Литературоведческий словарь
ЛС
Специальные | А | Б | В | Г | Д | Е | Ё | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Все
А |
---|
Аганактезисриторическое восклицание, выражающее возмущение. О времена! О нравы! (Цицерон) О, дева всех румянее / Среди зелёных гор – / Германия! / Германия! / Германия! / Позор! (М. Цветаева) | |
Аллегорияиносказание, троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д. | |
Аллитерация
повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Лет до ста
| |
Аллюзиястилистическая фигура – намек, употребление некоторого выражения в качестве намека на хорошо известный в данном обществе факт, соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи. "Но вреден север для меня" (намек А. Пушкина на южную ссылку). Наполеоновские замашки, Слава Герострата. | |
Анади́плосис(от др.-греч. ἀναδίπλωσις «сдвоенность») — повторение одного или нескольких слов таким образом, что последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части. Тем самым они связываются в единое целое. По современной стихологической терминологии повторение конца стиха в начале следующего. Приём известен с древних времен. Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — | |
Аналогия(от греч. analogia) - соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказываемым суждениям. Видимыми сигналами аналогии служат такие изречения: подобно тому, как..., припомним, как..., представьте себе, подобно тому, как..., так же..., аналогично этому. | |
Анафорастилистическая фигура, повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание. Анафоры бывают лексические: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) Клянусь я первым днем творенья. Клянусь его последним днем… (М. Лермонтов) Повторяющиеся однотипные синтаксические конструкции – синтаксические анафоры: Я стою у высоких дверей. Я слежу за работой твоей. (М. Светлов) | |
Анахронизмнарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий. | |
Анноминация(лат. annominatio - подобословие) - контактный повтор однокоренных слов. Эта фигура распространена в песенном фольклоре и в произведениях поэтов, в творчестве которых сказалось их увлечение стилизацией речи. "Думаю думу свою..." в "Железной дороге" Н.Некрасова. | |
Антитезастилистическая фигура, оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия, строится на антонимах. Где стол был яств, там гроб стоит. (В. Жуковский) | |
Антонимыязыковые средства, слова, имеющие противоположные значения. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (пословица). | |
Антономасия- особый вид метонимии (гр. antonomasia - переименование) - троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. Например, фамилия гоголевского персонажа Хлестаков получила нарицательное значение - «лгун, хвастун». Геркулесом иногда образно называют сильного мужчину. В языке закрепилось использование в переносном значении слов донкихот, донжуан, ловелас и др. Часто образное значение придается именам других литературных героев (Молчалин, Скалозуб, Манилов, Плюшкин, Отелло, Квазимодо). Подобные имена персонажей могут использоваться как выразительное средство образной речи (...И на Западе много сочиняется пустых книжек и статеек... Пишутся они отчасти французскими Маниловыми, отчасти французскими Чичиковыми. - Черн.). Нарицательное значение получают также имена известных общественных и политических деятелей, ученых, писателей [Мы все глядим в Наполеоны... (П.)]. | |
Архаизмыслова или выражения, вытесненные из активного употребления синонимичными лексическими единицами. Ввод а. в художественный текст может рассматриваться как стилистический прием или как речевая ошибка. В терновом венце революции грядет шестнадцатый год (В. Маяковский). Выя -шея, скорбный лист - история болезни, десница - правая рука. | |
Ассонанс1) повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков. Одну молитву чудную твержу я наизусть. (М. Лермонтов). 2) Неточная рифма, в которой созвучны лишь некоторые звуки (по тропам – топот, птицы – возвратиться, клюква – кукла). | |