1. Из каких позиций складывается содержательная линия «Общество»?
В содержательной линии «Общество» представлены следующие основные позиции:
? системное строение общества: элементы и подсистемы;
? основные институты общества;
? понятие общественного прогресса;
? многовариантность общественного развития (типы обществ);
? угрозы XXI века (глобальные проблемы).
Основные понятия, необходимые для их раскрытия:
1) общество;
2) общество и природа (понятие об обществе как о выделившейся из природы, но тесно связанной с ней части материального мира, о формах взаимодействия общества и природы);
3) общество и культура (понятие о культуре как о «второй природе», культура как социальное явление, порождение общества);
4) взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества (представление об обществе как о системе, состоящей из ряда подсистем или сфер, понимание общественной жизни как процесса и результата взаимодействия основных сфер);
2) институт общества (важнейшие институты – государство, право, церковь, наука, образование, семья и др.);
3) исторические типы общества – традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество;
4) направленность общественного развития, понятия о прогрессе, регрессе, циклическом развитии, критерии прогресса и его противоречия; эволюция и революция, реформы и революция;
5) целостность современного мира, его противоречия (факторы целостности и многообразия современного мира);
6) глобальные проблемы (их особенности, характеристика отдельных глобальных проблем).
2. Известно, что понятие «общество» имеет несколько значений. Какое из них нужно знать, чтобы успешно выполнить экзаменационную работу?
В заданиях ЕГЭ понятие «общество» употребляется в широком смысле как обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним часть материального (реального) мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Ключевыми в данном определении являются две позиции: общество является частью реального мира; общество немыслимо без взаимодействия людей и групп, состоящих друг с другом в многообразных отношениях. Все способы взаимодействия и формы объединения людей и образуют в конечном счете общество.
Конечно, следует помнить и о таких значениях данного понятия, как исторический этап развития человечества; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.
Имея в виду сказанное, не составит труда выполнить следующее задание.
Задание. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Понятие «общество» охватывает все способы и формы взаимодействия людей.
Б. Понятие «общество» применяется, в частности, для обозначения исторических этапов развития человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Ответ: 3.
3. В чем состоит смысл теоретического положения о том, что общество – это обособившаяся от природы часть материального мира?
В экзаменационной работе данной проблеме посвящен целый ряд заданий, рассмотрим два из них:
Задание 1. Общество – это
1) материальный мир в целом
2) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ним
3) часть природы
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней.
Задание 2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. В самом широком смысле общество – это окружающий человека материальный мир.
Б. Понятие «общество» в широком смысле и понятие «природа» равнозначны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
Комментарий. Чтобы правильно выполнить эти задания, следует иметь в виду, что понятие «природа» в курсе обществознания употребляется в значении естественной среды существования человека и общества. Общество, являясь обособившейся от природы частью материального (реального) мира, вместе с тем тесно связано с ним. Общество, как известно, обладает качественной – по сравнению с природой – спецификой. Его образуют люди, обладающие сознанием и волей; они выдвигают определенные цели и избирают средства для их достижения. Вместе с тем природа и общество взаимосвязаны. Так, природно-географические условия способны ускорять или замедлять темпы общественного развития, влиять на такие стороны жизни общества, как экономика, политика, социальный строй. Общество, в свою очередь, оказывает сильнейшее и все возрастающее воздействие на природу. Соответствующие примеры приведены в учебниках и учебных пособиях.