № 1820. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях Пре­зи­ден­та РФ?

А. Пре­зи­дент РФ яв­ля­ет­ся Вер­хов­ным глав­но­ко­ман­ду­ю­щим Во­оружёнными Си­ла­ми РФ.

Б. Пре­зи­дент РФ воз­глав­ля­ет Совет Фе­де­ра­ции.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. За­да­ние 21 № 145. Срав­ни­те вы­бо­ры и ре­фе­рен­дум. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

 

1) тай­ное го­ло­со­ва­ние граж­дан;

2) граж­да­не вы­ра­жа­ют одоб­ре­ние или не­одоб­ре­ние ка­ко­го−либо ре­ше­ния, за­ко­на;

3) го­ло­со­ва­ние за кан­ди­да­тов на го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти;

4) пра­вом го­ло­са об­ла­да­ют толь­ко со­вер­шен­но­лет­ние граж­да­не.

 

 

Черты сход­ства Черты раз­ли­чия
22. За­да­ние 22 № 363. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ФАКТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

А) при­ня­тие кон­сти­ту­ции го­су­дар­ства

Б) про­да­жа то­ва­ров в ма­га­зи­не

В) при­ня­тие при­ся­ги гла­вой го­су­дар­ства

Г) пред­вы­бор­ная аги­та­ция из­би­ра­те­лей

 

1) эко­но­ми­че­ская

2) по­ли­ти­че­ская

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A Б В Г
23. За­да­ние 23 № 240. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(A) Ре­дак­ция из­вест­но­го жур­на­ла опро­си­ла чи­та­те­лей о том, как они оце­ни­ва­ют по­ли­ти­че­скую си­ту­а­цию в стра­не. (Б) К со­жа­ле­нию, мно­гие граж­да­не за­яви­ли о пол­ном от­сут­ствии ин­те­ре­са к по­ли­ти­ке. (B) Оче­вид­но, пра­ви­тель­ству и по­ли­ти­че­ским пар­ти­ям сле­ду­ет при­ло­жить уси­лия для по­вы­ше­ния по­ли­ти­че­ской ин­фор­ми­ро­ван­но­сти и ак­тив­но­сти граж­дан.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

 

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

 

 

A Б В
24. За­да­ние 24 № 1886. Учёные стра­ны Z про­ве­ли опрос груп­пы граж­дан. Был задан во­прос: «Какой спо­соб по­ве­де­ния в меж­лич­ност­ном кон­флик­те вы счи­та­е­те наи­бо­лее эф­фек­тив­ным?»

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

 

 

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Боль­шая доля 40-лет­них вы­би­ра­ет про­ти­во­бор­ство, чем уход из си­ту­а­ции.

2) Про­ти­во­бор­ство вы­би­ра­ет мень­ше 40-лет­них, чем 18-лет­них.

3) Среди 18-лет­них со­труд­ни­че­ство более по­пу­ляр­но, чем уход из си­ту­а­ции.

4) Оди­на­ко­вые доли опро­шен­ных обеих групп вы­би­ра­ют уступ­ку как наи­бо­лее эф­фек­тив­ный спо­соб по­ве­де­ния в кон­флик­те.

5) Уход из си­ту­а­ции наи­бо­лее по­пу­ля­рен среди обеих групп опро­шен­ных.

25. За­да­ние 25 № 335. В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. Со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам за­да­ва­ли во­прос: «Бы­ва­ет ли так, что в об­суж­де­нии со сво­и­ми род­ны­ми и зна­ко­мы­ми каких-либо про­блем вы ссы­ла­е­тесь на мне­ния уче­ных, на­уч­ные факты?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

Ре­зуль­та­ты опро­са, от­ра­жен­ные в диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но сле­ду­ют из ре­зуль­та­тов опро­са?

 

За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) На­уч­ное зна­ние мало свя­за­но с обы­ден­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми людей.

2) До­сти­же­ния науки не­из­вест­ны зна­чи­тель­ной части на­се­ле­ния.

3) На­уч­ное зна­ние слабо при­ме­ни­мо в по­все­днев­ной жизни че­ло­ве­ка.

4) Мно­гие люди не­до­оце­ни­ва­ют зна­че­ние на­уч­но­го зна­ния.

5) Наука не изу­ча­ет про­бле­мы по­все­днев­ной жизни людей в об­ще­стве.

26. За­да­ние 26 № 770. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Со­ци­аль­ный ста­тус

Со­ци­аль­ный ста­тус — опре­де­лен­ная по­зи­ция в со­ци­аль­ной струк­ту­ре груп­пы или об­ще­ства, свя­зан­ная с дру­ги­ми по­зи­ци­я­ми через си­сте­му прав и обя­зан­но­стей. Ста­тус «учи­тель» имеет смысл толь­ко по от­но­ше­нию к ста­ту­су «уче­ник», но не по от­но­ше­нию к про­дав­цу, пе­ше­хо­ду или ин­же­не­ру. Для них он — про­сто ин­ди­вид. Учи­тель обя­зан пе­ре­да­вать на­уч­ные зна­ния уче­ни­ку, про­ве­рять и оце­ни­вать их, сле­дить за дис­ци­пли­ной. Он на­де­лен пра­вом не ат­те­сто­вать уче­ни­ка и оста­вить его на вто­рой год. Уче­ник обя­зан ре­гу­ляр­но по­се­щать за­ня­тия, вы­пол­нять тре­бо­ва­ния учи­те­ля, го­то­вить до­маш­ние за­да­ния. Учи­тель и уче­ник всту­па­ют друг с дру­гом в со­ци­аль­ные от­но­ше­ния как пред­ста­ви­те­ли двух боль­ших со­ци­аль­ных групп, как но­си­те­ли со­ци­аль­ных ста­ту­сов.

 

Один че­ло­век об­ла­да­ет мно­же­ством ста­ту­сов, так как участ­ву­ет во мно­же­стве групп и ор­га­ни­за­ций. На­при­мер: муж­чи­на, отец, муж, сын, пре­по­да­ва­тель, про­фес­сор, док­тор наук, че­ло­век сред­них лет, член ред­кол­ле­гии, пра­во­слав­ный и т. д. Один че­ло­век может за­ни­мать два про­ти­во­по­лож­ных ста­ту­са, но по от­но­ше­нию к раз­ным людям: для своих детей он отец, а для своей ма­те­ри сын.

 

Со­во­куп­ность всех ста­ту­сов, за­ни­ма­е­мых одним че­ло­ве­ком, на­зы­ва­ет­ся ста­тус­ным на­бо­ром. В ста­тус­ном на­бо­ре обя­за­тель­но най­дет­ся глав­ный. Глав­ным ста­ту­сом име­ну­ют наи­бо­лее ха­рак­тер­ный для дан­но­го че­ло­ве­ка ста­тус, с ко­то­рым его отож­деств­ля­ют дру­гие люди или с ко­то­рым он отож­деств­ля­ет себя сам. Для муж­чин чаще всего глав­ным яв­ля­ет­ся ста­тус, свя­зан­ный с ос­нов­ным ме­стом ра­бо­ты (ди­рек­тор банка, юрист, ра­бо­чий), а для жен­щин — с ме­стом жи­тель­ства (до­мо­хо­зяй­ка). Хотя воз­мож­ны и иные ва­ри­ан­ты. Это зна­чит, что глав­ный ста­тус от­но­си­те­лен — он не свя­зан од­но­знач­но с полом, расой или про­фес­си­ей. Глав­ным все­гда яв­ля­ет­ся тот ста­тус, ко­то­рый опре­де­ля­ет стиль и образ жизни, круг зна­ко­мых, ма­не­ру по­ве­де­ния.

 

(По ма­те­ри­а­лам сайта: http://www.anriintern.com/ind.shtml — сер­вер бес­плат­но­го ди­стан­ци­он­но­го об­ра­зо­ва­ния)

27. За­да­ние 27 № 771. Как автор опре­де­ля­ет со­ци­аль­ный ста­тус че­ло­ве­ка? При­ве­ди­те два при­ме­ра связи прав и обя­зан­но­стей но­си­те­лей раз­ных ста­ту­сов.
28. За­да­ние 28 № 772. Что автор под­ра­зу­ме­ва­ет под по­ня­ти­ем «ста­тус­ный набор»? Ста­ту­сы каких типов можно вы­де­лить в ста­тус­ном на­бо­ре?
29. За­да­ние 29 № 773. Сер­гей М. ро­дил­ся всего не­сколь­ко дней назад. В своей жизни он еще не успел ни­че­го сде­лать. Можно ли го­во­рить о на­ли­чии со­ци­аль­но­го ста­ту­са у Сер­гея? Оха­рак­те­ри­зуй­те его. Свой ответ ар­гу­мен­ти­руй­те.
30. За­да­ние 30 № 774. Автор от­ме­ча­ет, что со­ци­аль­ный ста­тус про­яв­ля­ет­ся через си­сте­му прав и обя­зан­но­стей че­ло­ве­ка од­но­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са по от­но­ше­нию к че­ло­ве­ку иного со­ци­аль­но­го ста­ту­са. Каким при­ме­ром он ил­лю­стри­ру­ет этот вывод? При­ве­ди­те свой при­мер, под­твер­жда­ю­щий это по­ло­же­ние.
31. За­да­ние 31 № 775. В тек­сте при­во­дит­ся точка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой в ста­тус­ном на­бо­ре обя­за­тель­но най­дет­ся глав­ный ста­тус. Раз­де­ля­е­те ли вы эту по­зи­цию? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние своей по­зи­ции.