Религия как феномен культуры

1. Религия – это

  •  вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
  •  совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
  •  форма удовлетворения духовных потребностей.


2.
Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)


3. Элементы религии:

  • вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
  • культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
  • переживания;
  • образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
  • символы.


4.
Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.


5. Функции религии:

  • мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
  • регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность);
  • терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
  • культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению);
  • коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.);
  • интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег­рирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
  • легитимизирующая.


6. Формы ранних религий:

  • анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
  • фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
  • тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
  • магия (колдовство).

 

7. Религии современного мира:

  • родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
  • национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
  • мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)


8.  В Конституции РФ
провозглашается свобода совести.


9. Мировые религии

Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей 
  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

 

Last modified: Tuesday, 2 April 2013, 10:29 PM