Омографыв лексической стилистике : разные слова, совпадающие по написанию (*замок 'дворец' - замок (на двери), мука 'продукт' - мука 'мучение'), могут использоваться при создании каламбуров. Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть черных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила; Закатный луч был странно кос. Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара, Алея, как поток вина… (В. Брюсов) |
Омофоныразные словоформы/словосочетания, совпавшие по звучанию при различии лексических значений, способные порождать двусмысленность. И шаг твой землю тяготил (В. Брюсов, "ишак"). О. может возникнуть при переводе: Можно ли быть равнодушным ко злу? ("козлу", пример И.Б. Голуб). |
Парадигмаприведение случаев из жизни. Классические примеры - образцы (Одиссей хитроумен - образец хитроумия, Ахилл быстр - образец быстроты, Геракл силен - образец силы). |
Парадоксстранное, расходящееся с общепринятым мнением высказывание, мнение, противоречащее здравому смыслу. Поговорка «Тише едешь – дальше будешь»,пословица «Благими намерениями устлана дорога в ад», известная басня «Вельможа» И.А.Крылова построена на парадоксе: дурак – правитель попадает в рай… за лень и безделье. Дж. Б.Шоу «Не поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступил с тобой: у вас могут быть разные вкусы». О.Уайльд «Ничего не делать – очень тяжелый труд» |
Параллелизмстилистическая фигура, одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.» (В. Лебедев - Кумач). |
Паронимыблизкозвучные однокорневые (исторически) слова. Надеть - одеть, убежденный - убедительный, представиться -преставиться. Столкновение п. может использоваться как стилистический прием для выделения соответствующих понятий: олицетворять собой честь и честность;…Этот жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева). Употребление п. может быть средством уточнения мысли: Все те же ль вы, другие ль девы, / Сменив, не заменили Вас? (А. Пушкин); В ней больше красивости, чем красоты (К. Станиславский). |
Парцелляцияязыковое средство, членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф. Панферов). |
Периодосновная единица устно-письменной речи -предложение или группа взаимосвязанных предложений, которая выражает отдельную завершенную мысль и организована для произнесения в публичной речи. Периодическая речь предполагает максимальную четкость и отработанность мысли и тем самым предоставляет аудитории возможность легко понять и оценить мысли оратора или публициста. |
Перифразатроп, оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (лев), автор «Героя нашего времени» (М. Лермонтов). |
Плеоназмстилистическая фигура, употребление слов излишних для выражения мысли с целью усиления выразительности речи. Мария Годунова и ее сын Федор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (А. Пушкин). |