Вариант №1

1. За­да­ние 1 № 1299. Какие от­но­ше­ния от­но­сят­ся пре­иму­ще­ствен­но к эко­но­ми­че­ской сфере жизни об­ще­ства?

 

1) учи­те­лей и уча­щих­ся

2) по­ли­ти­че­ских пар­тий и из­би­ра­те­лей

3) про­из­во­ди­те­лей услуг и по­тре­би­те­лей

4) свя­щен­но­слу­жи­те­лей и по­сле­до­ва­те­лей ре­ли­ги­оз­ных кон­фес­сий

2. За­да­ние 2 № 1238. Вы­пуск­ник де­вя­то­го клас­са, Сер­гей, го­то­вясь к го­су­дар­ствен­ной ито­го­вой ат­те­ста­ции по ма­те­ма­ти­ке, по­вто­ря­ет спо­со­бы ре­ше­ния урав­не­ния. Дан­ный вид де­я­тель­но­сти от­но­сит­ся к

 

1) об­ще­нию

2) учёбе

3) труду

4) игре

3. За­да­ние 3 № 840. Стра­на П. спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на про­из­вод­стве сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции. Земля при­над­ле­жит от­дель­ным се­мьям, члены ко­то­рых сов­мест­но об­ра­ба­ты­ва­ют свои участ­ки. Ос­нов­ная часть про­дук­ции по­треб­ля­ет­ся са­ми­ми про­из­во­ди­те­ля­ми. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся это об­ще­ство?

 

1) тра­ди­ци­он­но­му

2) ин­ду­стри­аль­но­му

3) ин­фор­ма­ци­он­но­му

4) пост­ин­ду­стри­аль­но­му

4. За­да­ние 4 № 1426. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ще­стве?

А. Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ча­стью ма­те­ри­аль­но­го мира.

Б. Об­ще­ство вклю­ча­ет в себя раз­лич­ные формы вза­и­мо­дей­ствия людей.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

5. За­да­ние 5 № 656. Силь­но сти­ли­зо­ван­ный и тща­тель­но рас­пла­ни­ро­ван­ный набор же­стов и слов, ис­пол­ня­е­мых ли­ца­ми, особо из­бран­ны­ми и под­го­тов­лен­ны­ми для этого, на­зы­ва­ет­ся

 

1) обряд

2) ри­ту­ал

3) це­ре­мо­ния

4) нравы

6. За­да­ние 6 № 1521. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о роли науки в со­вре­мен­ном мире?

А. В со­вре­мен­ном мире сте­пень от­вет­ствен­но­сти учёных перед об­ще­ством воз­рас­та­ет.

Б. На на­уч­ных раз­ра­бот­ках в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ос­но­ва­ны мно­гие ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

7. За­да­ние 7 № 224. Ре­сур­сы, не­об­хо­ди­мые для под­дер­жа­ния жиз­не­де­я­тель­но­сти и раз­ви­тия че­ло­ве­ка, пред­при­я­тия (фирмы) и об­ще­ства в целом, на­зы­ва­ют

 

1) из­держ­ка­ми про­из­вод­ства

2) эко­но­ми­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми

3) про­из­вод­ствен­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми

4) эко­но­ми­че­ски­ми бла­га­ми

8. За­да­ние 8 № 752. Не­уча­стие в об­ще­ствен­ном про­из­вод­стве тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния ра­бо­че­го воз­рас­та

 

1) про­гул

2) без­ра­бо­ти­ца

3) ижди­вен­че­ство

4) пра­во­на­ру­ше­ние

9. За­да­ние 9 № 164. При­над­ле­жа­щие раз­ным вла­дель­цам спор­тив­ные клубы го­ро­да объ­яви­ли о пред­празд­нич­ном сни­же­нии цен на або­не­мен­ты и раз­лич­ных по­да­роч­ных ак­ци­ях. Какое эко­но­ми­че­ское яв­ле­ние от­ра­зи­лось в дан­ном факте?

 

1) ры­ноч­ное рав­но­ве­сие

2) спе­ци­а­ли­за­ция

3) спрос

4) кон­ку­рен­ция

10. За­да­ние 10 № 1841. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­ло­гах?

А. Взи­ма­ние пря­мых на­ло­гов не свя­за­но с учётом до­хо­дов или иму­ще­ства.

Б. На­ло­ги с про­да­жи то­ва­ров и услуг от­но­сят­ся к кос­вен­ным на­ло­гам.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. За­да­ние 11 № 73. Какая со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ле­на по де­мо­гра­фи­че­ско­му при­зна­ку?

 

1) наёмные ра­бот­ни­ки

2) молодёжь

3) пре­по­да­ва­те­ли фи­зи­ки

4) пе­тер­бурж­цы

12. За­да­ние 12 № 1594. При­ме­ром какой со­ци­аль­ной нормы яв­ля­ет­ся устой­чи­вое вы­ра­же­ние «не делай дру­гим того, чего не же­ла­ешь себе»?

 

1) тра­ди­ции

2) эти­че­ской

3) пра­во­вой

4) эс­те­ти­че­ской

13. За­да­ние 13 № 1688. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном кон­флик­те?

А. При­чи­ной со­ци­аль­но­го кон­флик­та может быть от­сут­ствие у сто­рон пол­ной ин­фор­ма­ции по ка­ко­му-либо во­про­су.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты раз­ли­ча­ют­ся по ко­ли­че­ству во­влечённых в них сто­рон и остро­те про­ти­во­сто­я­ния.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. За­да­ние 14 № 1752. Толь­ко в усло­ви­ях то­та­ли­тар­но­го ре­жи­ма

 

1) су­ще­ству­ет мо­но­по­лия на власть одной по­ли­ти­че­ской пар­тии

2) граж­да­не обя­за­ны под­чи­нять­ся за­ко­нам

3) го­су­дар­ство не вме­ши­ва­ет­ся в дела граж­дан­ско­го об­ще­ства

4) вы­бо­ры в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти осу­ществ­ля­ют­ся на аль­тер­на­тив­ной ос­но­ве

15. За­да­ние 15 № 511. В Ита­лии пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ет пар­ла­мент. От­вет­ствен­ность за из­да­ва­е­мые им акты лежит на ми­ни­страх, ко­то­рые их пред­ло­жи­ли. Эти факты ха­рак­те­ри­зу­ют по­ли­ти­че­ский строй Ита­лии как рес­пуб­ли­ку

 

1) пре­зи­дент­скую

2) фе­де­ра­тив­ную

3) пар­ла­мент­скую

4) су­ве­рен­ную

16. За­да­ние 16 № 1283. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских идео­ло­ги­ях?

 

А. Го­су­дар­ство, цер­ковь, семья, част­ная соб­ствен­ность — глав­ные цен­но­сти ли­бе­ра­лиз­ма.

Б. Аб­со­лют­ная цен­ность че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, га­ран­ти­ро­ван­ность прав че­ло­ве­ка, огра­ни­че­ние объёма и сфер де­я­тель­но­сти го­су­дар­ства ха­рак­тер­ны для со­ци­ал-де­мо­кра­тии.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

17. За­да­ние 17 № 1879. Среди пе­ре­чис­лен­ных пра­во­на­ру­ше­ний пре­ступ­ле­ни­ем яв­ля­ет­ся

 

1) си­сте­ма­ти­че­ское опоз­да­ние на ра­бо­ту

2) без­би­лет­ный про­езд в ав­то­бу­се

3) пе­ре­ход улицы в не­по­ло­жен­ном месте

4) рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­ков

18. За­да­ние 18 № 235. Ро­ди­те­ли двух­лет­ней де­воч­ки в силу раз­ных при­чин не за­ре­ги­стри­ро­ва­ли в ор­га­нах ЗАГС её рож­де­ние. Какое право ребёнка было на­ру­ше­но?

 

1) быть защищённым от на­си­лия

2) знать своих ро­ди­те­лей

3) жить и вос­пи­ты­вать­ся в семье

4) по­лу­чить имя и фа­ми­лию

19. За­да­ние 19 № 1663. Граж­да­нин К. по­да­рил сыну на день рож­де­ния свой ав­то­мо­биль. Этот при­мер ил­лю­стри­ру­ет пре­жде всего право граж­да­ни­на К. как соб­ствен­ни­ка в от­но­ше­нии при­над­ле­жа­ще­го ему иму­ще­ства

 

1) вла­деть

2) рас­по­ря­жать­ся

3) поль­зо­вать­ся

4) на­сле­до­вать

20. За­да­ние 20 № 1758. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­во­на­ру­ше­нии?

А. Пра­во­на­ру­ше­ние может вы­ра­жать­ся в дей­стви­ях или без­дей­ствии че­ло­ве­ка или груп­пы лиц.

Б. Пра­во­на­ру­ше­ние свя­за­но с ан­ти­об­ще­ствен­ным по­ве­де­ни­ем, при­чи­ня­ет вред людям, го­су­дар­ству и об­ще­ству в целом.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

21. За­да­ние 21 № 1288. К ос­нов­ным видам юри­ди­че­ской от­вет­ствен­но­сти от­но­сят­ся, в том числе, дис­ци­пли­нар­ная и граж­дан­ско-пра­во­вая. В при­ведённом ниже спис­ке ука­за­ны черты их сход­ства и от­ли­чия. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия.

 

1) имеет ха­рак­тер го­су­дар­ствен­но­го осуж­де­ния

2) при­ме­ня­ет­ся за на­ру­ше­ние до­го­вор­ных обя­за­тельств иму­ще­ствен­но­го ха­рак­те­ра

3) на­сту­па­ет в слу­чае на­ру­ше­ния тру­до­вой дис­ци­пли­ны

4) имеет не­бла­го­при­ят­ные по­след­ствия для пра­во­на­ру­ши­те­ля

 

 

Черты сход­ства Черты от­ли­чия

 

 

22. За­да­ние 22 № 797. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между об­ла­стью куль­ту­ры и ее при­зна­ка­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­ЗНА­КИ   ОБ­ЛА­СТИ КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) вера в по­ту­сто­рон­ний мир

Б) плю­ра­лизм мне­ний

В) со­блю­де­ние опре­де­лен­но­го ри­ту­а­ла

Г) от­ра­же­ние лич­ной по­зи­ции ав­то­ра в про­из­ве­де­нии

 

1) ре­ли­гия

2) ис­кус­ство

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A Б В Г
23. За­да­ние 23 № 178. Про­чи­тай­те при­ведённый текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 

(А) Плохо, что ко­ли­че­ство со­вершённых за по­след­ние годы тяж­ких и особо тяж­ких пре­ступ­ле­ний не со­кра­ща­ет­ся. (Б) Уго­лов­ный ко­декс РФ преду­смат­ри­ва­ет дли­тель­ное и даже по­жиз­нен­ное ли­ше­ние сво­бо­ды за со­вер­ше­ние по­доб­ных де­я­ний. (В) Ве­ро­ят­но, го­су­дар­ству и об­ще­ству сле­ду­ет за­ду­мать­ся о про­фи­лак­ти­ке пре­ступ­ле­ний, а также о при­чи­нах, их по­рож­да­ю­щих.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

 

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

 

 

A Б В
24. За­да­ние 24 № 966. В стра­не Z был про­ведён опрос об­ще­ствен­но­го мне­ния. Граж­да­нам, участ­ву­ю­щим в опро­се, был задан во­прос: «Какой спо­соб уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда Вы счи­та­е­те наи­бо­лее эф­фек­тив­ным?».

Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа опро­шен­ных) пред­став­ле­ны в виде диа­грам­мы.

Най­ди­те в при­ведённом спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Про­цент тех, кто рас­смат­ри­ва­ет по­вы­ше­ние опла­ты труда как эф­фек­тив­ный спо­соб уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда, боль­ше среди ра­бот­ни­ков го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, чем среди ра­бот­ни­ков част­ных пред­при­я­тий.

2) Зна­че­ние мо­дер­ни­за­ции про­из­вод­ства как эф­фек­тив­но­го спо­со­ба уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда для ра­бот­ни­ков част­ных фирм ниже, чем для ра­бот­ни­ков го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий.

3) Про­цент тех, кто счи­та­ет по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции кад­ров эф­фек­тив­ным спо­со­бом уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда, выше среди ра­бот­ни­ков го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, чем среди ра­бот­ни­ков част­ных фирм.

4) Рав­ные доли ра­бот­ни­ков част­ных фирм от­ме­ча­ют по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции ра­бот­ни­ков и со­зда­ние ком­форт­ных усло­вий труда как наи­бо­лее эф­фек­тив­ные спо­со­бы уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда.

5) Мне­ние о по­вы­ше­нии опла­ты труда как наи­бо­лее эф­фек­тив­ном спо­со­бе уве­ли­че­ния про­из­во­ди­тель­но­сти труда наи­бо­лее рас­про­стра­не­но среди ра­бот­ни­ков обоих типов пред­при­я­тий.

25. За­да­ние 25 № 1354. Ре­зуль­та­ты опро­са, отражённые в таб­ли­це, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ведённых ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

 

1) Резко вы­рос­ло число зре­лищ­ных ме­ро­при­я­тий.

2) Воз­рос­ла зар­пла­та ра­бот­ни­ков куль­ту­ры.

3) Вы­рос­ла по­пу­ляр­ность до­су­го­вых учре­жде­ний/ме­ро­при­я­тий среди жи­те­лей стра­ны.

4) Вы­рос­ли го­су­дар­ствен­ные ас­сиг­но­ва­ния на сферу куль­ту­ры.

5) Вырос ин­те­рес среди жи­те­лей стра­ны Z к есте­ствен­ной ис­то­рии, па­мят­ни­кам ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры.

26. За­да­ние 26 № 1355. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

Про­бле­ма цен­тра­ли­за­ции и де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния и за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в раз­ных го­су­дар­ствах и об­ще­ствах про­яв­ля­ет­ся по-раз­но­му, в за­ви­си­мо­сти от об­сто­я­тельств, по­треб­но­стей на­ро­да и го­су­дар­ства. Смот­ря по об­сто­я­тель­ствам, эта про­бле­ма пред­стаёт в не­ко­то­рых го­су­дар­ствах как фе­де­ра­ли­за­ция, в дру­гих — как ав­то­но­ми­за­ция, в тре­тьих — как про­стая мест­ная де­цен­тра­ли­за­ция и це­ле­со­об­раз­ное раз­де­ле­ние ком­пе­тен­ций между цен­траль­ны­ми и мест­ны­ми ис­пол­ни­тель­ны­ми и за­ко­но­да­тель­ны­ми ор­га­на­ми. Кое-где к де­цен­тра­ли­за­ции вы­нуж­да­ет во­прос раз­но­род­но­го со­ста­ва на­се­ле­ния, в дру­гих слу­ча­ях — че­ре­с­чур боль­шая тер­ри­то­рия, в тре­тьих — куль­тур­ная или эко­но­ми­че­ская зре­лость или не­зре­лость тех или иных об­ла­стей. На ев­ро­пей­ском кон­ти­нен­те очень ча­стым до­во­дом в поль­зу де­цен­тра­ли­за­ции яв­ля­ют­ся ис­то­ри­че­ские тра­ди­ции и пе­ре­жит­ки про­шло­го в го­су­дар­ствен­ном управ­ле­нии, обу­слов­лен­ные тем, как го­су­дар­ства об­ра­зо­ва­лись или рас­ши­ря­лись за счёт раз­ных про­вин­ций и новых тер­ри­то­рий.

Де­мо­кра­тия в своей тео­рии и по­ли­ти­че­ской прак­ти­ке ис­хо­дит не из кол­лек­ти­вист­ско­го со­зна­ния, а из со­зна­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­сти от­дель­ной лич­но­сти, и рас­смат­ри­ва­ет че­ло­ве­че­ское су­ще­ство как пер­вич­ное и ос­нов­ное, а го­су­дар­ство, скла­ды­ва­ю­ще­е­ся из от­дель­ных людей, — как вто­рич­ное. Жёсткая цен­тра­ли­за­ция — это пер­вое и ос­нов­ное усло­вие каж­дой дик­та­ту­ры; де­мо­кра­тия же, на­про­тив, свою наи­боль­шую силу чер­па­ет из сво­бод­но­го убеж­де­ния граж­дан в их при­над­леж­но­сти к го­су­дар­ствен­но­му и на­род­но­му це­ло­му.

Од­на­ко ни одно го­су­дар­ство, в том числе и де­мо­кра­ти­че­ское, не при­сту­пит к осу­ществ­ле­нию ши­ро­кой де­цен­тра­ли­за­ции, если оно на­хо­дит­ся под угро­зой се­па­ра­тист­ских дви­же­ний и устрем­ле­ний. Если оно на­хо­дит­ся под угро­зой по­те­ри части своей тер­ри­то­рии в ре­зуль­та­те доб­ро­воль­ной де­цен­тра­ли­за­ции в поль­зу се­па­ра­ти­стов, то никто на свете его к доб­ро­воль­ной де­цен­тра­ли­за­ции не при­ну­дит. Если де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния воз­ни­ка­ют лишь из-за со­пер­ни­че­ства и лич­ных ам­би­ций, из стрем­ле­ния к вла­сти или уста­нов­ле­нию пар­тий­но­го прав­ле­ния, то тем самым со­вер­ша­ет­ся ве­ли­кий грех и пре­ступ­ле­ние про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и на­ро­да.

(По Э. Бе­не­шу)

27. За­да­ние 27 № 1356. Опи­ра­ясь на текст, на­зо­ви­те три фак­то­ра, вы­сту­па­ю­щие при­чи­на­ми де­цен­тра­ли­за­ции го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.
28. За­да­ние 28 № 1357. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, на­зо­ви­те три ха­рак­тер­ные черты де­мо­кра­тии, ко­то­рые вы­де­ля­ет автор.
29. За­да­ние 29 № 1358. В каких фор­мах, по мне­нию ав­то­ра, может про­яв­лять­ся про­бле­ма цен­тра­ли­за­ции, де­цен­тра­ли­за­ции? На­зо­ви­те три таких формы, про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них при­ме­ром.
30. За­да­ние 30 № 1359. В стра­не Z мест­ные ор­га­ны вла­сти кон­тро­ли­ру­ют­ся цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти. Мест­ные ор­га­ны вла­сти по всем во­про­сам от­чи­ты­ва­ют­ся перед цен­траль­ны­ми ор­га­на­ми вла­сти. От­сут­ству­ет мест­ное са­мо­управ­ле­ние. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста, ука­жи­те, сов­ме­сти­мо ли, по мне­нию ав­то­ра, опи­сан­ное тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство с де­мо­кра­ти­че­ским ре­жи­мом. При­ве­ди­те фраг­мент тек­ста, ко­то­рый по­мо­га­ет от­ве­тить на дан­ный во­прос. При­ве­ди­те один соб­ствен­ный ар­гу­мент в под­твер­жде­ние мне­ния ав­то­ра.
31. За­да­ние 31 № 1360. Автор пишет, что де­цен­тра­ли­за­тор­ские дви­же­ния могут при­во­дить к со­вер­ше­нию ве­ли­ко­го греха и пре­ступ­ле­ния про­тив соб­ствен­но­го го­су­дар­ства и на­ро­да. С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние ав­тор­ской по­зи­ции.